У души четыре обители, одна величественнее другой.
Обитель первая: материнская утроба. Это ограниченное пространство, тесная обитель, так называемые "три мрака". Обитель вторая: мир, в котором живет человек, и который привычен для него, и в котором он творит добро и зло и делает то, что становится причиной его счастья либо несчастья.
Обитель третья: барзах. Он просторнее этого мира и величественнее. Более того, по сравнению с ним он — то же самое, что первая обитель по сравнению со второй.
Обитель четвертая: мир вечный. Это Рай или Ад. И после этой обители не будет никакой обители.
Аллах переводит душу из одной обители в другую до тех пор, пока она не оказывается в обители, единственно подходящей для нее, — обители, для которой она изначально и была создана, и для деяний, которые введут в неё, она и была исконно подготовлена.
В каждой обители её положение отличается от её положения в другой обители. Благословен Аллах — её Творец и Создатель, оживляющий её и умерщвляющий, делающий её счастливой и несчастной. Он даровал всем душам различные степени счастья и несчастья, а также разные степени в знаниях, деяниях, силах и нравственности.
И кто знает душу должным образом, тот свидетельствует, что нет божества, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, Которому принадлежит вся власть и вся хвала и в руках Которого всё благо, и к Которому возвращается всё, и Которому принадлежит вся сила, и всё могущество, и всё величие, и вся мудрость, и Он абсолютно совершенен.
Зная душу свою, человек видит подтверждение правдивости Его пророков и посланников и что принесенное ими - истина, что подтверждает разум и изначальная человеческая природа, тогда как противоположное ему ложно.
А Аллах — Тот, Кто дарует успех.
См. "ар-Рух"
СМЫСЛ ИСКАЖЕНИЯ ОБЛИКА
Задумайся о мудрости Аллаха, проявившейся в искажении Им облика некоторых общин: Он придал им облик, соответствующий совершенным им преступлениям. Когда их сердца исказились и уподобились сердцам этих животных с их природой, Аллах изменил по мудрости Своей и их внешний вид, дабы сходство было полным. Это вершина мудрости.
Следует извлечь из этого урок и сделать для себя назиданием тех, кто был превращен в обезьян и свиней: как их одолели качества, присущие этим животным, и как они уподобились им в своей нравственности и своих деяниях.
Если ты проницателен, то присмотрись к окружающим, и ты увидишь это на лицах им подобных: черты (животных) проступают в них и сейчас, хотя облик их и остается человеческим.
Присмотрись, и ты увидишь явное сходство с обезьянами у людей хитрых, коварных и нечестивых, лишенных разума. Это самые недалекие из людей и при этом самые коварные и склонные к обману и нечестию! Если ты не увидишь этого сходства, значит, ты не относишься к проницательным.
Присмотрись и увидишь людей похожих на свиней. В первую очередь это относится к врагам лучших людей после посланников - сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Это подобие явно в лицах рафидитов, и его способен увидеть всякий верующий, как грамотный, так и неграмотный. Это сходство может быть очень явным и не очень, в зависимости от того, как много свинского в их сердцах.
Свинья - сквернейшее из животных, обладающее самой скверной и отвратительной природой, и к присущим её качествам относится то, что она оставляет благое и не ест его, но стоит человеку оттойти от своих отходов, как свинья устремляется к ним...
Посмотрите, как это описание совпадает с описанием врагов сподвижников. Они враждебно относятся к самым лучшис и самым чистым творениям Аллаха и отрекаются от них, и при этом лояльно относятся к каждому их врагу из числа христиан, иудеев и многобожников. И в любую эпоху в своей войне с верующими, любящими сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, они прибегают к помощи многобожников и неверующих, открыто объявляя, что они лучше их.
Кому подобна эта категория людей, как не свинье? Если ты не видишь этого сходства, глядя на их лица, значит, ты смотришь невнимательно и не относишься к числу проницательных!
Что же касается сообщений, почти достигших степени таватур (мутаватир), о превращении некоторых из них в свиней перед смертью, то их больше, чем можно упомянуть здесь...
См. "Мифтах дар ас-саада"
ПРИЗНАКИ ИДУЩИХ К АЛЛАХУ
Первым признаком идущего к Аллаху и миру вечному является осознание им ничтожности, изменчивости и неприветливости мира этого и того, насколько ничтожны его приверженцы, а также его недолговечности. Он видит, как приверженцы мира этого, влюбленные в него, падают сраженные вокруг него. Он вытянул из них все соки, и подверг их разным видам мучений, и дал им вкусить горчайший напиток. Он позволил им смеяться лишь немного, но заставил их много плакать. Он напоил их чашей яда своего после чаш вина своего, и они опьянели от любви к нему и умерли оставленные им.
Когда у человека появляется осознание этого, сердце его отдаляется от этого мира и устремляется к миру вечному. Тогда же в его сердце появляется осознание постоянства мира вечного и того, что он-то и является настоящей обителью, обитатели которой никогда не покинут её. Это обитель вечного пребывания, конечная остановка на пути и его конечный пункт.
А мир этот в сравнении с миром вечным таков, как сказал о нем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Мир этот по сравнению с миром вечным подобен пальцу, который один из вас окунает в море: пусть же посмотрит, что останется на нем!» (Муслим, 2858).