Приближения их к Нему и обретения ими почёта.

Через их преступление Он показал им величие Своего Господства (рубубиййа) и их подчинённость Ему ('убу`диййа), и через эти последствия возвысил их, приблизив к Себе и почтив их. И они в любом случае выигрывают, купаясь в Его великодушии и благодеянии, ибо всякое Его предопределение верующему - благо для него, приносящее ему почёт и награду от Него. И блага, которые Он дарует им в этом мире, также являются проявлениями Его милости к ним. И когда Он забирает их обратно, лишая их этих благ, они превращаются в дары в мире вечном.

Недаром говорят: «Аллах дарует рабам Своим щедрейщие дары, а когда Он забирает их назад, они становятся дарами мира вечного».

Всевышний Господь являет Себя сердцам знающих верующих, показывая им Своё могущество и величие, неотвратимость Своей воли, величие Своей Власти, Свою величественность и Свою щедрость, доброту и благодеяние, безграничность Своего прощения и милости. И Он внушает их сердцам веру в Его имена и качества. Всё это настолько, насколько это под силу людям. А за пределами этого лежит то, что им не под силу, что они не могут постичь и представить себе, и это несравнимо с тем, что им известно.

См. [Тарик аль-хиджратейн]

МИЛОСТИ КАК ИСПЫТАНИЕ

К признакам счастья и преуспеяния относится то, что каждый раз, когда знание раба Аллаха увеличивается, увеличиваются и его скромность и милосердие. И каждый раз, когда дела его увеливаются, увеличиваются его страх и осторожность, и чем дольше он живёт, тем меньше становится его алчность и стремление к мирским благам‚ и чем больше имущества становится у него, тем щедрее становится он сам и тем больше расходует [на благое]. И чем влиятельнее он становится, тем ближе он к людям, тем охотнее он удовлетворяет их нужды и тем скромнее ведёт себя по отношению к ним.

А к признакам несчастья относится то, что с увеличением знания раба Аллаха увеличивается его высокомерие и надменность, и чем больше дел у него становится, тем больше он гордится собой и тем пренебрежительнее относится к людям и тем лучшего мнения он о собственной персоне. И чем дольше он живёт, тем больше становится его алчность , и чем больше становится его имущество, тем более скупым и жадным делается он, и чем более влиятельным он становится, тем больше становятся его высокомерие и надменность.

Всё это испытание от Аллаха и некоторым оно приносит счастье, а другим напротив, несчастье.

И чудеса [которые Всевышний являет через некоторых людей] также являются испытанием, как и царствование, власть и имущество. Всевышний Аллах сообщил, что Его пророк Сулейман, увидев доставленный к нему трон Балькыс сказал:

«Мой Господь оказал мне эту милость ддя того, чтобы испытать меня, буду ли я бдагодарить или же буду небдагодарным» (сура 27 «Муравьи», аят 40).

Блага, которые дарует человеку Всевышний, являются испытанием, посредством которого становится видно благодарного, который благодарит, и неблагодарного, который не благодарит . Точно так же беды испытание от Него, Всевышнего, Он испытывает Своих рабов милостями, подобно тому, как испытывает их несчастьями. Всевышний Аллах сказал :

«Когда Господь испытывает человека, оказывая ему милость и одаряя его благами, тот говорит: “Господь мой почтил меня!" Когда же Он испытывает его, ограничивая его в пропитании, тот говорит: “Господь мой унизил меня!" Вовсе нет!» (сура 89 «Заря», аяты 1517).

То есть не для каждого из тех, кому Я даровал щедрый удел и кого Я почтил и одарил милостями, это на самом деле почёт от Меня, и не для каждого, кому Я даровал скудный удел и кого подверг испытаниям, это является унижением от Меня.

См. [Фаваид]

ТРИ ВИДА МИЛОСТЕЙ

Милости бывают трёх видов: милость, которая уже пришла к рабу Аллаха и он знает о ней; милость, которую он ждёт и надеется обрести; и милость, в которой он живёт в настоящее время, не замечая её.

Если Всевышний Аллах желает довести до конца Свою милость к рабу, Он помогает ему осознать ту милость, в которой он живёт в настоящее время, и Он дарует ему вервь благодарности, посредством которой он может привязать эту милость, дабы она не покинула его, ибо она покидает его из-за ослушания и её можно привязать посредством благодарности.

И Он помогает ему в совершении дел, способствующих обретению милости, которую он ещё только ожидает, и показывает ему те пути, которые уводят его от этой милости‚ и помогает ему избегать их. И спустя какое-то время он обретает эту милость во всей её полноте. Всевышний помогает ему замечать милости, в которых он живёт в настоящее время и которых он не замечает.

Рассказывают, что однажды один бедуин зашёл к Харуну ар-Рашиду и сказал: «О повелитель верующих! Да утвердит Аллах для тебя те милости, которые окружают тебя сейчас, посредством твоей постоянной благодарности Ему, и да осуществит Он для тебя милости, которые ты надеешься обрести в будущем, посредством твоих благих мыслей о Нём и постоянной покорности Ему, и да поможет Он тебе замечать те милости, которые у тебя есть сейчас и которых ты не замечаешь, дабы ты благодарил за них!» Эти слова очень понравились халифу, и он сказал: «Как прекрасно он разделил!»

См. [Фаваид]

КОГДА МИЛОСТИ НАДОЕДАЮТ

К скрытым порокам, притом широко распространённым, относится тот случай, когда раб Аллаха пребывает во благе, которое даровал ему Аллах и которое Он выбрал для него, а рабу оно надоедает, и он стремится перейти от этого блага к тому, что по невежеству своему считает лучшим для себя. И Господь его по милости Своей не выводит его из этого блага, снисходительно относясь к его невежеству и скверному выбору.

А когда это благо начинает стеснять его и вызывать у него недовольство, и он начинает роптать, и оно сильно наскучивает ему, Аллах лишает его этого блага. И тогда, перейдя к тому, к чему стремился, он осознаёт разницу между своим прежним положением и настоящим и начинает беспокоиться и сожалеть об утраченном и стремиться вернуться к тому, чего лишился.

И если Аллах желает Своему рабу блага и благоразумия, Он помогает ему увидеть те блага и милости которые Он дарует ему, удовольствоваться ими и благодарить за них. И если душа его станет подталкивать его к переходу от этого блага к чему-то другому, он обращается за советом к Господу своему, не зная, в чём на самом деле благо для него, и осознавая свою неспособность выбрать лучшее. Он вручает себя Аллаху, прося Его выбрать для него наилучшее.

Нет ничего более вредоносного для раба Аллаха, чем перестать ценить блага‚ которые даровал ему Аллах, и не благодарить Его за них и не радоваться им, и вместо этого проявлять недовольство, жаловаться на них и считать эти блага бедой притом, что на самом деле это одна из величайших милостей, оказанных ему Аллахом.

Большинство людей - враги милостей, которые дарует им Аллах, и не чувствуют, как Аллах дарует им эти милости. Они усердно отвергают их и отталкивают от себя, поступая невежественно и несправедливо. Сколько благ приходит к человеку, а он упорно отталкивает их от себя! И сколько их пришло к нему, тогда как он усердствовал в избавлении от них и стремился к их исчезновению по причине своего невежества и несправедливости. Всевышний Аллах сказал:

«Это произошло потому, что Аллах не отменяет милость‚ которую Он оказал людям, пока они сами не изменяют того, что в их душах» (сура 8 «Добыча», аят 53).

И Всевышний Аллах сказал:

«Поистине, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (сура 13 «Гром», аят 11).

Нет у милостей худшего врага, чем душа раба Аллаха. Человек помогает своему врагу против самого себя, и враг его разводит огонь среди дарованных человеку милостей. А тот раздувает этот огонь. Он сам позволяет ему развести этот огонь и сам раздувает его. А когда пламя разгорается, он начинает звать на помощь из-за начавшегося пожара и начинает винить предопределение:

Наши рекомендации