Поистине, деяний раба не хватит, чтобы отплатить за одну из милостей Аллаха.
‘Абду-ль-‘Азиз ибн Дауд сказал: «Я увидел язву на руке Мухаммада ибн Васи‘, и он как будто заметил, что мне стало тяжко от этого зрелища, и сказал мне: “Знаешь ли ты, сколько благ, связанных с этой язвой, даровал мне Аллах? Он сделал её ни на моём глазу, ни на кончике моего языка, ни на конце моего полового органа. И я стал спокойнее воспринимать эту его язву»
См. [‘Уддат ас-сабирин]
БОЖЕСТВЕННЫЕ МИЛОСТИ
Аллах дарует милость Свою, кому пожелает, и подвергает Своему наказанию, кого пожелает, и Он достоин хвалы за это. Благим из Его творений достаётся Его милость, а скверным Его наказание. И каждый из них получает свою долю того, что предполагает Его мудрость, и свою долю испытаний, и всякий используется для того, к чему он предрасположен и для чего создан, и всё это благо, польза и милость для верующих, ибо Всевышний Аллах создал их для благих деяний. И они их и совершают, и Он занял их ими, и они не достигли бы этого без Него, и не заслужили бы этого, кроме как по Его воле и предопределению. И им не причинят вреда болезни и яд. Когда враг наносит им неожиданный удар или насылает на них своё наваждение, они тут же вспоминают и прозревают, и их братья помогают им, если они отклоняются от правильного пути, и не делают упущений.
И если им случится совершить большой или малый грех, он оборачивается для них милостью и становится для них лекарством и благой заменой, бдагодаря искреннему покаянию и совершению благих деяний, стирающих собой скверные. Потому что Всевышний поведал им о Себе и Своей милости и о том, что сердца их в Его руках и их воздержание от ослушания зависит от Него.
Он нарушил их решимость, когда они решительно вознамерились не ослушиваться Его. И Он показал им могущество Своё в предопределении Своём, и Свою доброту и благодеяние в Своём прощении. И Он сделал их свидетельствующими о собственных душах и о тех изъянах, несправедливости и невежестве, которые присущи им. И Он показал им их потребность в Нём, их неспособность обойтись без Него и их подчинённость Ему. И Он показал им, что если Он не простит их, то нет им никакого пути к спасению.
Когда они решительно вознамерились не ослушиваться Его и дали Ему такое обещание в своих сердцах, а потом ослушались Его по Его воле и предопределению, они осознали величие Его предопределения и то, как прекрасно Он покрывает их, и как великодушен и выдержан Он по отношению к ним, и увидели безграничность Его прощения, а также Его сострадание к Ним и заботу о Них.
Они поняли, что Он выдержанный, не торопится и не спешит, и милостивый, милость Которого опережает гнев Его, и что когда они возвращаются к Нему посредством покаяния, то находят Его прощающим, милостивым, выдержанным и великодушным. Он прощает им скверные деяния и проступки, и любит их после их покаяния. И они обращаются к Нему с мольбами и используют для приближения к Нему безропотность подчиненности Ему ('убудиййа) и величие Господства Его (рубубиййа).
Всевышний Аллах дал им познать Себя через благие ответы на их мольбы, прекрасную заботу о них и благодеяние по отношению к ним, ибо это Он внушил им эти мольбы и стремление покаяться и вернуться к покорности Ему и повернул к Себе их сердца после того, как они отвернулись от Него.
Их ослушание Его не лишило их Его заботы, доброты и благодеяния. И Он простил их ещё до того, как они покаялись, и даровал им до того, как они попросили Его о чём-то. А когда они покаялись, и попросили у Него прощения, и вернулись к покорности Ему после ослушания, Он дал им познать себя иначе - через Свою милость, благосклонность, безграничность Своего прощения и Свою прекрасную снисходительность, доброту, одаривание милостями, великодушие и через Свои законы.
И Он показал им, что принимает их сразу же, несмотря на то, что они долго творили зло, проявляли непокорность и следовали путём ослушания Его. И вместе с тем Он показал им Свою великую хвалу и Свою всеобъемлющую доброту и великодушие: Он освободил им путь к ослушанию, и они совершили его, пользуясь Его милостями и помощью, однако потом Он не предоставил их следствиям этого ослушания -погибели и порче, с которой невозможно преуспеяние, но послал им второе целительное лекарство и изгнал из них болезнь, которая, если бы она осталась в них, то привела бы их к погибели.
Он внушил их сердцам надежду и сообщил, что Он таков, как они думают о Нём. А если бы Он показал им только тяжесть их преступления, отвратительность ослушания, а также Его гнев и ненависть по отношению к тем, кто ослушивается Его, то это принесло бы им губительную или трудноизлечимую болезнь - отчаяние в милости Его, и это непременно погубило бы их. Однако Он помиловал Их до того, как случилась беда, и сделал так, что эти следствия ослушания - испытания, беды и трудности - стали милостью для них и причиной возвышения их степеней,