Как избавиться от зла завистника
Избавиться от зла того, кто завидует человеку, можно, используя десять следующих причин.
Первая: испрашивание у Аллаха защиты от его зла.
Вторая: богобоязненность и исполнение его велений и соблюдение Его запретов. Кто боится Аллаха, того Он оберегает и не оставит на милость кого-то другого. Всевышний Аллах сказал:
«Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то их козни не причинят вам никакого вреда» (3:120).
А Пророк да благословит Его Аллах и приветствует сказал АбдуЛлаху ибн Аббасу (да будет доволен ими обоими Аллах): «Помни об Аллахе, и Он будет хранить тебя. Помни об Аллахе и обнаружишь Его перед собой» (ат-Тирмизи, 2516).
Кто помнит об Аллахе, того Аллах хранит, и он обнаружит Его перед собой, куда бы он ни направился. Кого же после этого ему бояться и кого остерегаться?
Третья: терпение по отношению к врагу. Не следует ни вступать с ним в противостояние, ни жаловаться на него, и не следует даже в мыслях своих обижать его. Если человек стремится победить своего завистника и врага, то лучше всего делать это посредством терпеливого отношения к нему и упования на Аллаха. И он не должен считать, что Всевышний слишком долго позволяет завистнику творить свою несправедливость.
Ведь каждая «атака» завистника становится воинством и силой для того, кому завидуют, и он использует их против самого завистника, притом что тот этого не ощущает. Эти атаки завистника – стрелы, которые сам он пускает в себя же, и если бы тот, кому завидуют, видел это, его бы радовали эти атаки. Однако он, из-за слабой своей прозорливости, видит лишь атаки, а не их завершения и следствия. Всевышний Аллах сказал:
«Вот так! Если кто-либо наказывает так, как он сам был наказан, после чего с ним поступают несправедливо, то Аллах непременно поможет ему» (22:60).
А поскольку Аллах гарантировал ему Свою помощь в случае, если он взыскал с него то, что причитается ему по праву, то что можно сказать о тех, кто не взыскал ничего из того, что принадлежит ему по праву? То есть завистник атакует его, а человек встречает эти атаки терпением. Нет греха, за который наказание постигает человека быстрее, чем подобное покушение на других и разрыв родственных связей. Обычай Аллаха таков, что если бы одна гора покусилась на другую, она была бы обращена в прах.
Четвертая: упование на Аллаха.
«Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его» (65:3).
Упование на Аллаха относится к числу наиболее действенных причин, посредством которых раб Аллаха может защитить себя от невыносимых обид, несправедливости и агрессии со стороны других. Это одно из самых сильных средств. Ведь, поистине, ему достаточно Аллаха, то есть Аллах защищает его и оберегает, и враг ничего не может с ним поделать, и он не сможет повредить ему, если не считать вреда незначительного и неизбежного, подобного зною, холоду, голоду и жажде.
Что же касается причинения такого вреда, о котором мечтает сам завистник, то этого ему никогда не добиться. Существуют различия между небольшим вредом, который представляется вредом, а в действительности является благодеянием Аллаха к нему, и между вредом, который приносит реальное удовлетворение самому завистнику.
Один из наших праведных предшественников сказал: «Аллах устроил для каждого деяния воздаяние того же рода, и Он сделал воздаянием за упование на Него то, что Его будет достаточно уповающему. Он сказал: «Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его». И Он не говорил: мол, Мы даруем ему столько-то награды, как Он сказал о деяниях. Вместо этого Он сделал так, что Его будет достаточно рабу, который уповает на Него, и Он будет защищать его и оберегать. И если бы раб Аллаха уповал на Него истинным упованием и против него стали бы ухищряться небеса, земля и все, кто в них, Аллах устроил бы ему выход из этого положения и защитил бы Его и помог бы ему».
Пятая: освобождение сердца от занятости завистником и мыслей о нем. Он должен стараться отбрасывать мысль о нем всякий раз, когда она посещает его, и стараться не обращать на него внимания, не бояться его и не наполнять сердце свое мыслями о нем. Это одно из лучших лекарств и один из самых действенных способов избежать его зла. Его положение можно сравнить с положением того, кого преследует враг, чтобы схватить его и причинить ему вред: если он не будет встречаться с ним и вступать в противостояние, а отстранится от него, то враг не сможет причинить ему вред. Если же они сойдутся в схватке, то случится зло.
Это очень полезная тема, которую усваивают лишь обладатели благородных душ и высоких стремлений. Благоразумный человек понимает это и вкушает сладость и благие последствия такой тактики и наслаждается ею. Как будто он считает величайшей мукой для сердца и духа занятость своим врагом и связь с ним своего духа, и он не видит ничего более болезненного для духа своего.
Однако верят в это лишь души успокоившиеся, умиротворенные и мягкие, которые довольны покровительством Аллаха для себя и знают, что Его помощь им лучше их стремления взять реванш самостоятельно.
Они полагаются на Аллаха со спокойной уверенностью и оттого умиротворены, и им известно, что Его гарантии правдивы и Его обещание – истина, и что никто не исполняет свои обещания лучше Него, и никто не сравнится с Ним в правдивости речей.
Они знают, что Его помощь им сильнее, постояннее и долговечнее и приносит больше пользы, чем их помощь самим себе или помощь, оказываемая им любым иным творением, подобным им самим. А помогает в этом следующая причина.
Шестая: устремленность к Аллаху, искренность по отношению к Нему и превращение любви к Нему, снискания Его довольства и возвращения к покорности Ему в предмет своих размышлений и мечтаний. Эти мысли проникают в душу его постепенно и в конце концов одолевают ее, затопляя ее собой до полного ее исчезновения. Остаются только мысли и мечтания об этом. Все они об угодном Господу, приближении к Нему, снискании Его довольства и благосклонности, и он помнит об этом, подобно тому, как беззаветно влюбленный помнит об объекте своей любви, делающем ему добро, и душа его наполнена любовью к нему так, что сердце его не может не помнить о нем, а дух его не может не любить его.
Если он достиг такого уровня, то как он превратит душу свою в обитель порицания и позволит сердцу своему предаваться размышлениям о своем завистнике, покушающемуся на него, и о том, как отомстить ему и какие меры принять против него? Для этого хватает места только в разрушенном сердце, в котором не обитает любовь к Аллаху, возвеличивание Его и стремление к Его довольству.
Когда его посещает мысль об этом и подходит к вратам его, страж сердца его взывает к ней: «Не смей входить в заповедное место царя! Ступай к винным лавкам и кабакам, в которых останавливается и задерживается всякий пришедший туда. А что делать тебе в доме султана, который поставил стражу и окружил его крепостной стеной?»
Всевышний Аллах сказал о Своем враге Иблисе: «Он сказал: «Клянусь Твоим могуществом! Я собью из всех, кроме Твоих искренних рабов» (38:82-83).