Сахль ибн АбдуЛлах сказал: «Кто отказывается от движения, тот отказывается от Сунны, а кто отказывается от упования, тот отказывается от веры».
Упование – положение Пророка (мир ему и благословение Аллаха), но труд, приложение усилий – его Сунна. И кто старается приблизиться к его положению, пусть не оставляют его Сунну. Это и есть смысл слов Абу Саида: «Упование – это колебание, не зная покоя, и покой, не зная колебаний».
А слова Сахля еще возвышеннее и яснее.
Говорят также, что упование – это разрыв связей сердца с кем-то или чем-то кроме Аллаха.
Сахля как-то спросили об уповании, и он сказал: «Это когда сердце живет с Аллахом, без связи (с кем-то или чем-то другим)».
Говорят также, что упование – это отказ от привязанности (к причинам) и привязанность к истинам.
Говорят еще, что упование – это когда тебе все равно, больше у тебя чего-то или меньше. Имеется ввиду, что это следствие упования, а не его сущность.
См. «Мадаридж ас-саликин»
*Пророк Аллаха Ибрахим (мир ему) призывал своих соплеменников уверовать в одного лишь Аллаха. Но они отказывались и даже развели огонь, чтобы бросить его туда. И в эту минуту к нему пришел Джибриль и спросил: «О Ибрахим! Нужно ли тебе что-нибудь от меня?» Ибрахим (мир ему) ответил: «От тебя – нет. А вот Аллаха – да!»
УПОВАНИЕ И ИСПРАШИВАНИЕ ПОМОЩИ
Это положение сердца, возникающее как следствие знания об Аллахе и веры в то, что только Он творит, распоряжается, контролирует вред и пользу, дарует и лишает, и чего Он пожелает, то будет, даже если люди этого не желают, а чего Он не желает, того не будет, даже если люди желают этого.
Это предполагает, что раб Аллаха должен полагаться на Него, предаваться Его воле, быть спокойным в отношении Него, всецело доверять Ему, быть уверенным в том, что Его достаточно тому, кто уповает на Него, и он зависит от Него, и ничего не происходит, кроме как по Его воле, желают люди того или нет.
Положение его подобно отношению ребенка к своим родителям: состояние стремления и боязни сменяют у него друг друга, и объектом их являются его родители. Посмотрите, как сердце его не обращает внимания ни на кого, кроме его родителей, и все его внимание направлено на них, чтобы с ним не случилось.
Таково положение уповающего. Чье положение по отношению к Аллаху таково, тому достаточно Аллаха – иначе и быть не может. Всевышний Аллах сказал: «Тому, кто уповает на Аллаха, достаточно Его» (65:3).
И если он вместе с тем относится к числу богобоязненных, то его ожидает похвальная участь.
УПОВАНИЕ – ПОЛОВИНА РЕЛИГИИ
Всевышний Аллах сказал: «На Аллаха уповайте, если вы верующие» (5:23).
И Всевышний сказал: «На Аллаха пусть уповают верующие» (3:122).
А в обоих «Сахихах», в хадисе о семидесяти тысячах, которые войдут в Рай без расчета, говорится: «Это те, которые не просят читать им заклинания, не верят в дурные предзнаменования, не делают себе прижиганий и на Господа своего уповают» (аль-Бухари, 5705; Муслим, 220).
Аль-Бухари приводит комментарий Ибн Аббаса к Словам Всевышнего: «Нам достаточно Аллаха, и прекрасный Он Покровитель!»: «Эти слова произнес пророк Ибрахим (мир ему), когда его бросили в огонь. И эти же слова произнес Мухаммад да благословит Его Аллах и приветствует, когда ему сказали: «Народ собрался против вас. Побойтесь же их». Однако это лишь приумножило их веру, и они сказали: «Достаточно нам Аллаха, и прекрасный Он Покровитель!» (аль-Бухари).
И в обоих «Сахихах» упоминается, что Посланник Аллаха да благословит Его Аллах и приветствует говорил: «О Аллах, Тебе покорился я, и в Тебя уверовал я, и на Тебя уповаю я, и к (покорности) Тебе возвращаюсь, и с помощью Твоей веду споры. О Аллах, поистине, я прибегаю к величию Твоему, - нет божества (достойного поклонения) кроме Тебя! – от того, чтобы Ты сделал меня заблудшим. Ты – Живой, Который не умирает, тогда как джинны и люди смертны!» (Муслим, 18).
Умар (да будет доволен им Аллах) передал следующий хадис: «Если бы вы уповали на Аллаха истинным упованием, то Он давал бы вам удел, как дается птице, которая улетает утром голодная и возвращается вечером сытая» (ат-Тирмизи, 2344).
Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передает, что посланник Аллаха да благословит Его Аллах и приветствует сказал: «Тому, кто при выходе из дома скажет: «С именем Аллаха, уповаю на Аллаха, и нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха», говорят: «Ты ведом прямым путем, избавлен и защищен» - и шайтан удаляется от него. И один шайтан говорит другому: «Как ты можешь добиться желаемого от человека, который ведом прямым путем, избавлен и защищен?!» (Абу Дауд, 5095).
Упование – половина религии, а возвращение к покорности Аллаху – вторая ее половина, ибо поистине – религия – это испрашивание помощи и поклонение. Упование – это испрашивание помощи, возвращение к покорности Аллаху после ослушания – поклонение.
Стоянка его – самая просторная и многолюдная. На ней всегда много останавливающихся, потому что связь с упованием бывает очень разная, и потому что нужд у обитателей миров очень много, и упование всеобще, и оно может быть и у верующих, и у неверующих, и у благочестивых, и у нечестивых, а также у птиц, зверей и скотины.
Обитатели небес и земли, как те, на кого возложены религиозные обязанности, так и остальные, - на стоянке упования, хотя с упованием они связаны по-разному. Приближенные Его уповают на Него в осуществлении угодного Ему и стремлении добиться того же от других творений. Они уповают на Него в вере, в поддержке Его религии, в возвышении слова Его, в борьбе с врагами Его, в угодном Ему и исполнении Его велений.