Довольство аллахом как господом и мухаммадом как посланником
Пророк да благословит Его Аллах и приветствует сказал: «Тот ощутит вкус веры, кто доволен Аллахом как Господом, исламом – как религией и Мухаммадом – как посланником» (Муслим, 34).
И он сказал: «Тому, кто скажет, услышав призыв на молитву: «Я доволен Аллахом как Господом, исламом – как религией и Мухаммадом – как посланником», простятся его грехи» (Муслим, 386).
Вокруг этих двух хадисов вращаются положения религии, и они – завершение ее. В них упомянуты: довольство Аллахом как Господом, (довольство Им) как Богом, довольство Его посланником и покорность ему и довольство Его религией. У кого есть все четыре (довольства), тот относится к числу правдивейших. На словах это очень просто, но на самом деле этого очень трудно достичь. Особенно когда приходит то, что противоречит страстям души и ее желаниям, и тогда становится ясно, что довольство существовало на словах, а не на деле.
Довольство Аллахом как Богом включает любовь к Нему Одному, страх перед Ним, надежду на Него, возвращение к покорности Ему после ослушания, посвящение Ему своего поклонения и устремление к Нему сил воли и любви. И человек должен делать то, что угодно Тому, Кого он любит, что включает поклонение Ему и искренность по отношению к Нему.
Довольство Аллахом как Господом включает в себя довольство тем, как Он распоряжается Своим рабом, а также упование на Него Одного и обращение за помощью к Нему. Кроме того, человек должен быть уверен в Нем и полагаться на Него. И он должен быть доволен всем, что Он делает с ним.
Первое предполагает довольство тем, что ему велено. Второе предполагает довольство тем, что предопределено ему.
Если же говорить о довольство Его пророком в качестве посланника, то оно включает в себя совершенство покорности ему и полное подчинение ему, так чтобы он был для человека важнее самого себя. И он не черпает верное руководство, кроме как из сказанного им, и не обращается за решениями ни к кому, кроме него, и не делает судьей над собой никого, кроме него, и никогда не будет доволен решениями кого-то другого – ни в том, что касается имен Господа, Его качеств и действий, ни в том, что касается познания истин и положений веры, ни в нормах, связанных с нею, внешне и внутренне. Он не принимает в этих вопросах ничьи решения, кроме его решений. А если он вынужден обратиться за решениями не к нему, то положение его подобно оказавшемуся в безвыходном положении, когда у него нет иной пищи, кроме крови и мертвечины. А в лучшем случае это подобно земле, которую используют для очищения (тайаммум), когда нет возможности использовать воду.
Что же касается довольства своей религией, то это означает, что когда религия говорит, постановляет, велит или запрещает, он полностью доволен и в сердце его не остается стесненности от постановлений религии и он полностью подчиняется им, даже если они противоречат его личным желаниям и страстям, известному мнению или словам его шейха или товарищей.
Вот здесь-то и отстраняются от тебя все люди, за исключением немногих чуждых миру этому. Не бойся же выглядеть чуждым и остаться в одиночестве, ибо это, клянусь Аллахом, верх величия. Ты – с Аллахом и Его посланником, и у тебя будет ощущение близости к Нему и довольство Им как Господом, Мухаммадом – как посланником и исламом – как религией.
Более того, искренний, каждый раз чувствуя себя странным и чуждым и вкусив сладость этого ощущения, устремляется к Всевышнему духом своим и просит: «Господи, добавь мне этой чуждости и одиночества в мире этом и дай мне чувствовать близость к Тебе!»
И всякий раз, ощутив сладость этой чуждости и этого одиночества, он начинает чувствовать, что истинное одиночество – близость к людям, а истинное унижение – величие, обретенное через них, истинное невежество – жить их мнениями и мусором, что скапливается в их головах, а истинное прерывание (шествия по прямому пути) – привязанность к их обычаям и привычкам. Он не готов делиться своей долей, полученной от Аллаха, ни с кем из творений. И он ни за что не станет менять эту свою долю на согласие с ними в том, что только лишит его (милости Аллаха) и в лучшем случае принесет ему любовь людей в этом мире.
А когда уже не будет причин, истины станут явными, и будут воскрешены лежащие в могилах и обнаружится то, что в груди, и все тайное станет явным, и не обнаружит он иной силы и помощника, кроме Господа своего. И вот тогда ему станет ясно, что несло прибыль, а что лишь причиняло убытки, и что облегчает, а что утяжеляет чашу весов. А Аллах – Тот, Кого просят о помощи, и на Него следует уповать.
См. «Мадаридж ас-саликин»