Таким образом, в этой мольбе он соединил лучшее из того, что есть в этом мире, и лучшее из того, что есть в мире вечном.
См. «Игасат аль-ляхфан»
БЛАГО – В ТОМ, ЧТО ВЫБРАЛ АЛЛАХ
Раб Аллаха нуждается в совершении того, что приносит ему пользу в этом мире и в мире вечном, а также в знании того, в чем благо для него, способности обрести или совершить это и облегчении этого. Но сам он ни над чем из этого не властен, и знание его – от Того, Кто научил человека тому, чего он не знал, и так же его способности: если Аллах не наделит его способностью осуществить нечто, то он не сможет осуществить это. То же касается и облегчения: если Аллах не облегчит ему, то ему будет очень трудно осуществить это даже после того, как Аллах наделит его способностью к этому.
Поэтому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) указал нам на необходимость полного подчинения Ему (убудийя), потому что оно есть отказ от выбора в пользу Того, Кто знает все последствия деяний и их подробности, благие из них и дурные, и стремление обрести Его благосклонность. Ведь если Он не облегчит ему это и не подготовит его, то он не сможет ничего сделать.
Если Он выбирает для него соответственно Своему знанию и помогает ему осуществить это посредством Своего могущества и облегчает ему это по милости Своей, то он нуждается в том, чтобы Он продлил ему (осуществленное) и сделал его постоянным, вложив в это Свою благодать. Благодать предполагает устойчивость и преумножение, а это нечто большее, чем просто наделение способностью к осуществлению или обретению или облегчение этого. И если Он сделал для него все это, то он нуждается в том, чтобы Он даровал ему довольство, потому что бывает так, что Аллах выбирает для человека то, что ему не нравится, и он начинает проявлять недовольство, хотя на самом деле Аллах выбрал для него наилучшее.
АбдуЛлах ибн Умар (да будет доволен ими обоими Аллах) сказал: «Поистине, бывает, что человек просит Аллаха выбрать для него, и Он выбирает для него, а потом он бывает недоволен Господом своим, но очень скоро смотрит на последствия и обнаруживает, что на самом деле Аллах выбрал для него наилучшее».
Са’д ибн Абу Ваккас (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, счастье потомка Адама (помимо прочего) – в том, чтобы обращаться к Аллаху с мольбой выбрать для него наилучшее и быть довольным тем, что предопределил Аллах. И поистине, несчастье потомка Адама (помимо прочего) – в отказе от обращения к Аллаху с мольбой выбрать для него наилучшее и недовольстве тем, что предопределил Аллах» (Ахмад).
С предопределением связаны два действия: обращение к Аллаху с мольбой выбрать для него наилучшее до его осуществления и довольство после его осуществления и к содействию Аллаха Своему рабу и счастью, которое Он дарует ему, относится то, что Он помогает ему обратиться к Нему с мольбой выбрать для него наилучшее до осуществления предопределения и остаться довольным после его осуществления. А желая оставить Своего раба без помощи, Он не побуждает его к обращению к Нему с мольбой выбрать для него наилучшее до осуществления предопределения и довольству после его осуществления.
Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мне не важно, что ждет меня впереди, - то, что мне нравится, или то, что мне не нравится, потому что я не знаю, в чем благо: в том, что мне нравится, или же в том, что мне не нравится».
Аль-Хасан сказал: «Не испытывайте отвращения к тому неприятному, что происходит с вами, и бедам, которые постигают вас, ведь, возможно, в том, что ненавистно вас, - ваше спасение, как возможно и то, что вам нравится, - погибель для вас.
См. «Шифа аль-алиль»
АЛЛАХ ВЫБИРАЕТ ДЛЯ СВОЕГО РАБА
Выбор Аллаха чего-либо для Своего раба бывает двух видов.
Вид первый: выбор религиозный, шариатский. В этом виде раб должен выбирать лишь то, что выбрал для него его Господь.
Всевышний Аллах сказал: «Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение» (33:36).
Выбор же рабом иного противоречит его вере, смирению, довольству Аллахом как Господом, исламом как религией, и Мухаммадом как посланником.
Вид второй: выбор-предопределение, который не вызывает недовольства Господа. Это беды и трудности, которыми Аллах испытывает Своего раба. Рабу не принесут вреда попытки убежать от этих испытаний к предопределению, которое избавит его от них и отведет их от него. Поступая так, он вовсе не оспаривает Господство у Всевышнего, хотя он и оспаривает предопределение другим предопределением. Иногда это бывает обязательным, иногда – желательным, иногда – дозволенным, так что все равно, сделать это или воздержаться от этого, бывает нежелательным и бывает запретным.
Что касается предопределения, которое Он не любит и которым Он не доволен, например предопределение пороков и грехов, то от раба Аллаха требуется быть недовольным ими и ему запрещено быть довольным ими. Это касающиеся довольства предопределением подробности, которые обязательно знать.