А ведь встретить Аллаха, имея на душе все грехи, кроме придавания Аллаху сотоварищей, лучше, чем встретить Его в таком положении.
Как-то мне случилось беседовать с одним из лидеров этих людей, и я сказал ему: «Заклинаю тебя Аллахом, скажи мне: если бы Посланник да благословит Его Аллах и приветствует, был жив сейчас и находился бы здесь и обратился бы к нам со своими речами, разве не было бы нашей обязанностью последовать за ним, не ставя это следование в зависимость от чьих-то мнений, слов и убеждений? Или мы обязаны были бы сначала сравнить услышанное нами от него с мнениями людей и их умозаключениями?»
Он ответил: «Конечно же нашей обязанностью было бы как можно скорее подчиниться ему, не обращая внимания ни на кого иного».
Я спросил: «Кто же снял с нас эту обязанность?»
Тогда он приложил палец к губам и так и остался сидеть в растерянности, не зная, что сказать, и потому храня молчание.
К проявлениям благовоспитанности по отношению к Посланнику да благословит Его Аллах и приветствует, относится и то, что нельзя опережать его в велениях и запретах, разрешении и действии – следует ждать его веления, запрета, разрешения.
Как сказал Всевышний: «О те, которые уверовали! Не опережайте Аллаха и Его Посланника» (13:1).
Это предписание не было отменено – оно останется в силе до самого Судного дня. Нельзя было опережать его при его жизни. И нельзя опережать его Сунну после его кончины. Человек разумный и здравомыслящий понимает, что это одно и то же.
Муджахид (да помилует его Аллах) сказал: «То есть не забегайте вперед, не опережайте Посланника Аллаха да благословит Его Аллах и приветствует, ни с чем, а ждите, пока Аллах не сообщит вам постановление об этом своими устами».
Ад-Даххак (да помилует его Аллах) сказал: «Ничего не решайте без Посланника Аллаха да благословит Его Аллах и приветствует».
Абу Убайда (да помилует его Аллах) сказал: «Арабы говорят: «Не опережайте предводителя или отца», то есть не спешите с велениями и запретами, пока не получите их от него».
Другие говорили: «Не велите, пока не велит он, и не запрещайте, пока не запретит он».
К проявлениям благовоспитанности по отношению к Посланнику да благословит Его Аллах и приветствует, относится и то, что нельзя повышать глосс выше его голоса, ибо это делает тщетными деяния человека. А что говорить о том случае, когда мнения и плоды человеческого мышления превозносят над его Сунной? Неужели дела поступающего так будут приниматься, если даже простое повышение голоса выше голоса Посланника да благословит Его Аллах и приветствует, делает тщетными деяния человека?
К проявлениям благовоспитанности по отношению к Посланнику да благословит Его Аллах и приветствует, относится и то, что нельзя обращаться к нему так же, как к другим. Всевышний Аллах сказал:
«Не равняйте обращение к Посланнику среди вас с тем, как вы обращаетесь друг к другу» (24:63).
Толкователи высказали два мнения о смысле этого аята.
Мнение первое: это означает: вы не должны звать его по имени, как зовете друг друга, но вам следует говорить: «О Посланник Аллаха», «О Пророк Аллаха».
Мнение второе: это означает: не делайте так, чтобы его обращение к вам было подобно вашему обращению друг к другу. Ведь любой из вас, когда к нему обращаются, отвечает, если желает, а если не желает, то не отвечает. Когда он обращается к вам, вы обязаны ответить, и вы не имеете права не отвечать ему.
К проявлениям благовоспитанности по отношению к Посланнику да благословит Его Аллах и приветствует, относится и то, как вели себя сподвижники, когда были вместе с ним во время проповеди, сражений на пути Аллаха или несения дозора на пути Аллаха, никуда ни уходили по своим потребностям, не спросив разрешения у Посланника Аллаха да благословит Его Аллах и приветствует.
Как сказал Всевышний Аллах: «Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его Посланника. Когда они находятся рядом с ним по общему делу, то не уходят, пока не попросят у него разрешения» (24:62).
Если они не уходили без разрешения, когда у них была причина для ухода, то что говорить о том случае, когда человек уходит, куда ему заблагорассудится, в основах и ответвлениях религии, в вопросах тонких и важных, без его разрешения?
Всевышний Аллах сказал: «Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания» (16:43).
К проявлениям благовоспитанности по отношению к Посланнику да благословит Его Аллах и приветствует, относится и то, что нельзя считать его слова неуместными и неправильными по сравнению с чьими-то словами и мнениями – напротив, все эти слова и мнения должны сравниваться с его словами и отвергаться, если они противоречат его словам.
Нельзя противопоставлять пришедшему от него тексту аналогию – напротив, следует отбрасывать аналогии ради текста. И нельзя искажать его слова, идя на поводу у чьих-то умозаключений. Это нечто неизвестное и далекое от истины. И человек не должен ставить принятие принесенного Пророком да благословит Его Аллах и приветствует, в зависимость от чьего-то согласия, ибо все это проявления неблаговоспитанности по отношению к нему и явная дерзость.
См. «Мадаридж ас-саликин»
ГЛАВА ШЕСТАЯ