Знание того, что портит деяния и делает их тщетными и недействительными, относится к числу важнейших знаний, которые должны быть у человека, дабы он мог избегать этих пагуб.

В известном предании говорится: "Поистине, раб Аллаха совершает какое-то деяние, так что не видит его никто, кроме Всевышнего Аллаха, а потом рассказывает о нем кому-нибудь. И это деяние переходит из области тайного в область явного, а дальнейшая судьба этого деяния зависит от того, зачем человек сделал его явным. Если он сделал это, чтобы люди хвалили его или чтобы обрести влияние и возвысить свое положение не у Всевышнего Аллаха, то оно становится тщетным, как если бы человек изначально совершил само деяние с этой целью.

См. "Вабиль"

МИРАЖ

Деяния, которые совершаются не ради Аллаха и не так, как Он повелел, человек может считать полезными для себя, но на самом деле это не так. Это как раз те деяния, о которых Всевышний Аллах сказал:

«Мы займемся деяниями, которые они совершили, и обратим их в развеянный прах» (25:23).

Аллах пожелал, чтобы миражи возникали в пустыне, то есть там, где голая и бесплодная земля и нет строений, деревьев, растений, нет жизни. Мираж возникает в пустыне и сам мираж – ничто. Это описание хорошо подходит к деяниям и сердцам, которые лишены веры и правильного руководства.

Задумайтесь над словами Всевышнего: «…подобны мареву в пустыне, которое жаждущий принимает за воду» (24:23).

Человек, страдающий от сильной жажды, видит мираж и думает, что это вода. Он идет к нему, но ничего там не находит. То, в чем он больше всего нуждался, предает его. Так же и в случае с этими людьми. Поскольку деяния их не были покорностью Посланнику да благословит Его Аллах и приветствует и совершались не ради Аллаха, они уподобились миражу. И вот они, страдая от жажды и нуждаясь в нем, ничего не обнаруживают перед собой. Они обнаружат Аллаха, Который воздаст им сполна за все, что они делали.

Абу Саид аль-Худри передает достоверный хадис, в котором Пророк да благословит Его Аллах и приветствует сказал: «И доставят Геенну, которая будет подобна миражу. После этого призовут иудеев и спросят: «Чему вы поклонялись?» Они ответят: «Мы поклонялись Узайру, сыну Аллаха». Тогда им будет сказано: «Вы солгали! Не брал Всевышний себе ни супруги, ни детей!.. Чего же вы желаете?» Они скажут: «Мы хотим, чтобы Ты напоил нас». Тогда будет сказано: «Пейте!» И они попадают в Огонь. После этого призовут христиан и спросят их: «Чему вы поклонялись?» Они ответят: «МЫ поклонялись Мессии, сыну Аллаха». Им будет сказано: «Вы солгали! Не брал Всевышний Себе ни супруги, ни детей!.. Чего же вы желаете?» Они скажут: «Мы хотим, чтобы Ты напоил нас». Тогда будет сказано: «Пейте!» И они попадают (в Огонь)». (аль-Бухари, 7440; Муслим, 3183).

Таково положение каждого приверженца ложного. Это ложное предает его в тот момент, когда он больше всего нуждается в нем, потому что ложное – это ничто, оно ложно, и сущность его соответствует его названию. Если убеждения неправильны, то и следствия будут ложными.

Так же и в случае, когда цель деяния является ложной. Если человек совершает деяние не ради Аллаха или не так, как Он повелел, то его деяние становится ложным из-за ложности цели и наносит вред совершившему его своей ложностью, поскольку происходит противоположное тому, на что он надеялся. Его деяние и убеждение не проходят бесследно, но он мучается, потому что упустил пользу и приобрел противоположное ей. Поэтому Всевышний Аллах сказал:

«Он находит вблизи себя Аллаха, Который воздает ему сполна по его счету. Аллах скор в расчете» (24:39).

Так случается с заблудшим, который считает, что он на прямом пути.

См. «И’лям аль-муваккы’ин»

ПОЛЕЗНОЕ СОЗЕРЦАНИЕ

Здесь необходимо подробное разъяснение. Показ* деяний не Аллаху бывает двух видов.

Вид первый: показ, который подталкивает к совершению деяний или укрепляет желание в человеке совершать их**. Это совершение деяний напоказ в чистом виде или смешанное с чем-то. Показ, заставляющий воздерживаться от деяний, также относится к числу пагуб и завес, (мешающих видеть истину и следовать прямым путем).

Вид второй: показ, который не подталкивает человека к совершению деяний не ради Аллаха и не увеличивает в нем стремление совершить их. Присутствие или отсутствие такого показа никак не влияет на это стремление. Такой показ не относится к приукрашиванию (своих деяний в глазах созерцающего), особенно когда речь идет о тех случаях, когда польза от созерцания перевешивает вред.

Целью может быть защита и забота, как в случае с присматривающим за больным*** или находящимся в опасной близости от чего-нибудь губительного и могущим пострадать от этого. Другой пример – когда человек наблюдает за врагом, нападения которого он остерегается, и совершает молитву особым образом (салят аль-хауф).

Еще один пример – ты (совершаешь поклонение) в присутствии человека, который смотрит на тебя в надежде научиться у тебя чему-то, и ты оказываешь благодеяние ему посредством обучения его и собственной душе посредством искренности. Или же ты желаешь, чтобы человек брал с тебя пример или желаешь научить невежественного. Это похвальный показ. А Аллаху известны намерения и устремления.

Что же касается порицаемого показа, то сюда относится все, что совершается напоказ из стремления добиться возвеличивания и похвалы со стороны людей, или в надежде получить что-то от того, напоказ кому он делает это, или из страха перед ним. Если же это делается с целью защиты или обучения или демонстрации Сунны, или наблюдения за собирающимся напасть врагом, то в этом нет ничего порицаемого.

Бывает, что милостыня человека, подающего ее открыто, оказывается лучше милостыни того, кто подает ее тайно. Например, слепой просит у людей, потому что нуждается, а один человек из их числа понял, что если он подаст этому слепому тайно, то никто не последует его примеру, и слепой не получит никакого подаяния, кроме его подаяния, и что если он подаст ему открыто, то люди последуют его примеру. И он подал ему открыто, но побудило его к этому стремление увеличить подаяние слепому за счет подаяний присутствующих. Это похвальное деяние, поскольку он сделал это не ради того, чтобы его возвеличивали и хвалили. И такой человек заслуживает, чтобы ему досталась такая же награда, как и всем тем, кто подал милостыню, следуя его примеру.

См. «Мадаридж ас-саликин»

*Речь идет о том случае, когда ты совершаешь поклонение на глазах у людей.

** Например, человек ленится совершать молитву, но присутствие людей, которые смотрят на него, подталкивает его к ее совершению.

***Это предполагает, что человек совершает молитву и другие виды поклонения в присутствии этого больного.

ГЛАВА ПЯТАЯ

Деяния сердца: любовь

ЛЮБОВЬ К ВСЕВЫШНЕМУ АЛЛАХУ

Любовь к Всевышнему Аллаху, ощущение близости к Нему и стремление к встрече с Ним, а также довольство Им – основа религии и основа деяний и стремлений. И познание Его и знание Его имен, качеств и действий – лучшая из всех религиозных наук. Познание Его – лучшее из познаний, стремление к Лику Его – лучшее из стремлений, поклонение Ему – почетнейшее из деяний, восхваление Его посредством Его имен и качеств и прославление Его – лучшие из слов. Это основа чистого единобожия – ханифизма – религии Ибрахима да благословит Его Аллах и приветствует.

Всевышний Аллах сказал Своему Посланнику да благословит Его Аллах и приветствует:

«Затем Мы внушили тебе: «Исповедуй религию Ибрахима, будучи приверженцем единобожия, ведь он не был из числа многобожников» (16:123).

Пророк да благословит Его Аллах и приветствует учил своих сподвижников говорить по утрам: «Мы встали утром, будучи приверженными естественной природе Ислама (фитра), слову искренности, религии нашего Пророка Мухаммада и вере нашего праотца Ибрахима, который исповедовал единобожие, был мусульманином и не был одним из многобожников» (Ахмад).

Это истинная сущность свидетельства «Ля иляха илля-Ллах», на котором зиждется ислам – религия всех пророков и посланников, и нет у Аллаха религии, кроме него, и Он не принимает ни от кого иной религии, кроме него.

Наши рекомендации