А Аллах — Тот, Кого просят о помощи.
См. "Фаваид"
СВИДЕТЕЛЬСТВО ЕДИНОБОЖИЯ И ЕГО ПЛОДЫ
Всевышний Аллах сказал: «Разве ты не видишь, как Аллах приводит притчи? Благое слово подобно благому дереву, корни которого прочны, а ветви уходят в небо. Оно плодоносит каждый миг с дозволения своего Господа. Аллах приводит людям притчи, - быть может, они помянут назидание» (14:24-25).
Всевышний Аллах сравнивает благое слово с благим деревом, потому что плодом благого слова становится благое деяние, а благое дерево приносит полезные плоды.
Это очевидно, учитывая мнение большинства толкователей Корана, которые утверждали, что под благим словом подразумевается свидетельство «Ля иляха илля-Ллах», ибо его плодом становятся все благие деяния, явные и сокрытые. Всякое благое дело, угодное Аллаху, - плод этого свидетельства.
В толковании, которое Али ибн Абу Тальха передал от Ибн Аббаса (да будет доволен Аллах им и его отцом), говорится, что благое слово – это свидетельство «Ля иляха илля-Ллах», благое дерево – это верующий, прочные корни – это свидетельство «Ля иляха илля-Ллах» в сердце верующего, восходящие к небу ветви – это благие дела верующего, поднимающиеся посредством него на небо.
Ар-Раби’ ибн Анас сказал, что благое слово – это вера, и вера – это благое дерево, неизменный корень которого – искренность, а ветви, уходящие в небо, - богобоязненность.
Если принять во внимание эти разъяснения, то сравнение правильнее, яснее и прекраснее. Всевышний Аллах сравнил дерево единобожия в сердце с благим деревом с прочными корнями и уходящими в небо ветвями. Дерево это постоянно приносит плоды.
Если ты задумаешься над этим сравнением, то увидишь, что оно идеально подходит для древа единобожия в сердце, устойчивого и прочного, ветви которого – благие дела – поднимаются в небо.
Это дерево приносит плоды – благие дела, постоянно, в соответствии с тем, насколько прочно оно закрепилось в сердце, как сильно сердце любит его, его искренностью в исповедании единобожия, знание им его истинной сути, соблюдением им его прав и заботы о нем.
Если в сердце человека утвердилось это слово в его истинном виде, так что стало присуще его сердцу и благодаря ему оно пропиталось религией Аллаха, лучше которой ничего нет, и он знает суть божественности Аллаха, которую признает его сердце и о которой свидетельствует язык его и которую подтверждают органы его тела, и отрицает эту божественность, когда речь идет о ком-то, кроме Аллаха, и сердце его и язык едины в отрицании и утверждении, и органы тела его покорились Тому, Чья единственность засвидетельствована, добровольно, следуя путями Господа своего смиренно, не уклоняясь от них и не ища им никакой замены, а сердце не стремится найти замену Истинному Богу, Которому поклоняется, - если все так, то не приходится сомневаться в том, что это слово, исходящее из этого сердца и слетающее с этого языка, будет приносить плоды – благие дела, восходящие к Всевышнему Господу.
И именно это благое слово возносит эти деяния к Всевышнему Господу. И плодом этого благого слова становится множество благих слов, сопровождающихся благими делами, и благие дела поднимают благие слова. Как сказал Всевышний Аллах:
«К Нему восходят благие слова, и праведное деяние возносит их» (35:10).
Всевышний Аллах сообщил о том, что благие дела возносят благие слова, и Он сообщил также, что плодом благого слова для произносящего его постоянно становятся благие дела.
Таким образом, если верующий произносит свидетельство единобожия, зная его смысл и суть, то есть что оно отрицает, а что утверждает, и исполняет то, чего это свидетельство требует от него, свидетельствуя сердцем, языком и органами тела, то это и есть благое слово, которое возносит эти благие дела, совершенные произносящим его. Корни его прочно закреплены в сердце, а ветви связаны с небесами, и оно приносит плоды свои постоянно.
Некоторые из наших праведных предшественников сказали: «Поистине, благое дерево – это пальма», что подтверждается достоверным хадисом Ибн Умара.
А другие сказали: «Это и есть сам верующий». От Ибн Аббаса (да будет доволен Аллах им и его отцом) передается, что тот сказал о словах Всевышнего «Разве ты не видишь, как Аллах приводит притчи? Благое слово подобно благому дереву»: «Под благим деревом подразумевается верующий, а прочные корни в земле и ветви в небесах означают, что верующий вершит деяния и изрекает слова на земле, и его деяния и слова достигают небес притом, что сам он остается на земле».
А Атыйя аль-Ауфи сказал о словах Всевышнего «Разве ты не видишь, как Аллах приводит притчи? Благое слово подобно благому дереву»: «Подразумевается верующий. От него постоянно исходят благие слова и поднимаются к Аллаху благие деяния».
Ар-Раби’ ибн Анас сказал о словах Всевышнего «корни которого прочны, а ветви уходят в небо»: «Подразумевается верующий. Приведен пример его искренность по отношению к Аллаху и поклонения Ему Одному, у Которого нет сотоварищей, корни его – основа деяний его – прочно закреплены в земле, а ветви – поминание – в небесах».