И она показывает ему отрицание качеств Аллаха в виде отказа признавать то, что служит указанием на несовершенство, и отказа от возвеличивания Аллаха.
Еще удивительнее то, что эта душа, побуждающая к скверному, уподобляет любимые Аллахом и Его Посланником нравственные качеств а и деяния тем, которые ненавистны Всевышнему. Она запутывает раба Аллаха, мешая ему отличать одно от другого.
Этого не избегает никто, кроме тех, кто видит (самую суть религии). Ведь поистине, деяния являются следствием воли, и на органы тела оказывают влияние душа, побуждающая к скверному, и душа успокоившаяся, и деяния могут быть разными с точки зрения их действительности или ложности , хотя внешне они могут быть похожи.
См. «ар-Рух»
ПРЕТВОРЕНИЕ В ЖИЗНЬ СВИДЕТЕЛЬСТВА ЕДИНОБОЖИЯ
Всевышний Аллах сказал: «Вот Ибрахим сказал своему отцу и народу: «Поистине, я не имею отношения к тому, чему вы поклоняетесь, кроме Того, Кто сотворил меня. Поистине, Он поведет меня прямым путем». Он сделал это (свидетельство о том, что нет божества, кроме Аллаха) словом, пребывающим в его потомстве, чтобы они могли вернуться на прямой путь». (43:26-28).
То есть он сделал эту верность Аллаху и отречение от всякого объекта поклонения, кроме Него, словом, которое останется в его потомстве и которое пророки и их последователи будут наследовать друг от друга. Это слово – свидетельство «Ля иляха илля-Ллах». Именно его предводитель исповедующих единобожие оставил в наследство своим последователям до самого Судного дня.
Это свидетельство, на котором держатся земля и небеса и которое Аллах сделал изначальной естественной природой всех творений. На нем зиждется религия и на нем воздвигнута кибла, и ради него были обнажены мечи джихада. Это исключительное право Аллаха в отношении всех Его рабов. Это свидетельство, делающее неприкосновенными кровь, имущество и потомство в этом мире и спасающее от мучений в могиле и в Огне. Это свиток, без которого никто не войдет в Рай, и вервь, не держась за которую человеку не дойти до Аллаха. Это свидетельство ислама и ключ к обители мира. Оно разделяет людей на несчастных и счастливых, принятых и гонимых, и оно отделяет обитель неверия от обители веры, и благодаря ему обитель блаженства отличается от обители несчастья и позора. Это свидетельство – несущий столб обязательного и желательного: «Тот, чьими последними словами станут слова: «Ля иляха илля-Ллах» - войдет в Рай» (Абу Дауд, 3116).
Дух и тайна этого свидетельства – обращение любви, возвеличивания, страха, надежды и их следствий – упования, возвращения к покорности после ослушания, стремление и благоговейного страха – исключительно к Аллаху, кроме Которого нет бога.
То есть человек не любит (по-настоящему) никого, кроме Аллаха, а его любовь к кому-то или чему-то помимо Него является следствием его любви к Нему. И он не боится никого, кроме Него, и не надеется ни на кого, кроме Него, и он не дает обетов никому, кроме Него, и не раскаивается ни перед кем, кроме Него, подчиняется исключительно Его велениям, считает, что ему достаточно Его, не взывает о помощи в беде ни к кому, кроме Него, не ищет защиты ни у кого, кроме Него, не совершает земных поклонов никому , кроме Него, совершает заклание исключительно ради Него и с произнесением Его имени. Иначе говоря: эти слова предполагают, что запрещается обращать к кому-то или чему-то помимо Него любой вид поклонения. Это и есть претворение в жизнь свидетельства «Ля иляха илля-ЛЛах».
Именно поэтому Аллах сделал запретными для Огня тех, кто по-настоящему засвидетельствовал, что нет божества (достойного поклонения) кроме, Аллаха. Невозможно войти в Огонь тому, кто засвидетельствовал по-настоящему и претворил это свидетельство в жизнь. Как сказал Всевышний:
«.. которые претворяют в жизнь свидетельства свои» (70:33).
Человек должен осуществлять свое свидетельство, претворять его в жизнь внешне и внутренне, сердцем и вместилищем этого сердца. Поистине, среди людей есть такие, свидетельство которых мертво. Есть и такие, свидетельство которых спит, но если его разбудить, оно просыпается. У некоторых оно лежит, у других оно в положении ближе к стоячему. Это свидетельство в сердце подобно духу в теле. Бывает дух мертвый, бывает больной, который ближе к мертвому, и тот, который ближе к живому. А бывает дух, заботящийся о теле.
В достоверном хадисе сказано: «Поистине, я знаю слова – какой бы раб Аллаха ни произнес их перед смертью, дух его непременно испытает облегчение» (Ахмад).
Жизнь духа зависит от жизни этих слов в нем, подобно тому, как жизнь тела зависит от жизни духа в нем. И тот, кто умер, будучи привержен этим словам, пребудет в Раю. И дух того, кто жил, претворяя в жизнь это свидетельство, пребудет в райской обители, и жизнь его будет наипрекраснейшей. Всевышний Аллах сказал:
«Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от страстей, пристанищем будет Рай» (79:40-41).
Рай будет их обителью в день встречи с Ним. А сад познания, любви, близости к Аллаху, стремления к встрече с ним, радости и довольства Им – обитель духа его в этом мире. И если в этом мире его обителью была эта обитель, то в День Воскресения его обителью станут Сады вечности. А тот, кто был лишен этого сада, тем более будет лишен райского сада. Благочестивые блаженствуют, даже если жизнь их нелегка и мирские блага скудны, а нечестивцы – в пламени, даже если у них множество мирских благ.