Десять вещей, не приносящих пользы

Десять вещей, которыми пренебрегли, не принесут пользы.

1 – Это знание, согласно которому не поступают;

2 – действие, совершающий которое неискренен и не следует (Корану и Сунне);

3 – имущество, которое не расходуют – копящий его не пользуется им в этом мире и не делает его своим запасом в мире вечном;

4 – сердце, в котором нет любви к Аллаху, стремления к Нему и ощущения близости к Нему;

5 – тело, отказывающееся от покорности и служения Ему;

6 – любовь, не ограниченная довольством Любимого и исполнением Его велений;

7 – время, проводимое бесполезно, без наверстывания упущенного, без попыток снискать благочестие и приблизиться к Аллаху;

8 – мышление, занятое тем, что не приносит пользы;

9 – служение тому, служение кому не приближает тебя к Аллаху и не приносит тебе блага в мире этом;

Страх и надежда по отношению к тому, кто в полном распоряжении Аллаха, кто является, по сути, пленником Его и не способен отвести от самого себя вред или принести себе пользу, не владеет для себя ни смертью, ни жизнью, ни воскрешением.

Величайшие из этих потерь две: это потеря сердца и потеря времени. Потеря сердца происходит из-за предпочтения мира этого миру вечному, а потеря времени – из-за слишком далеко простирающихся надежд.

Всякая испорченность сосредотачивается в следовании своим страстям и далека летящих надеждах, а все благо – в следовании прямым путем и подготовке к встрече с Ним.

А Аллах – Тот, Кого просят о помощи

См. "Фаваид"

ДЕСЯТЬ ЗАВЕС

Завес, закрывающих сердце от Господа, десять.

Первая: завеса отрицания истин, связанных с именами и качествами Аллаха. Это самая плотная завеса, и у обладателя этой завесы не получиться познать Аллаха и прийти к Нему, как не получится камню полететь вверх.

Вторая: завеса придавания Аллаху сотоварищей. Это когда сердце человека поклоняется кому-то или чему-то помимо Аллаха.

Третья: завеса словесных нововведений. Это завеса приверженцев страстей и разных несостоятельных утверждений.

Четвертая: завеса нововведений в области деяний. Такова завеса тех, кто идет к Аллаху, допуская нововведения в этом шествии.

Пятая: завеса совершающих сокрытые тяжкие грехи. Такова завеса высокомерных, самовлюбленных, совершающих благие дела напоказ людям, завистливых, надменных, горделивых и так далее.

Шестая: завеса совершающих явные тяжкие грехи. Их завеса тоньше завесы их братьев из числа совершающих сокрытые тяжкие грехи наряду с усердным поклонением, равнодушием к мирским благам и приложением усилий. Тяжкие грехи этих людей ближе к покаянию, чем тяжкие грехи тех, поскольку они стали настолько привычными для них, что они уже даже не стесняются придавать форму поклонения и познания. Совершающие явные тяжкие грехи ближе к благополучию, чем они, и сердца их лучше их сердец.

Седьмая: завеса совершающих малые грехи.

Восьмая: завеса любителей излишеств, которые превышают меру в дозволенном.

Девятая: завеса людей, беспечно относящихся к тому, для чего они были созданы и что требуется от них, и к своей обязанности постоянно поминать Аллаха, благодарить Его.

Десятая: завеса усердных, идущих к Аллаху, которые в своем шествии отклонились от цели.

Это десять завес между сердцем и Всевышним Аллахом.

См. «Мадаридж ас-саликин»

БЕСПЕЧНОСТЬ

Беспечность – это сон сердца вместо стремления к жизни (вечной), и это завеса на нем. Это завеса может быть снята посредством поминания Аллаха. А в противном случае она все утолщается до тех пор, пока не превратится в завесу безделья и пустых забав и занятия тем, что не приносит пользы. Человек может поспешить и сбросить эту завесу, а в противном случае она будет утолщаться и станет завесой ослушания Аллаха и малых грехов, отдаляющих его от Аллаха.

Если он не поспешит сбросить эту завесу, то она будет утолщаться и превратится в завесу тяжких грехов, навлекающих на человека ненависть Всевышнего Господа.

Если он не поспешит сбросить эту завесу, то она будет утолщаться и превратится в завесу нововведений в деяниях, совершая которые человек только мучает себя, не получая никакой пользы.

Если он не поспешит сбросить эту завесу, то она будет утолщаться и превратится в завесу нововведений в области слов и убеждений, включающих возведение лжи на Аллаха и Его Посланника да благословит Его Аллах и приветствует и опровержение истины, с которой пришел Посланник да благословит Его Аллах и приветствует.

Если он не поспешит сбросить эту завесу, то она будет утолщаться, пока не превратится в завесу сомнений и опровержения, затрагивающего пять основ веры – веру в Аллаха, в Его ангелов, в Его Писания, в Его посланников и во встречу с Ним.

Из-за толщины этой завесы, ее плотности, темноты, черноты сердце не видит истин веры, и шайтан завладевает им, обещает ему и внушает ему надежды, а душа, побуждающая к скверному, желает и жаждет, и султан человеческой природы одерживает верх над султаном веры, берет его в плен и бросает в темницу, если не погубит его, и начинает распоряжаться царством и использовать воинов страстей, и наделяет их привычным для них, и запирает врата бдительности и ставит возле них привратника беспечности, говоря ему: «Смотри же, чтобы к нам не подобрались с твоей стороны!»

И он устраивает завесу из страсти и говорит: «Не смей никому позволять входить ко мне, кроме как вместе с тобой! Поистине, судьба этого царства зависит от тебя и от привратника. О привратник беспечности и о завеса страсти! Пусть каждый из вас займет свой пост, ибо если вы сдвинетесь со своих мест, то дела царства придут в расстройство, и другие одержат верх над нами, и султан веры подвергнет нас унижению и покроет нас позором, и мы уже никогда не сможем радоваться этому городу».

Нет (истинного) божества, кроме Аллаха! Когда на сердце набрасываются эти воины, а вера слаба, помощников мало, оно отворачивается от поминания Милостивого и стремится вести себя так, как ведут себя его современники, и питает слишком далеко простирающие надежды, портящие человека, то он выбирает не долговечное, но присутствующее, предпочитая его отсутствующему обещанному, которое будет после того, как будет свернут этот мир … А Аллах дарует помощь и на Него следует уповать.

См. «Мадаридж ас-саликин»

ЧЕТЫРЕ КАТЕГОРИИ ГОРДЕЦОВ

Первая: сбившиеся с пути гордецы из числа приверженцев каляма, которые смотрят на откровение сквозь призму своих несостоятельных умозаключений. Они сказали: мол, если вступают в противоречие разум и откровение, то мы предпочитаем разум и отодвигаем откровение либо посредством отказа от какого-либо разъяснения (мол, только Аллаху известен смысл, например, Его качеств*), либо посредством истолкования.

Вторая: гордецы из числа относящих себя к факыхам. Они сказали: мол, если возникают противоречия между аналогией и мнением с одной стороны, и текстами (Корана и Сунны) – с другой, то мы предпочитаем аналогию тексту и не принимаем его в расчет.

Третья: гордецы, сошедшие с верного пути, их числа относящих себя к приверженцам суфизма и аскетизма. Когда у них возникает противоречие между интуитивным знанием** и велением, они выбирают интуицию и спонтанно возникающие состояния и пренебрегают велением.

Четвертая: гордецы, сбившиеся с истинного пути, из числа несправедливых прравителей и предводителей. Если у них возникает противоречие между Шариатом и политикой, они предпочитают политику и не обращают внимания на постановление Шариата.

Эти четверо – гордецы.

См. «Мадаридж ас-саликин»

*То есть они говорят: мол, только Аллах знает, что подразумевается под «Йаду-Ллах», только Аллах знает, что подразумевается под «Истава аляль-Арш» и т.д. (то есть имеются ввиду приверженцы тафуида – муфаууида).

**Подразумевается «заук» - божественное знание, якобы получаемое сердцем.

ВЫСОКОМЕРИЕ ХУЖЕ ШИРКА

Первый грех, посредством которого ослушались Аллаха праотец джиннов и праотец человечества, - высокомерие и жадное стремление. Высокомерие было грехом проклятого Иблиса, и дошло до того, до чего дошло. А грех Адама да благословит Его Аллах и приветствует от жадного стремления и страсти, и завершением его было покаяние и следование прямым путем. Грех Иблиса побудил его оправдывать свои действия предопределением и проявлять упорство, тогда как грех Адама заставил его назвать этот грех своим, признать его и просить прощения.

Высокомерные, упорствующие в ослушании и оправдывающие свои действия предопределением, попадут в Огонь вместе со своим предводителем Иблисом. А обладатели страстей, просящие прощения, кающиеся, признающие свои грехи и не оправдывающие свои действия предопределением, - со своим праотцом Адамом в Раю.

Я слышал, как шейхуль- Ислам Ибн Теймийя (да помилует его Аллах) говорил: «Высокомерие хуже ширка, ибо поистине, высокомерный надменно отказывается поклоняться Аллаху, а придающий Аллаху сотоварищей поклоняется Аллаху и еще кому-то или чему-то».

Поэтому Аллах сделал Огонь обителью высокомерных. Как сказал Всевышний Аллах в суре «Гафир»: «Входите во врата Геенны и прибывайте там вечно. Как же скверна обитель возгордившихся!» (Сура 40 «Прощающий», аят 76).

И Он сказал в суре «Ан-Нахль»: «Войдите во врата Геенны и пребудьте там вечно. Как же скверна обитель возгордившихся!» (Сура 16 «Пчелы», аят 29).

Наши рекомендации