Этот вопрос нуждается в разъяснении, которое помогло бы нам согласовать ислам и ихсан.
Лучшее руководство — руководство Посланника Аллаха , а он отдавал должное каждому из этих двух понятий. И, несмотря на своё совершенство в исповедании религии, постоянную устремлённость к Аллаху и близость к Нему, он выстаивал молитву так, что ноги его опухали от долгого стояния, и он порой постился так, что люди начинали говорить: «Он вообще не оставляет пост!», и он усердствовал на пути Аллаха и общался со своими сподвижниками, не отделяясь от них. И он не оставлял совершение дополнительных видов поклонения, [неуклонное] совершение которых не под силу обычному человеку.
Всевышний Аллах повелел Своим рабам соблюдать установления [нормы] ислама внешне и претворять в жизнь истины веры внутренне, и Он не принимает от них одно без другого.
В «Муснаде» приводится возводимый к Посланнику Аллаха хадис: «Ислам —внешнее [очевидное], а вера — в сердце»[Ахмад].
Внешние проявления покорности, не сопровождаемые истинной внутренней верой, не приносят пользы до тех пор, пока не будут сопровождаться внутренней верой. И внутренние проявления, обладатель которых не исполняет внешние нормы ислама, не принесут ему пользу, какими бы они ни были. И если сердце человека разрывается от любви к Нему и страха перед Ним, но при этом он не поклоняется Ему посредством исполнения Его велений, то это не спасёт его от Огня. Точно так же, если человек исполняет внешние предписания ислама, но внутри у него нет настоящей веры, то это не спасёт его от Огня.
КТО ЦЕНИТ ДОМ СВОЙ ПО ДОСТОИНСТВУ?
Как познает Творца тот, кто не познал себя? Знай, что Всевышний Аллах сотворил в груди твоей дом, именуемый сердцем. И Он установил в центре его трон для познания Его, на котором — высший идеал. Всевышний — над Своим Троном, отделён от Своих творений, и высший идеал, заключающийся в Его познании, любви к Нему и единобожии, покоится на ложе сердца, а на ложе — ковёр довольства, а справа и слева к нему прилегают Его законы и веления.
В этот дом открывается дверь из сада милости Его, близости к Нему и стремления к встрече с Ним. Его поливает благодатный дождь слов Его, который взращивает там разные душистые растения и деревья, приносящие плоды, — разные виды покорности Ему, свидетельствование Его единственности, прославление Его, восхваление и признание Его святости.
А в середине сада — дерево познания, которое «плодоносит каждый миг с дозволения своего Господа» (сура 14 «Ибрахим», аят 25).
Эти плоды — любовь, возвращение к покорности после ослушания, страх, радость, наслаждение близостью к Нему. И Он даровал этому дереву то, что поит его — размышление над Его словами, понимание их и исполнение Его заветов. В этом доме Он повесил светильник, который излучает свет познания Его, веры в Него и единобожия. Свет этот исходит «от благословенного оливкового дерева, которое не тянется ни на восток, ни на запад. Его масло готово светиться даже без соприкосновения с огнём» (сура 24 «Свет», аят 35).
Затем Он обнёс его стеной, мешающей входить туда разным напастям, тем, кто вершит скверное, и тем, кто может причинить вред саду. И вред, который они могут причинить, не достигает его. И Он поставил стражников из числа ангелов, которые охраняют его, когда он бодрствует и когда он спит. И Он поведал владельцу дома о том, кто живёт в нём, и тот постоянно следит за домом и заботится о нём, чтобы жильцу нравилось жить в нём. Едва заметив в доме какое-нибудь самое незначительное нарушение, он стремится скорее устранить его, опасаясь, что жилец переедет из его дома в другое место. Прекрасный жилец и прекрасный дом!
Пречист Аллах, Господь миров! Как сильно отличается этот дом от дома, который пришёл в запустение и превратился в место обитания насекомых и разных других тварей, а также в место, куда сбрасывают гниль и нечистоты! Кто желает справить нужду и видит заброшенное строение, в котором никто не живёт и которое никто не охраняет, обнаруживает, что это подходящее место для оправления нужды — тёмное, пропитанное скверными запахами, пришедшее в запустение и наполненное нечистотами. Такое место никого не привлекает и в нём не поселится никто, кроме тех, для кого это место прекрасно подходит — насекомых, червей и прочих ползающих тварей.
Шайтан восседает на ложе [которое в этом доме], а на ложе постелен ковёр невежества, и в нём движутся страсти. Справа и слева от него — страсти, следование влечениям, и дверь в него открывается с поля оставления без помощи, одиночества, привязанности к миру этому и успокоенности в отношении него и равнодушия к миру вечному.
На это поле проливается дождь из невежества, влечений, придавания Аллаху сотоварищей и нововведений. И на нём вырастают разные виды колючек, колоквинт и деревья, приносящие плоды — ослушание и противоречия, состоящие из всего излишнего и ненужного, [скверных] забав и шуток, любовных стихов и опьяняющих напитков, которые подталкивают к совершению запретного и делают человека равнодушным к тому, что является выражением покорности Аллаху.
В середине поля растёт дерево невежества и отказа [принимать истину]. И оно постоянно приносит плоды — нечестие, ослушание, пустые развлечения и отвлекающие забавы, непристойности, следование за каждым ветром и каждой страстью. К плодам дерева этого относятся тревоги, скорбь, печали и боль. Однако они сокрыты, потому что душа занята своими развлечениями и забавами, а когда она очнётся от своего опьянения, то мигом появятся тревоги, скорбь, печаль, беспокойство и жалкая жизнь. Этому дереву даровано то, что поит его, — следование страстям, слишком далеко простирающиеся мечты и обольщение. После этого дом этот был просто оставлен как есть, с его мраком и полуразрушенными стенами, и к нему может подойти любой разрушитель, зверь или обладатель злых намерений, и попасть туда может любая скверна.
Пречист Творец этого дома и того дома!
Кто ценит дом свой по достоинству и ценит живущего в нём, а также находящиеся в доме богатства, запасы и разные полезные инструменты, получит пользу от жизни своей и души своей. А тот, кто пребывает в неведении относительно всего этого, ничего не знает о собственной душе и не сможет сделать себя счастливым.
А Аллах — Тот, Кто оказывает помощь!»
См. «Фаваид»
СЛОВА ОТ СЕРДЦА И О СЕРДЦЕ
- Не подвергается раб Аллаха наказанию более страшному, чем жестокосердие и отдаленность от Аллаха.
- Огонь сотворен для расплавления черствых сердец.
- Самое далекое от Аллаха сердце - черствое сердце.
- Когда сердце ожесточается, глаз высыхает.
- Сердце становится черствым из-за четырех вещей, если превысить в них меру. Это еда, сон, слова и пребывание с людьми.
- Подобно тому, как телу, когда оно заболевает, не приносят пользы еда и питье, сердцу, больному страстями, не приносят пользы наставления.
- Кто желает, чтобы его сердце было чистым, должен предпочесть Аллаха своим страстям.
- Сердца, привязанные к страстям, закрыты от Аллаха настолько, насколько они привязаны к ним.
- Разрушение сердца - в ощущении безопасности и беспечности. А процветание сердца - в боязни и поминании Аллаха.
- Стремление к Аллаху и встрече с Ним - прохладный ветер, обдувающий сердца, благодаря которому его покидает зной мира этого.
- Кто поселил сердце свое у Аллаха, тому обеспечен покой и умиротворение, а тот, кто посылает его к людям, живет в беспокойстве и тревогах.
- Любовь к Аллаха входит в сердце, в котором есть любовь к миру этому, так же, как входит верблюд в игольное ушко.
- Когда Аллах любит Своего раба, он вылепливает его для Себя и избирает его для Своей любви и очищает его для поклонения Себе, занимая его стремления Собой, язык его - поминанием Себя, а органы тела его - служением Себе.
- Сердце болеет так же, как болеет тело, и исцеление его - в покаянии и оберегании его от всего, что вредит ему. И оно ржавеет, как ржавеет зеркало, и очищение его - в поминании Аллаха. И оно обнажается, как обнажается тело, и украшение его - богобоязненность. И оно испытывает голод и жажду подобно телу, и его пища и питье - познание, любовь, упование, смирение и служение Ему.
ЦАРЬ ОРГАНОВ ТЕЛА