Общая характеристика итсизма
Социологические исследования позволяют выявить определённую тенденцию в эволюции религии, а именно — замену традиционного представления об антропоморфном Боге на абстрактное и чисто интуитивное представление о некой сущности, влияющей на судьбы людей.В современной социологии религии подобные абстрактные и аморфные представления объединяются общим термином «итсизм». Итсизм — это неопределённая вера в то, что либо в земном мире, либо где-то в другом измерении есть некая Высшая Воля, от которой люди могут как-то зависеть. Можно сказать, что итсизм — это вера во что-то глобальное и высокое, но даже самому верующему неясно, во что.
Иными словами, итсизм — это интуитивное признание того, что в мире есть что-то сверхзначимое, но не то, о чём говорят все классические религии.Поэтому вместо слова «итсизм» иногда употребляется термин «внеконфессиональная вера» с намёком на нежелание приверженцев итсизма доверять догматике всех известных конфессий. Однако слова «внеконфессиональная вера» не отражают сути всё больше и больше распространяющегося явления, так как указывают лишь на одну из его сторон, а имено — на догматическое несоответствие между итсизмом и традиционными религиями. Итсизм не знает, не понимает или не признаёт традиционные религиозные догмы. А это значит, что он в равной мере противопоставлен как христианству, так и исламу, буддизму или иудаизму.
Очевидно, что в итсизме нашёл отражение распространённый во все времена и у всех народов фатализм — вера в судьбу или силу рока. Но так же верно и то, что итсизм не тождественен древнему фатализму, поскольку главное в нём — не вера в судьбу, а интуитивная догадка, будто «там что-то есть». Более того, итсизм, признавая это «что-то» (от голландского слова Iets — «что-то» — происходит само название данной веры), исключает веру в предопределение судьбы. Итсист (или по-другому итсер) признаёт существование некой Божественной субстанции, или некого Абсолюта, но не готов признать, что этот Абсолют определяет жизнь человека наперёд.
Итсист считает себя свободным, и в словарях понятие «итсизм» часто характеризуют как «либеральную веру», а это значит, что склонные к ней люди хоть и признают свою зависимость от высшей силы, но только тогда, когда самостоятельными усилиями они не справляются с какой-то проблемой. Не встречая серьёзных жизненных преград, итсисты не вспоминают об Абсолюте и убеждены в том, что они сами всего добиваются без посторонней помощи. Иначе и быть не может, поскольку итсизм — это вера абстрактная, и образ Абсолюта в ней настолько размыт, что в разное время одним и тем же человеком он представляется то Богом, то космосом, то судьбой, а то и вовсе забывается. Неслучайно англоязычная Wikipedia пытается перевести слово Ietsisme с голландского как Somethingism, что по-русски будет звучать примерно как «что-тоизм».
Как видно, итсизм основан на страхах, догадках и неуверенности. Итсист неудовлетворён ни одной из традиционных религий, но не так, как агностик. Агностик начитан и считает, что ни одна из традиционных религий не дала доказательства существования Бога. Итсист же просто духовно безграмотен. Он мало знает о догматике конкретных религий. Абстрактность и поверхностный характер его религиозного мировоззрения объясняется отрывом от национальных культурных корней, господствующей светской системой образования и массовым информационным напором, которому современному молодому человеку противопоставить нечего. Поэтому если агностик — это логик, он ищет рационального подтверждения известных религиозных доктрин, то итсист — это религиозный неуч, он верит, но не знает, во что, и верит лишь время от времени — тогда, когда начинает задумываться над происходящими неудачами.
Следует отметить, что итсистам чужд апатеизм — апатичное отношение к вере, которое господствовало, например, в позднем советском обществе. Сущность апатеизма выразил французский философ Дени Дидро, сказав, что ему «совершенно не важно — верить в Бога или нет». Однако среди московской молодёжи встречаются не только итсисты, но и атеисты и религиозные ортодоксы. Действительно, некоторая часть опрошенной социологами молодёжи безоговорочно относит себя к атеистам, забывая о том, что атеизм, принимаемый как догма, — всё та же вера — безукоснительная вера в то, что Бога нет. По крайней мере, с оговоркой, что Бога нет в том виде, в каком Его образ преподносит нам Церковь.
Ещё меньшая часть молодых москвичей придерживается традиционных представлений о Боге как о высшем, всемогущем, сверхразумном Творце мира, создавшем человека по своему образу и подобию. В свою очередь, эти люди делятся на воцерковленных и лишь интуитивно признающих правоту Церкви. Воцерковленных, то есть добросовестно исполняющих религиозные обряды, оказывается меньше всего, и этот факт подтверждает мнение о том, что современная молодёжь в основе своей верующая, но вера её не подкрепляется традициями или логическим осмыслением мира.
Итсизм ещё недостаточно хорошо изучен, и та характеристика, которая дана ему в этой статье, является исключительно результатом наблюдений, контент-анализа источников и анализа устных и письменных опросов, проведённых автором. Например, можно с уверенностью утверждать, что итсизм противопоставлен традиционным религиям, но не оторван от них совсем. Он эклектичен, так как вобрал в себя жизненный опыт самого верующего и сведения из самых разных источников информации. В последнее время большинство опрошенных социологами молодых людей, как верующих, так и неверующих, не имеют чёткого представления о вере. Свои суждения о религии они черпают из личного опыта, разговоров с друзьями и родственниками, сообщений СМИ и из порой противоречащих друг другу разнообразных религиозных, философских, научных и оккультных концепций. Поэтому нередко вера современных студентов и школьников содержит примеси суеверий и даже идей экзотических сект.
Итсизм не является чем-то новым для российского и европейского общества. Начиная как минимум с эпохи Просвещения он проявлялся в суждениях немногих образованных лиц, разочарованных в жёстком догматизме Церкви, но не готовых только на этом основании встать на позиции агностиков и атеистов. И всё же современный итсизм отличается от первоначального. Во-первых, он приобрёл массовую форму, а во-вторых, стал подпитываться не философскими исканиями одиночек, а обилием критической информации, распространяемой масс-медиа. Можно сказать, что итсизм XXI века — это переход от индивидуализма немногочисленных изгоев, оторванных от социальной системы, к широкому признанию неспособности церковных кругов отстоять свою твёрдую догматическую позицию.
В России массовый итсизм был порождён тем духовным вакуумом, который сложился в обществе сначала после беспрецедентных гонений на Церковь в советские времена, а затем из-за кризиса коммунистической идеологии в годы перестройки. Создавшийся вакуум можно было заполнить только отрывочными сведениями, поступающими из фильмов, книг, телепередач и общения с окружающими — в большинстве своём такими же духовно безграмотными людьми. Общество не может быть безыдейным, и люди ищут и находят кажущиеся им подходящими идеи.
На Западе, где не было таких страшных преследований верующих, как в Советской России, светское образование и светский образ жизни так же вынуждают людей интуитивно искать среди всего информационного многообразия духовные ориентиры, которые, как и в России, не могут не быть эклектичными, абстрактными и антиконсервативными. Невозможно согласиться с мнением, будто итсизм — это явление, характерное лишь для западных стран, вроде Голландии, где оно впервые было обнаружено и описано. Итсизм распространяется во всех европейских странах, включая Россию, потому что везде в этих странах в последние десятилетия происходит переосмысление ценностных ориентиров.
В связи с этим можно выдвинуть смелое предположение о том, что, с социологической точки зрения, возникновение итсизма как массового явления в 1980-90-е гг. было закономерным. Итсизм — это естественная попытка общества придти к усреднённой мировоззренческой норме взамен утративших доверие старых идей и ценностей. Общество как социальная система всегда стремится к равновесию. Падение авторитета старых ценностей нарушило это равновесие. Итсизм же даёт людям мнимое ощущение социального равновесия и некой духовной гармонии, а гармония всегда чужда радикальному максимализму в суждениях. Поэтому итсисты не любят, когда им пытаются навязать конкретные максимы в виде догм классических вероучений.
При этом до сих пор социологи не обращали внимание на один очень важный момент. Несмотря на то, что итсизм отражает происходящую в обществе тенденцию к уравнению людей во всём, включая мировоззрение, на деле этот процесс приводит к разрушению границ европейской религиозной системы. На страже этих границ всегда стояли радикальные учения: с одной стороны — атеистов, с другой стороны — церковных ортодоксов. Но благодаря своей расплывчатости итсизм «размывает» границы религиозного мировоззрения, что создаёт угрозу вторжения в религиозную систему чужеродных для неё структурных элементов.
Эти элементы проникают в систему из внешней среды. Применительно к русскому и европейскому христианству, такими чужеродными элементами могут стать разнообразные секты и ислам. Именно они больше всего выигрывают от духовной инертности итсистов, отказавшихся почитать Иисуса Христа как Бога и потому отказавших в поддержке традиционным течениям христианства. Восточные страны наименее подвержены влиянию итсизма, а потому он не угрожает исламу так, как традиционному христианству в Европе.
Впрочем, с психологической точки зрения, стремление человека избавиться от духовной пустоты вполне естественно. Величайшие умы человечества, как атеисты, так и верующие, считали религиозную веру важным условием существования общества. Аристотель, Декарт, Спиноза, Ньютон, Лейбниц, Вольтер, Ломоносов, Конт, Достоевский, Пирогов, Менделеев, Лев Толстой, Иван Павлов, Эйнштейн — большинство учёных и мыслителей разных религиозных направлений признавали нашу потребность верить. А то, что возникший более 20 лет назад духовный вакуум привёл молодёжь к итсизму, показывают исследования кафедры общей и прикладной социологии ИПССО.