ЧАСТЬ XIV. Человек может быть призван Богом и может принять этот призыв и, всё же, быть только почти христианином.
Иуда — всем известный пример этой истины. Он был призван Самим Христом и пошёл на призыв Христа и, всё же, Иуда был только почти христианином.
ВОЗРАЖЕНИЕ. Но разве то, что человек призван, не является доказательством нашей заинтересованности в предопределённой любви Бога? Разве апостол не говорит: «А кого предопределил, тех и призвал»? Более того, разве Он не говорит в следующем стихе: «А кого призвал, тех и оправдал»? Разве Бог не призывает всех тех, кого Он намеревается спасти?
ОТВЕТ. Хотя Бог призывает всех ко спасению, всё же, не все будут спасены, кого Бог призывает. Каждый человек, согласно Евангелию, призван Богом в том или в ином смысле, но, всё же, не каждый будет спасён, «ибо много званных, а мало избранных». Существует двойной аспект Божьего призвания: внутренний и внешний.
Внутренний призыв Божий — это особая работа Духа, совершаемая служением Слова, при которой человек из природного, невозрождённого состояния, переносится в состояние благодати, из тьмы — в свет, превращаясь из сосуда гнева в наследника вечной жизни. Я думаю, что всякий, кто испытал такой призыв Божий, действительно покается и получит спасение, став настоящим христианином: «Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне».
Существует внешний призыв Божий, который происходит по причине служения Слова. Не каждый человек, который слышит, как проповедуется Евангелие, является призванным. Бог через Слово, которое вы слышите сегодня, призывает каждую душу покаяться и положить крепкое основание небес и спасения. Но не все, кто призывается подобным образом, является христианином, ибо многие по призыву Божьему приходят ко Христу, но не обращаются к Нему, не имея ничего от благодати и жизни Христа. Тот, кто, пришёл на призыв Христа, когда Христос послал Своих слуг пригласить гостей на свадьбу, но был одет «не в брачную одежду», — тот не имел ничего от благодати и праведности Иисуса Христа.
Многие, слышащие призыв Евангелия, всё же, в итоге отпадают от Христа, как это сделали Иуда и Димас. Сказано, что когда Христос проповедовал учение, которое не нравилось Его ученикам, что «с этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним».
Итак, если человек пережил внешний призыв Божий; если пришёл ко Христу, но не обратился, а затем отпал от Него, тогда такой человек, несмотря на то, что призван Богом, является только «почти христианином».
ЧАСТЬ XV. Человек может иметь Духа Божьего и, всё же, быть только почти христианином.
Валаам имел Духа Божьего, когда благословлял Израиль: «И взглянул Валаам и увидел Израиля, стоявшего по коленам своим, и был на нём Дух Божий». Иуда имел Дух, ибо Духом он изгонял бесов. Он был одним из тех, кто пришёл ко Христу и сказал: «Господи! И бесы повинуются нам о имени Твоем». Саул также имел Святого Духа: «Вот встречается им сонм пророков, и сошёл на него Дух Божий, и он пророчествовал среди их».
ВОЗРАЖЕНИЕ. Но вы скажете: «Может ли человек иметь Духа Божьего и, всё же, не быть истинным христианином? Действительно, Дух говорит: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его»; и, конечно же, кто Духа Христова имеет, тот Его!»
ОТВЕТ. Именно присутствие Духа является признаком святости: когда Дух — действенная преобладающая основа благодати и освящения, обновления и возрождения сердца; где Дух — сильный помощник, подкрепляющий душу в немощах; где Дух пребывает вечно. Но не каждый человек, который имеет Духа, является истинным христианином.
1. Человек может иметь Духа временно, то есть Дух не пребывает в нём постоянно. Дух может быть над человеком и, всё же, не жить в человеке. Дух там, где Он живёт, но Он живёт не везде, где находится. Он во всём, но живёт только в святых. Лицемер может иметь Духа в течение какого-то периода времени, но Он не живёт в нём вечно.
2. Человек может иметь Духа и, всё же, не быть рождённым от Духа. Каждый истинный христианин рождён от Духа. Лицемер может иметь дары от Духа, но не благодать. Дух может находиться в нём через просвещение, но не через освящение; через убеждение, но не через обращение. Хотя он может иметь обычную благодать для блага других, всё же, он не может иметь особой благодати для своего собственного блага. Хотя его исповедание духовно, всё же, его состояние может быть плотским.
3. Человек может иметь Духа рабства. Многие имеют Духа рабства. Дух рабства — это проявление, действие Святого Духа, Который Законом обличает сознание в грехе и говорит о проклятии Закона; это создаёт в душе такое понимание гнева Божьего, которое повергает человека в ужас при одной мысли о Боге.
Дух может быть — и часто есть — без спасающей благодати. Такое действие Духа наблюдалось в Каине и в Иуде. Нет людей, которые бы приняли Духа усыновления без первоначального принятия Духа рабства, но всё же, многие принимают Духа рабства, так никогда и не приняв Духа усыновления.
4. Человек может иметь Духа Божьего, действующего в нём, и всё же сопротивляться Ему. Об иудеях сказано: «Но они возмутились и огорчили Святого Духа Его»; и тот же грех вменён в вину их детям: «Жестоковыйные! Люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы». Лицемер не удерживает Духа достаточно долго, чтобы прийти к возрождению и усыновлению, но угашает его движение и поэтому не достигает вечности.
5. Человек может иметь Духа Святого и, всё же, грешить непростительным грехом. Никто не может согрешить против Духа, кроме того, кто имеет хотя бы частицу Его.
Истинный верующий имеет так много от Святого Духа, ощущает такую работу Его в себе, что не может совершить этот грех: «Всякий рождённый от Бога, не делает греха», а именно этого «греха к смерти». Плотский человек, грешник, который исповедует религию, не может согрешить этим грехом, потому что он плотский, не имеющий Духа. Человек должен иметь некоторую долю Духа, чтобы согрешить этим грехом. Таковы лицемеры. О них сказано, что они только «причастники Духа Святого»; и только лицемер может согрешить против Духа Святого.
Итак, если Дух находится в человеке временно, не пребывает постоянно в нём; если человек имеет Духа, но не рождён от Духа; если имеет Духа, но только как Дух рабства; если сопротивляется Ему; если имеет Духа и грешит грехом к смерти против Него; тогда, конечно же, человек, несмотря на присутствие Духа Божьего, является только почти христианином.