ЧАСТЬ X. Человек может подвергнуться большим внешним изменениям, — это может быть достигнуто служением Слова, — и, всё же, быть только почти христианином.
Сказано об Ироде и Иоанне Крестителе: «Многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его». Саул сильно изменился, когда встретил Божьих пророков; он тоже стал пророком. Более того, «Бог дал ему иное сердце» (1 Царств 10:9). Итак, разве это не была работа благодати? И разве Саул не истинно обратился здесь? Кто-то подумает, что да, обратился, но в действительности нет. Ибо, хотя и сказано, что Бог дал ему «иное» сердце, всё же, не сказано, что Бог дал ему «новое» сердце. Существует великая разница между «иным» сердцем и «новым». Бог дал ему «иное» сердце, подходящее для правителя, но Он не дал ему «нового» сердца, чтобы сделать его верующим. «Иное» сердце может создать «иного» человека, но именно «новое» сердце создаёт «нового» человека.
Снова, Симон волхв является сильным доказательством этой истины. Он подвергся великим видимым изменениям: волшебник стал верующим. Он оставил своё колдовство и обратился к Евангелию. Не было ли это великим изменением? Если пьяница оставляет пьянство; тот, кто любит клясться, — свои клятвы; мирской человек — свою озабоченность мирскими делами, то мы думаем, что это благотворные изменения, и теперь их состояние хорошее. Увы! Симой волхв не только оставил свои грехи, но и имел определённого рода обращение, ибо написано: «Уверовал и сам Симон и, крестившись...» (Деяния 8:13).
ВОЗРАЖЕНИЕ. Но разве не является тот человек, который изменился, истинным христианином?
ОТВЕТ. Не всякое изменение превращает человека в христианина. Однако, существует такое изменение, которое делает любого, кто бы ни подвергся ему, христианином.
Когда человеческое сердце меняется таким образом, что оно обновляется; когда древнее «прошло, теперь всё новое»; когда новое творение созидается в душе; когда человек обращается от тьмы к свету; от власти сатаны к Богу; когда разум его просвещён, воля обновлена, привязанности стали небесными, тогда человек действительно является христианином.
Но вы должны знать, что не всякое изменение является изменением такого рода. Существуют гражданские, нравственные изменения, так же как духовные и сверхъестественные изменения.
Многие люди изменяются в нравственном смысле и, кто-то может сказать, что они стали новыми людьми; но они, по своей, природе и в своём сердце, остались такими же. Они не изменились в духовном и сверхъестественном смысле и, поэтому, о них нельзя сказать, что они стали новыми творениями.
Ограничивающая, удерживающая благодать может привести к нравственным изменениям, но именно обновляющая , благодать является причиной спасающих изменений. Итак, многие подвергаются действию удерживающей благодати и изменяются нравственно, но, не находясь под действием силы спасающей благодати, не изменяются ко спасению.
Существует внешнее и внутреннее изменение. Внешнее изменение часто происходит без внутреннего, хотя внутренние изменения никогда не происходят без внешних. Человеческое сердце не может быть освящено, не повлияв на жизнь, но человеческая жизнь может быть исправлена, не повлияв на сердце.
Человек может обратиться от мирского и облечься в форму благочестия: от непристойных разговоров к благовидному исповеданию, и, всё же, его сердце останется таким же. Прогнивший столб может быть позолочен снаружи и, всё же, будет испорченным внутри. Часто бывает, что снаружи чашка и блюдце чистые, а внутри — грязные, немытые.
Итак, если человек изменяется нравственно, но не духовно, внешне, но не внутренне, обратится от жизни мирской к безжизненной форме благочестия, тогда такой человек, несмотря на большие внешние изменения, всё же, является только почти христианином.
Я говорю об этом не для того, чтобы приуменьшить важность изменений, которые не являются духовными. Моя цель — пробудить вас к поиску изменений, которые являются больше, чем просто нравственными изменениями. Хорошо, когда человек внешне меняется, но лучше измениться внутренне. Я знаю, как естественно для человека рассматривать любой внутренний процесс как работу обращения, хотя это не обращение. Многие, успокоившись на этом, погибнут в вечности.
Возлюбленные, позвольте мне сказать вам: нет таких изменений, нет такого обращения, которое могло бы разместить вашу душу в день суда по эту сторону спасающей работы, что совершается над душой Духом Божьим как по внешнему, так и по внутреннему обновлению души. Трезвый, здравомыслящий человек, не переживающий никаких изменений, так же наверняка попадёт в ад, как и глупый пьяница. Нравственность и культурное поведение оправдывают нас перед людьми, но не перед Богом. Они не имеют ценности для получения вечного спасения.
Человек может сильно измениться внешне и, всё же, ни на один шаг не приблизиться к небесам, как будто в нём никогда и не происходило никаких изменений. Более того, он может, в некотором смысле, даже отдалиться. Христос сказал, что книжники и фарисеи более далеки от небес во всём показном благочестии, чем мытари и блудницы во всех своих грехах и нечистоте. Успокаиваясь на лживой деятельности, частичных изменениях, мы пренебрегаем поисками истинных и спасающих изменений. Нет ничего более обычного, чем ошибаться относительно собственного состояния, неверно его оценивать и так и погибнуть в своих собственных иллюзиях. Мир полон тех неразумных строителей, которые закладывают основание своих надежд на вечное спасение на песке.
Итак, братья мои, не ошибётесь ли вы в пути на небеса или не погибнете ли в своих иллюзиях? Не окажетесь ли и вы неразумными в конце концов? Ибо нет больших глупцов, чем глупцы в духовном вопросе — в великом деле спасения. Не будьте же глупцами ради вашей души и вечности. О, трудитесь и молитесь за тщательную работу Духа, ведущего к обращению! Молите Бога, чтобы Он произвёл спасительные изменения в вашей душе, чтобы вы могли стать истинным христианином. Все иные изменения, кроме этого спасающего изменения — изменения сердца, делают нас только почти христианами.
ЧАСТЬ XI. Человек может иметь большое рвение в вопросах религии и, всё же, быть только почти христианином.
Ииуй не только служил Богу и исполнял всё, что Он повелевал, но также проявлял очень большое рвение в своём служении: «Поезжай со мною, и смотри на мою ревность о Господе». И, всё же, при всём этом, Ииуй был лицемером. Иоас был великим реформатором во времена Иодая. Сказано: «И делал Иоас угодное в очах Господних во все дни свои, доколе наставлял его священник Иодай». Но, когда Иодай умер, рвение о Господе, которое было у Иоаса, умерло вместе с ним, и Иоас стал нечестивцем.
ВОЗРАЖЕНИЕ. Но апостол говорит, что рвение — это признак здорового христианства. Хорошо иметь рвение в хорошем. Более того, по-видимому, это и есть образец достижения вечной жизни: " Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его".
ОТВЕТ. Истинно так, существует рвение, иметь которое хорошо, и благодаря которому Бог принимает душу. Такое рвение никогда «не пропустит» небес и спасения. Оно является небесным огнём, истинным порывом и самым большим стремлением к Богу и Христу. Такое рвение сотворено и зажжено в душе Духом Божьим, Который сначала создаёт его, а затем «посылает» его на труд. Такое рвение руководствуется Словом Божьим, направляя его на работу как в отношении объекта и достижения конечной цели, так и в отношении меры и методов. Такое рвение проверяет, нет ли греха, и способствует продвижению к небесной жизни. Такое рвение делает достижение славы Божьей главной конечной целью, которая превосходит все иные цели: «Ибо ревность по доме Твоём снедает меня».
Но не всякая ревность является ревностью такого рода. Существует как истинная ревность, так и ложная. Всякая благодать имеет свою подделку. Есть огонь, который является истинно небесным огнём на алтаре, но есть и чуждый огонь. Надав и Авиуд принесли чуждый огонь на алтарь Божий.
Восемь видов ложного рвения
Существует несколько видов ложного рвения. Я приведу восемь примеров.
1. Существует слепое рвение, рвение без знания. Апостол сказал: «...Имеют ревность по Боге, но не по рассуждению». Итак, как знание без рвения бесплодно, так и рвение без знания опасно. В данном случае оно подобно пламени в руках неразумного человека или бесу, живущему в человеке и бросающего его то в пламя, то в воду.
Глаза — это свет тела, а понимание — свет души. Итак, так же, как тело без света глаз не может пройти, не споткнувшись, так же и душа без света разума не может действовать, не ошибаясь. Рвение без знаний подобно тусклому свету, который в тёмную ночь заводит путешественника в трясину. Таковым было рвение Павла, когда он был фарисеем: «...Ревнитель по Боге, как и все вы ныне, я даже до смерти гнал последователей сего учения». И снова: «Правда, и я думал, что мне должно много действовать против имени Иисуса Назорея». И: «По ревности гонитель Церкви». Такое же рвение мы видим в Евангелии от Иоанна: «Изгонят вас из синагог», заставят молчать, запретят проповедовать; «всякий, убивающий вас, будет думать, что тем служит Богу». Это великое рвение, но, всё же, это — слепое рвение; Богу оно неугодно.
2. Существует также и пристрастное, частное рвение: в одних случаях огненно-жаркое, в других — безжизненная холодность; рвение в одном и легкомысленность в другом. Многие христиане являются христианами только в чём-то одном: ревностны в исполнении определённых обязанностей и небрежны в остальном. Так, фарисеи были ревностны в отношении корвана, но бессердечны к своим родителям, заставляя их голодать и умирать. Но были и такие, кто больше старался показаться праведным пред людьми, чем быть святым пред Богом. Те, чьё рвение направлено на что-то одно, является неразумным в своём исповедании, ибо он только почти христианин.
Женщина, которая хотела разрубить младенца, не была истинной матерью, и тот, кто стремится разделить Божьи повеления, не является истинным верующим.
Ииуй был ревностным, выступая против дома Ахава, но не ревновал против тельцов Иеровоама. Многие ревностны против греха на словах, но не ревнуют против него в своей жизни.
Итак, мы знаем, что когда тело потеет, — это признак здоровья; но когда потеет только отдельная его часть, — это уже указывает на болезнь. Поэтому доктора рассматривают жар, вызывающий потовыделение, как симптоматический. Итак, там, где рвение касается каждого повеления Божьего, - это признак здорового состояния души; но там, где это касается только какой-либо части, когда человек горит в одном и холоден в другом, то это симптом какого-либо внутреннего духовного заболевания.
3. Существует неуместное рвение, концентрирующееся на неподходящих и несоразмерных объектах. Многие проявляют большую ревность в мелочах, которые не стоят этого, и мелочны в делах, где ревность требуется больше всего; подобно и фарисеи были внимательны к тому, чтобы отдавать десятину с мяты, аниса и тмина, но не радели о "важнейшем в законе: суде, милости и вере". Многие относятся более ревностно к форме, чем к содержанию религии; более ревностны к тому, чтобы склоняться при упоминании имени Иисуса, чем к тому, чтобы их жизнь соответствовала жизни Иисуса; более ревностны к святым ризам, чем к святой жизни; более ревностны к изобретениям людей, чем к установлениям Христа. Это суеверное рвение обычно обнаруживается в людях необращённых, в которых никогда не было благодати. Против таких людей язычники поднимутся на суде. Когда Павел был таким «неумеренным ревнителем отеческих преданий», как он сам об этом говорит? Только тогда, когда он был в том ужасном и необращённом состоянии! Как вы можете увидеть в следующих стихах: «Когда же Бог... благоволил ...я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью», Павел получил иное рвение, зажжённое другими принципами.
4. Существует эгоистичное рвение, мотивом которого являются личные амбиции человека. Ииуй был очень ревностным, но ревновал он не столько о Боге, сколько о царстве; не столько о послушании повелениям, сколько о намерении вступить на трон. Поэтому Бог грозит наказать его именно за то, что они пролили кровь, чтобы удовлетворить свою похоть, а не для того, чтобы слушаться Бога: «Я взыщу кровь Изрееля с дома Ииуева». Так Симеон и Левий делали вид, что имеют ревность к обрезанию. Они, казалось, очень ревновали о чести Божьих установлений, хотя на самом деле их рвение было алчным, они желали отомстить дому Сихемову.
5. Существует внешнее рвение. Такое рвение было у книжников и фарисеев. Они не ели немытыми руками, но жили в грехах. Они часто мыли чашки, но свои сердца — редко; украшая внешнее, не обращали внимания на внутреннее. Ииуй был могущественным реформатором, но он не реформировал ничего внутри, ибо имел подлое сердце: «Но Ииуй не старался ходить в законе Господа, Бога Израилева, от всего сердца». Хотя его внешность была красивой, его внутренность — гнилой. Наш Господь Христос сказал о фарисеях: «...любят ...молиться, чтобы показаться пред людьми», и поститься так, «чтобы показаться людям постящимися».
6. Существует осуждающее рвение, когда осуждение выливается на других. Оно подобно свече в фонаре, от которой весь жар подымается вверх; или распутной женщине, о которой упоминает Соломон, говоря, что её «ноги не живут в доме её».
Многие горячатся по поводу грехов других, а сами не видят тех же грехов в себе.
Легко видеть недостатки в других и тяжело заметить их в себе. Ииуй был ревностным против Ваала и его священников, потому что это был грех Ахава. Но он не проявлял ревности против тельцов Вефиля, потому что это был его собственный грех. Такое рвение является чертой лицемера. Его собственный сад зарос сорняками, пока он был занят тем, что заглядывал за соседский забор.
7. Существует греховное рвение. Все предыдущие виды рвения можно назвать греховными из-за некоторых недостатков, но это рвение я называю греховным в более узком значении, потому что оно направлено против жизни и главного в религии. Такое рвение устремляется не против неосвящённости, но против самой силы благочестия, оно направлено не на ошибку, но на истину и является наиболее жгучим, когда направлено против духовного и против самых важных истин времени. Где ещё может находиться источник страдания людей за истину, если не в духе рвения против истины? Такое рвение можно назвать бесовским, ибо, так же, как существует вера в бесов, так существует и рвение бесов. «Гнев дьявола оттого велик, что он знает, что его время кратко».
8. Существует рвение без Писания, то есть то, которое не соединено со Словом и основывается на каком-либо ином фундаменте. Таким было рвение Саула, когда Бог повелел ему уничтожить Амалика и не щадить ни людей, ни животных. Не послушав Божьего повеления, Саул оставил лучших овец и быков под предлогом ревностного желания сделать жертвоприношение. В другой раз, когда у него не было Божьего повеления так поступить, он убил гаваонитян «по ревности своей о потомках Израиля и Иуды».
Часто человеческое рвение больше проявляется тогда и там, где оно меньше всего одобряется Богом. Истинный дух рвения связан Писанием, ибо он для Бога и Его славы. Бог не имеет славы от того рвения, которое не имеет «поручительства» Писания.
Итак, если рвение человека в Божьем деле является слепым рвением, частичным, неуместным, эгоистичным, внешним, осуждающим, греховным или рвением, основанным не на Писании, тогда очевидно, что человек, несмотря на всю свою ревность в вопросах религии, только лишь почти христианин.
ЧАСТЬ XII. Человек может достигнуть многого в молитве. Он может молиться часто и много, но, всё же, быть только почти христианином.
Так поступали фарисеи, которых наш Господь Христос отвергал за лицемерие.
ВОЗРАЖЕНИЕ. Но разве молитва не доказательство искреннего сердца? Разве святые Божьи не названы «родом ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова»?
ОТВЕТ. Человек является христианином не только потому, что он много молится. Я согласен с тем, что те молитвы, которые происходят от работы Духа Божьего в нас, от искреннего сердца, вознесённого к Богу, от осознания нашей собственной пустоты и Божьей бесконечной полноты, которые соответствуют Божьей воле — великому правилу молитвы, в которых просят за духовное больше, чем за временное, которые сопровождаются верой и зависимостью от Бога, — такие молитвы говорят о том, что молящийся — истинный христианин. Но человек может много молиться и, всё же, не знать, что такое молитва. Например:
1. Природа может привести человека к молитве, ибо она — часть естественного поклонения. Природа может подвигнуть дитя Божье к молитве. Так поступал и Христос: «И отошед немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия». Такой была молитва Христа, которая вытекала из безгрешной борьбы природы, стремящейся сохранить себя.
2. Человек может молиться, прикрывая какой-либо грех. Так поступали религиозные фарисеи: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение».
3. Человек может молиться и, всё же, любить грех. Августин перед обращением молился о своём грехе, но потом испугался, что Бог услышит его и поймает на слове. Итак, Бог не слышит молитв, подобных этой: «Если я буду говорить о беззакониях в моём сердце, Бог не услышит мою молитву».
4. Человек может, молиться много за временное и мало за духовное; и таковы молитвы большинства людей — о временном. Больше молитв за: «Кто покажет нам благо?», чем за: «Яви нам свет лица Твоего, Господи!» Давид повторяет эту молитву: «Да будут сыновья наши, как разросшиеся растения в их молодости; дочери наши — как искусно изваянные столпы в чертогах. Да будут житницы наши полны... Блажен народ, у которого это есть». Это плотская молитва, и Давид называет это суетой: «От руки сынов иноплеменных, которых уста говорят суетное».
5. Человек может молиться и, всё же, быть далеко от Бога в молитве: «Этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня». Человек может молиться без участия сердца в молитве и Бог говорит тогда: «Сын Мой, отдай Мне сердце твое».
У иудеев в синагогах на стенах написаны следующие слова: «Молитва без разума, что тело без души».
Недостаточно просто добросовестно, прилежно молиться. Нужно сознавать пользу от молитвы. Многие настолько «добросовестны», что не осмеливаются ничего делать, кроме как молиться; и, всё же, их сердце не участвует в молитве. Обычная Божья работа может заставить человека добросовестно выполнять обязанности, но ничто, кроме Божьей благодати в сердце, не сможет заставить человека быть добросовестным в их выполнении.
6. Молитва человека может быть ложью. Как исповедание веры без святости — ложь для мира, так молитва без искренности - ложь для Бога. Об Израиле сказано, что они «искали Его, и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу». Они много молились, но Бог назвал их молитвы ложью. «И льстили Ему устами своими, и языком своим лгали пред Ним; сердце же их было не право пред Ним». Давид говорит: «Услышь, Господи, прими мольбу из уст нелживых».
7. Несчастья и давление внешнего зла могут заставить человека много молиться. «Когда Он убивал их, они искали Его, и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу». Языческие моряки, попадая в бурю, взывали каждый к своему богу; когда же они страшились гибели, тогда начинали молиться (Ионы 1:5-6). Моряки большей частью не принадлежат к набожным людям и не склонны к молитве. Они дважды выругаются, прежде чем один раз помолятся. Но, всё же, сказано: «Но воззвали к Господу в скорби своей». В результате появилась поговорка: «Тот, кто не умеет молиться, пусть идёт в море». Моряки изливали молитвы, когда опасность нависала над ними.
Итак, если природа приводит человека к молитве; если человек молится неискренне, с каким-либо намерением; если молится, но любит грех; если молится в основном за временное; если молится и, всё же, находится далеко от Бога в своих молитвах; если его молитва — ложь или только вопль души, попавшей в бедствие, то, конечно же, тогда человек, невзирая на все его молитвы, остаётся только почти христианином.
ВОЗРАЖЕНИЕ. Но, предположим, человек молится и получает просимое у Бога. Конечно же, это свидетельство с небес того, что человек искренен в молитве. Я молюсь — и добиваюсь. Я прошу — и получаю ответ.
ОТВЕТ. Человек может молиться и получить ответ, ибо Бог часто отвечает на молитвы, вынося Свой приговор. Как Бог иногда молчит из милости, так Он говорит во гневе. Как Он иногда отвергает молитву по милости, так Он иногда отвечает, вынося приговор. Когда люди слишком назойливы в чём-то, чего желают их похоти, и не принимают ответа «нет», тогда Бог отвечает, вынося приговор: «И желаемое ими дал им». Они желали перепелов, и Бог послал им, но, затем, обратите внимание на приговор: «Еще пища была в устах их, гнев Божий пришел на них, убил тучных их».
ВОЗРАЖЕНИЕ. Но, предположим, что человек с пылом, с рвением молится о своих желаниях. Что тогда? Разве это не истинный признак христианства, когда желания преподносятся в молитве с пылом?
ОТВЕТ. Так было и с Исавом, когда он искал благословения: «Просил о том со слезами». Человек может быть растроган тем, что участвует в исполнении обязанностей, в то время когда хорошие мысли роятся в его голове и хорошие слова слетают с его уст. Некоторые хорошие помыслы могут обитать и в его сердце, но это только искры, вылетающие из трубы дымохода, которые неожиданно исчезают. Поэтому, человек может молиться и даже получать ответ на молитву, молиться с пылом и, всё же, быть только почти христианином.
ЧАСТЬ XIII. Человек может пострадать за Христа, лишившись своего добра, своего имения, чего-то личного и, всё же, быть только почти христианином.
Не каждый человек, который несёт крест Христа на своих плечах, вследствие этого, несёт образ Христа в своей душе.
ВОЗРАЖЕНИЕ. Но разве наш Господь Христос не давал великих обетований тем, кто пострадает или потерпит урон ради Него? Разве Он не говорит: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную»? Конечно же, Христос даёт это обещание истинным христианам!
ОТВЕТ. Искреннее страдание ради Христа будет вознаграждено. Имеется в виду, когда человек страдает за доброе дело, правильно поняв призыв, когда страдает с доброй совестью ради Христа и в силе Христа; когда Его страдания — это заполнение «недостатка в плоти моей скорбей Христовых»; когда человек страдает как христианин, и не стыдится. Когда человек не по своей воле бросается в страдания, но по призыву Божьему, такое страдание является доказательством чистоты.
Но не всякое страдание за Христа — это страдание христианина. Человек может пострадать за Христа, отстаивая свою религию. Мир ненавидит даже внешнее проявление религии. Настанут времена, когда человек дорого заплатит даже за то, что формально называется христианином, как если бы он был истинным последователем Христа. Александр, как известно, в итоге потерпел крушение в вере и сильно противостоял служению Павла.
Человек может пострадать за Христа и, всё же, не иметь истинной любви к Христу. Именно это имеется в виду в словах: «И если я отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы».
Любовь к Христу — единственное благородное основание страданий, но человек может страдать и по другим причинам:
1. Ради каких-либо заслуг, которые приобретаются страданиями, — подобно католикам.
2. Из тщеславия или ради славы среди других верующих. Некоторые умирали, чтобы их имена могли жить.
3. Из римской решимости или стойкости духа.
4. Ради выгоды. Иуда оставил всё ради Христа, надеясь улучшить свою торговлю, присоединившись к Нему.
5. Скорее, чтобы сохранить мнение, чем ради распространения истины. Сократ умер ради поддержания идеи о том, что существует только один Бог; но умер ли он ради своего собственного мнения или ради Бога, я думаю, не трудно определить. Таким образом, человек может пострадать за исповедание Христа и, всё же, страдать из ложных принципов.
Итак, если человек страдает за Христа из-за исповедания религии, тогда, несмотря на все страдания, он будет только почти христианином.