Обретение мощей Архиепископа Петра
Для прославления Архиепископа Петра Воронежского Воронежская епархия подготовила документы. В1989 г. был получен документ о его реабилитации. Встал вопрос об обретении мощей Владыки Петра. О месте погребения было известно по свидетельству монахини Арсении, что оно располагалось отдельно от общей могилы, напротив алтаря. В головах была елка, а в ногах — три пихты. На горе Голгофе две церкви: каменная Распятия Христова наверху и несколько ниже деревянная церковь Воскресения Господня. Поэтому необходимо было обследовать оба предполагаемых места захоронения.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в июне 1999 г. рабочая группа в составе иеромонаха Дамаскина (Орловского) — члена Синодальной комиссии, — игумена Соловецкого монастыря Германа (Чеботаря) и других начали поиски захоронения честных останков Архиепископа Петра. В работе принимали участие научные сотрудники Института археологии и Института наследия, Фонда памяти мучеников и исповедников РПЦ. Перед началом работы все вместе совершили общую молитву в Воскресенской церкви, где за день до начала поисков была совершена Божественная литургия. Раскопки начали производить наверху у каменного храма, там в некоторых местах виднелись ямы. Во время поисков и раскопок постоянно читалось Евангелие и совершались литии. Но к концу второго дня стало ясно, что здесь нет захоронений. Стали обследовать старое монастырское кладбище, которое находится у подножья горы рядом с деревянной церковью.
К концу третьего дня 17 июня одновременно были обнаружены следы пяти захоронений периода Соловецкого концлагеря. Учитывая указания свидетелей, что при погребении Архиепископа Петра одно дерево находилось в головах, а три — в ногах, это место и было выбрано для вскрытия. Примерно в 17 м к северо-востоку от апсиды Воскресенской церкви находилась продолговатая западина (в центре глубиной до 10-15 см). Но на этом месте
росла береза. Появились сомнения, все было поверхностно, на обрывистом месте. Приняли решение: березу необходимо спилить. И тогда под корнем березы на глубине 70 см от поверхности земли были обнаружены части доски шириной 6-10 см и толщиной 2 см, а под ней в гробу из простых досок, сколоченных в „простой ящик“, человеческие останки. Береза, как сторож, сохраняла это место, чтобы нога человеческая не топтала святой могилы, таким образом Господь хранил нетронутым место захоронения Своего избранника.
Исследуя найденные честные останки, определили, что это действительно захоронение Архиепископа Петра. На это указывали некоторая анатомическая особенность и высокий рост — 180 см. Остальные четыре захоронения находились рядом к северо-западу от нижней церкви. Все собрались у одиночной могилы служить литию в память священномученика Петра, Архиепископа Воронежского. Честные останки
Владыки были цвета слоновой кости, кроме пяточной кости левой ноги, которая была черного цвета. В других могилах все останки были темно-коричневого цвета.
18 июня было памятным для Соловецкой обители. Именно в этот день преподобный Иов Анзерский (на Юбилейном Архиерейском соборе в 2000 г. было установлено общецерковное почитание его) услышал глас Божией Матери: „Гора сия нарицается Голгофа". И вот сейчас открылось истинное значение этого пророчества. Здесь была явлена страшная Российская Голгофа.
На Анзере всех замученных, умерших от голода и болезней хоронили без гробов и даже без одежды, как стало видно при вскрытии могил. Это были чудовищные братские могилы, засыпанные землей. Неслышный крик разносился над Голгофой. Семьдесят лет души погребенных здесь томились в ожидании упокоения. После обследования могилы были снова зарыты, над каждой был поставлен крест и зажжены свечи. „В наступившей ночной тишине послышалось тихое церковное пение: совершался чин погребения усопших". Вечная ваша память, отцы и братия наша.
17 июня 1999 г. были обретены святые мощи Архиепископа Петра. Это достопамятное событие сопровождалось небесными знамениями: радугой, столпом света, поднимавшимся от земли к солнцу, необыкновенным сиянием неба, плывущими над Анзером кроваво-красными облаками. Так Господь являл святость своего угодника — священномученика Петра, Архиепископа Воронежского. Во время раскопок пошел мелкий-мелкий дождь, и честные останки приходилось выбирать из могилы под прикрытием вместе с землей, затем все было просушено и тщательно
убрано все лишнее. Частично сохранилась одежда святителя. Когда закончили раскопки, все закрыли землей. Поставили крест и совершили панихиду. По окончанию панихиды игумен Герман сказал проповедь. В это время поднялся сильный ветер, по небу плыли багряные, как хламида Христа, тучи.
Сначала мощи были перенесены в Воскресенскую церковь. Здесь впервые отслужили молебен перед мощами священномученика Петра. Все присутствующие имели возможность приложиться к святой главе священномученика Петра, и в это время они „ощущали не могильный холод, а живую теплоту и благоухание". Фотограф, работающий в комиссии, почувствовал необычайную радость. Он сказал:
— Я никогда не ощущал такой радости.
И не только он, но и некоторые другие участники комиссии в течение всего времени обретения мощей и на протяжении всей последующей недели ощущали пасхальную
радость. По окончанию работы комиссии утром все находились в Троицком скиту и оттуда наблюдали, как с места захоронения поднимался в небо прямой луч света.
Что примечательно в этом событии: церковная жизнь
Владыки Петра началась тоже в Воскресенском храме, только под Москвой, и закончилось его земное существование у стен Воскресенской церкви на Голгофе. Вечная жизнь духа побеждает временную плоть. Безмерное высится над мерным, смертию смерть поправ. Закончилась земная жизнь Владыки Петра 7 февраля 1929 г., и началась вечная жизнь в обителях Царствия Небесного. Путь на Голгофу и Фавор един.
Канонизация и почитание священномученика Петра, Архиепископа Воронежского
Синодальная комиссия по канонизации святых изучила документы, свидетельства и другие источники, касающиеся жизни Архиепископа Петра и передала их в Священный Синод для решения вопроса о канонизации Владыки Петра на Архиерейском Соборе. Священномученик Петр (Зверев) был канонизирован в лике святых Русской Православной Церкви на Архиерейском Соборе 13-20 августа 2000 г.
Рака с мощами священномученика Петра сейчас находится в церкви святителя Филарета Митрополита Московского в Спасо-Преображенском Соловецком ставропигиальном монастыре. Именно в этой церкви начался последний путь земного странствования Владыки Петра, когда он прибыл в Соловецкий лагерь. Над местом обретения его мощей в 2002 г. поставлена деревянная часовня. Возобновились богослужения в Воскресенской церкви, где за
день до обретения мощей священномученика Петра прошла служба. Ныне в церкви Воскресения Христова покоятся святые мощи преподобного Иова Анзерского.
Со всей России едут люди на Соловки, чтобы поклониться всем Соловецким святым, и не только преподобным отцам Зосиме,
Савватию и Герману, но и всем новомученикам и исповедникам Соловецким, память которых установлена Архиерейским Собором в 2000 г. и отмечается 10/23 августа. Едут, чтобы приложиться к мощам священномученика Петра и помолиться ему.
И, как все святые всегда своими молитвами помогают нам в наших просьбах и являются нашими ходатаями пред Богом, так и священномученик Петр не оставлял и не оставляет своих чад и всех притекающих к нему и также всегда является скорым помощником. Жена брата Владыки — Евгения Михайловна — рассказывала Соне Булгаковой, что она видела его после смерти во сне в их комнате „стоящим в воздухе в ярком сиянии, благословляющим". Самой м. Серафиме в 1936 г. Владыка Петр явился во сне и предупредил ее о предстоящем аресте.
Маргарита Александровна Нартова вспоминала, что когда ей стало совсем тяжело в ее уже довольно преклонные годы — ей исполнилось сто лет, — она стала часто молиться своему духовному отцу — Архиепископу Петру — по четкам, которые она получила от него в 1929 г., и очень верила в его помощь. И надежда ее не осталась напрасной. Однажды совсем неожиданно им домой принесли жизнеописание Архиепископа Петра, напечатанное в Троицком слове по воспоминаниям монахини Серафимы (Булгаковой). Так Владыка дал знать, что он помнит и не оставляет Маргариту Александровну в своих молитвах.
В Москве проживала монахиня Варвара. Она страдала тяжелым неизлечимым недугом с раннего детства. Несмотря на свой молодой возраст, она, по благословению старца Алексея, приняла постриг. А однажды, когда жизнь ее уже подходила к концу, во сне монахиня Варвара увидела святителя, который пришел причастить ее Святых Христовых Тайн. Матушка рассказала об этом местному священнику иерею Александру Звереву и описала наружность святителя. Согласно ее описанию, это был священномученик Петр. Когда матушка Варвара увидела фотографию Владыки, она сразу узнала его.
Послесловие
Священномученику Петру составлена служба и написан акафист. Память священномученика Петра совершается в день его кончины 25 января/7 февраля и в день обретения мощей 4/17 июня, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Соловецких 10/23 августа.
В нынешнее скорбное время мы взываем к святителю: „Церкве Православный защитителю, народа русского скорбь- ми отягочаваемаго утешителю, в час лютых испытаний твердо исповедал еси Христа, священномучениче славне Петре: заступи и ныне всесильною молитвою твоею к Богу многоскорбных соотечественников твоих, утеши страждущие души наша и от раздирания и расхищения волки хищными святыню Церкви Русския благонадежно охрани".
О скорой помощи священномученика Петра вспоминают паломники, побывавшие на Соловках. В августе 2005 г. они приехали на праздники Соловецких святых. Побывали на Секирке и других памятных местах Соловков, а вот на Анзе- ре не довелось. Из-за штормовой погоды поездки на Анзер отменены были до 25 сентября. Пора было возвращаться домой, но как же уехать, не повидав Анзера — места страданий многих Соловецких узников. И тогда они взмолились: „Священномучениче Петре, моли Бога о нас, помоги нам посетить это святое место". Наутро им говорят: „Анзер открыт, организуется поездка". Так, 23 августа, в день всех новомучеников и исповедников Соловецких, Господь по молитвам святого Владыки Петра устроил им настоящий праздник. Они посетили Анзер, увидели место захоронения Архиепископа Петра и других жертв болыневицкого террора. Увидели они и березу, выросшую в виде креста, как память о тех страшных годах гонений на всех неугодных для новой власти лиц. Нерукотворный крест, воздвигнутый Господом вместо тех крестов,
которые были собраны со всего Соловецкого архипелага, как будто бы из-за неимения дров. Из всех собранных крестов затем устроили большие костры.
В заключение обратимся к святителю Петру словами молитвы, составленной им к преподобному Герману Соловецкому, написанной к акафисту этому святому. „О предивный Угодниче Христов,... помози нам подвигом добрым подвизаться, веру нераздельную соблюсти, главы невидимых змиев сокрушити, победителем греха явитися и житием своим прославите превелие Имя Святые Троицы. Не забуди и нас, лю- бовию чтущих святую память Твою и к Тебе, яко отцу чадолюбивому, прибегающих. Помогай нам, Отче наш милостивый, в душевных и телесных нуждах наших, подавай нам вся благая и потребная в жизни временной, да ревностне поработаем Господу Богу прочее время живота нашего и понесем на себе иго Его благое и легкое Его бремя и, тако достигше благодатию Христовою Небесного Царствия, сподобимся с Тобою и со всеми Святыми славити и воспевати пречестное и великолепое Имя Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь".
Дивеево — Соловки, 2009 г.