Широкая рабочая конференция в Воронеже
Учитывая распространение слухов, власти предприняли соответствующие меры. Архиепископа Петра стали вызывать на допросы в ОГПУ. Держался он при этих визитах спокойно и сдержанно. Входя в кабинет следователя, он оглядывался по сторонам, как бы надеясь увидеть икону, но ее, естественно, там не было. Затем он крестился на правый
угол, кланялся в пояс и только после этого начинал разговор со следователем. Служащие ОГПУ при появлении Владыки невольно обнажали головы.
В дни Успенского поста Владыка каждый день служил акафист Успению Божией Матери, а после него совершался крестный ход вокруг храма Алексиевского монастыря. В сложившейся ситуации Архиепископ Петр надеялся только на помощь Божию по заступничеству Пресвятой Богородицы. Как отмечает пророк: „Готово сердце его уповати на Господа, утвердися сердце его, не убоится, дондеже воззрит на враги своя" (Пс. 16,8).
Осенью 1926 г. в Церкви был поднят вопрос о выборах Патриарха путем опроса (так называемые тайные выборы). Некоторые архиереи подписали тайные бюллетени, в том числе и преосвященный Григорий (Козлов), Епископ Печерский, викарий Нижегородской епархии. За это он был сослан на Соловки. Но были и такие, которые сказали, что по этому вопросу „пришлют свое мнение особо". Среди них были Архиепископ Воронежский Петр (Зверев) и Епископы Рязанский Борис (Соколов) и Рыбинский Серафим (Симичев).
В конце 1926 г., в связи с ожидаемым съездом обновленцев, ОГПУ проводило обыски у православных архиереев. Народ всеми силами старался защищать своего Владыку, и когда его стали часто вызывать в милицию, православные стали особенно настороженными. В момент опасности ареста Владыки они сразу же собирались в большом количестве.
Однажды, вернувшись из церкви, Архиепископ Петр увидел у дверей своей квартиры милиционеров, которые вошли вслед за ним и, предъявив ордер, приступили к обыску. Пока шел обыск, у дверей квартиры собралась огромная толпа верующих. После обыска заместитель начальника отделения милиции предложил архиерею проследовать с ним для допроса. Владыка Петр указал на собравшийся перед домом народ и предупредил, что могут быть неприятности. Заместитель начальника ответил, что как бы то ни было, но у него приказ доставить Архиепископа Петра в отделение милиции, и он должен его исполнить.
А чтобы не было неприятностей в результате столкновения народа с милицией, предложил, чтобы Архиепископ пошел сам в отделение милиции через некоторый промежуток времени после того, как они уйдут. Так Владыка и сделал.
Когда Архиепископ Петр вышел из дома, его встретила толпа числом около трехсот человек, которая пошла вслед за ним и остановилась у входа в милицию. В само здание вошли только несколько человек, которые решительно прошли в кабинет начальника отделения милиции, собираясь присутствовать во время допроса Архиепископа Петра. Они потребовали ответа, по какой причине задержан архиерей, а также потребовали, чтобы допрос проходил в их присутствии. Начальник отделения отказался выполнить их требования и приказал им немедленно покинуть помещение. Когда рабочие вышли на улицу, они, обратившись к народу, сказали, что Владыку хотят арестовать. Но милиция не имеет права вызывать Архиепископа для допроса, а должна его допрашивать у него дома. Люди на улице заволновались. Вышедшие из здания милиционеры попытались разогнать толпу силой, но безуспешно. Отовсюду слышались крики, стоны, плач, но люди не расходились. Начальник отделения, видя, что ничто не помогает, пригрозил Архиепископу, что если беспорядок не прекратится, он вызовет конную милицию и разгонит верующих.
— Да вы выйдите к народу и скажите ему, что со мной ничего не случится, и люди успокоятся и разойдутся, — посоветовал Архиепископ.
— Нет, вы сами идите и скажите, — ответил начальник.
Владыка Петр вышел к народу и попытался его успокоить,
но люди закричали, чтобы начальник сам вышел к ним и дал слово, что Архиепископ не будет арестован. Тот вышел и пообещал им это, но люди не уходили, требуя освобождения Владыки. Начальник отделения милиции отдал распоряжение задержать людей, наиболее близких к Архиепископу, и в первую очередь тех, кто входил к нему в кабинет. Милиционеры бросились в толпу, но люди сопротивлялись, окружая плотным кольцом того, кого милиционеры пытались схва
тить. С большим трудом удалось им арестовать несколько человек. Арест произвел на людей удручающее впечатление, и некоторые стали расходиться. В довершение был вызван конный наряд милиции, чтобы разогнать оставшихся. Но часть народа все-таки осталась в стороне ждать выхода Владыки из милиции. И когда он наконец вышел, они пошли следом за ним, сопровождая его до самого дома.
29 октября 1926 г. Архиепископ был вызван в Воронежское ОГПУ. Там ему показали телеграмму, в которой говорилось, что его вызывает к себе в Москву Тучков для совещания по церковным вопросам с Митрополитами Сергием (Страгородским) и Агафангелом (Преображенским). После возвращения домой Владыка встретил у дома и в самой квартире большое количество людей. Он сообщил им о причине вызова его в ОГПУ. Кто-то из присутствовавших посоветовал послать к Тучкову в Москву делегатов, чтобы просить об отсрочке вызова Архиепископа и вообще узнать, зачем его вызывают и в чем состоит его дело. А пока решили просить начальника местного ОГПУ об отсрочке поездки, чтобы рабочие могли за это время оформить отпуска для поездки в Москву. На следующий день Владыку снова вызвали в ОГПУ, и на этот раз он сказал его сотрудникам:
— Вы сами идете против народа, сами раздражаете его и волнуете; я с вами, чекистами, разговаривать больше не буду, разговаривайте сами с народом и вывертывайтесь, как хотите.
Когда 30 октября Архиепископа Петра пригласили в очередной раз в милицию, прошел слух, что рабочие не дадут осуществить над Владыкой „никакого насилия со стороны власти, защищая такового до последней капли крови“ (из рапорта начальника милиции Пустовалова от 30/Х-26 г.). В тот же день к Архиепископу Петру пришли представители рабочих и сообщили, что они выезжают в Москву для переговоров с Тучковым, а также отправляют делегацию на партийную рабочую конференцию,
которая будет проходить в Москве 27 ноября. Они найдут там председателя Воронежского исполкома Шарова и попросят его, чтобы он в свою очередь переговорил с Тучковым.
Приехав в Москву, рабочие отправились в Дом Советов, где разыскали воронежских делегатов. Воронежскими делегатами на XV Партконференции были Охлопов, Авель, Коробцев и Шаров — председатель Воронежского исполкома, — которого и попросили заступиться за Архиепископа Петра. Шаров выслушал их молча, но на одном из последующих заседаний конференции зачитал телеграмму верующих:
„Москва. Президиуму XV Всесоюзной конференции. Через местное Воронежское ОГПУ Тучков требует выезда в Москву единственного избранного народом православного Архиепископа Петра Зверева. Православных в Воронежской губернии 99%, исключительно рабочих и крестьян. Вызов Архиепископа волнует верующих рабочих, особенно вследствие распространяемых обновленцами слухов о высылке нашего Архиепископа. Для прекращения волнения верующих рабочих и народа запросите Тучкова о причинах вызова Архиепископа. Заключив договор с Архиепископом при его избрании и поручившись зорко следить за его работой, считаем своим долгом знать причины и цель его вызова. Для выяснения вопроса о прекращении волнений затребуйте выезда в Москву делегации верующих рабочих железной дороги. Отвечайте. Воронеж. Терновая церковь — рабочим". Телеграмму подписали Атаманов, Хренов, Рубан, Хлебников, Сироштан, Березовский, Горожанкин, Немахов, Полковников и Сукачев. Другую телеграмму передали Тучкову. Но телеграмма вызвала противоположное действие.
Телеграмму Шаров прочитал с соответствующими комментариями. Он исказил смысл телеграммы: вместо того, что в Воронежской области из числа верующих православных 99% рабочих и крестьян, было сказано, что 99% рабочих в Воронеже верующие и выступил с нападками на Архиеписко
па; он сказал: „Петр Зверев — это духовное лицо, которое под флагом религии может вести и ведет рабочих не туда, куда надо". По прочтении телеграммы некоторые из делегатов вскочили с мест и стали кричать: „Таких людей клеймить!.."
Делегаты XV Партконференции направили открытое письмо воронежским рабочим в адрес широкой рабочей конференции. В этом письме они откровенно очернили Архиепископа Петра.
„Получив телеграмму о Петре Звереве, мы, делегаты от Воронежской губернии на XV партийной конференции, зная, что епископ Воронежский Петр Зверев в прошлом являлся активным слугой царского правительства по своему происхождению, воспитанию и всей своей работе был тесно связан с царскими придворными кругами,
— что Петр Зверев в своей общественно-политической деятельности был выразителем черносотенных, погромных и монархических организаций,
— зная, что Петр Зверев опозорил себя в тяжелые годы голода во время изъятия церковных ценностей сокрытием их от голодающих рабочих и крестьян,
— что он при Советской власти подвергался репрессиям за контрреволюционную деятельность, читали эту телеграмму, посланную якобы от имени воронежских рабочих, с чувством глубокого удивления и недоумения.
Мы спрашиваем воронежских рабочих:
1) правда ли, что 99% воронежских рабочих являются прислужниками и защитниками верного слуги царя и капиталистического строя, черносотенца и монархиста Петра Зверева и считают его своим «единственным избранным»;
2) правда ли, что воронежские рабочие уполномочили говорить от имени воронежских рабочих тех, кто подписал эту телеграмму;
3) правда ли, что 99% воронежских рабочих «волнуются» по поводу вызова в Москву того самого Петра Зверева, который в 21-22 годах пытался затянуть петлю голода на шее рабочих и крестьян".
Так был оклеветан и очернен перед рабочими Архиепископ Петр. Именно председатель Воронежского Губисполкома Шаров был ярым обвинителем Архиепископа Петра. На широкой конференции рабочих в Воронеже враги Церкви постарались дать такой ход событиям, чтобы убедить рабочих, что действия Архиепископа Петра носят контрреволюционный характер. Они отметили: „Петр Зверев и сейчас пытается спровоцировать рабочих. Такому лицу не место в Воронежской губернии..." В заключение на конференции была принята резолюция, в которой отмечалось: „Конференция требует немедленного изолирования и удаления из Воронежской губернии Петра Зверева".
Таким образом, рабочие были обмануты через представление несоответствующих действительности фактов негативной характеристики Владыки Петра. Его представили как политического деятеля, хотя сам Владыка говорил всем, что он только молитвенник, что он подписал договор не заниматься политикой и твердо сохраняет этот договор. Арестованный Цыков на допросе сказал, что в действиях Архиепископа Петра не было ничего такого, что давало бы повод подозревать его в политике.
На конференции также было принято решение:
„Исключить девять человек, подписавших телеграмму, из профсоюзов и удалить их с производства. Обсудить вопрос об их деятельности и предать суду. Провести показательный процесс!
Предать суду Петра Зверева!..
Сообщить ЦК партии, что телеграмма — подлог, а не мнение рабочих Воронежа.
И, наконец, немедленно арестовать Архиепископа Петра Зверева".
Еще в Твери Владыка Петр призывал духовенство быть „абсолютно аполитичным и все свои силы и способности посвящать исключительно церковной деятельности". Он призывал всех „не только не агитировать против..., но... прекращать всякую попытку злостных агитаторов против изъятия
церковных ценностей на нужды голодающих". За это обращение и спокойное проведение в жизнь декрета Епископу Петру выразили благодарность через печать.
На конференции решили опубликовать в печати телеграмму, отправленную в Москву на XV Всесоюзную партконференцию „с освещением личности Петра Зверева и его контрреволюционной деятельности, чтобы показать, как религия в руках врагов рабочего класса служит средством для одурачивания и обмана трудящихся и подчинения их руководству и влиянию своих классовых врагов".
Также было принято решение провести широкую разъяснительную кампанию среди рабочих. Для этого всем Уполит- просветам и Волполитпросветам, Правлениям, профисполко- мам, клубам и ячейкам „Союза Безбожников" Воронежской губернии было подготовлено и направлено „Письмо № 11“ „О постановке антирелигиозной пропаганды в политпросветучреж- дениях". В этом письме были напечатаны рекомендации, как проводить антирелигиозную агитацию, в т.ч. увязку работы клубов, изб-читален, кружков с ячейками „Союза Безбожников"; оживление такой работы в праздники Пасхи и Крещения; проведение лекций, докладов, концертов с антирелигиозной тематикой; проведение агитсудов; создание художественного антирелигиозного репертуара; освещение роли женщин до и после революции. Предлагалось провести работу в плане „режима экономии", дабы отвлечь пожертвование крестьянами и рабочими денег на храмы, предложив свободные деньги вкладывать в кредитные товарищества, в сберкассы и пр. Согласно этому письму были разработаны мероприятия по антирелигиозной борьбе на 1926-1927 гг. Кроме того, было рекомендовано чтение в сельских избах-читальнях книги Ярославского „Библия для верующих и неверующих". Было создано 17 антирелигиозных ячеек с общим числом членов в них 450 человек, из них женщин —121 человек и мужчин — 329 человек.
Арест и обвинительное заключение
Сообщение об этих событиях было опубликовано 28 ноября 1926 г. в газете „Воронежская коммуна". Это был первый день Рождественского поста и Архиепископ Петр служил литургию. Предчувствуя близкий арест, он был печален. В ту же ночь к нему явились сотрудники ОГПУ для произведения обыска и ареста. Когда они начали стучать в дверь квартиры, келейник Архиепископа покрепче запер дверь и не пускал их до тех пор, пока Владыка с помощью архимандрита Иннокентия не сжег все бумаги, которые могли принести вред тем, кто писал их. И только потом открыли дверь. Милиция вошла и приступила к обыску.
После обыска Архиепископ Петр был арестован и доставлен в ОГПУ. Утром весть об аресте архиерея разнеслась по городу, и многие направились к зданию тюрьмы, чтобы узнать о судьбе Владыки. Они заглядывали в окна здания ОГПУ, пытаясь увидеть там арестованного архиерея. Но увидели его только вечером, когда стража вывела Владыку из здания и посадила в автомобиль, чтобы везти на вокзал. Верующие бросились к вокзалу, но сотрудники ОГПУ оцепили его и не пропустили никого на перрон, пока не отошел поезд с арестованным Архиепископом. Чтобы избежать каких-либо волнений со стороны народа, милиция заранее выставила по всему городу заслоны.
По прибытии в Москву Архиепископ был заключен во внутреннюю тюрьму ОГПУ на Лубянке. 30 ноября был вызван к следователю. Следствие вел уполномоченный 6-го отделения СО ОГПУ Казанский. Во время следствия у Владыки Петра была изъята перламутровая панагия, и это очень беспокоило его. В это время одна верующая девушка Мурочка познакомилась с работником Московского ГПУ Рапопортом, и через него удалось вернуть Владыке панагию.
Архимандрит Иннокентий попытался через священника Михайлова сообщить Митрополиту Нижегородскому Сергию
об аресте Архиепископа Петра. Но у него ничего не получилось. Через три дня были арестованы ближайшие помощники Архиепископа Сироштан В.Е., Немахов И.М., Цыков С.А., Атаманов П.Т., Москалев Д.К., Пушкин Г.И., а затем и остальные. Архимандрит Иннокентий был арестован 17 декабря. В Воронеже всем было предъявлено обвинение по ст.119 УК, а Владыке по ст.73 „за распространение слухов, имеющих целью вызвать недоверие к Советской власти и дискредитировать власть". Но в Москве следователь ОГПУ Казанский А.В. предъявил всем обвинение по ст.58/6. Все, кроме Архиепископа Петра, содержались в Бутырке.
Помимо Архиепископа Петра и проходивших с ним по одному делу рабочих, были арестованы архимандрит Нектарий (Бенедиктов) и протоиерей Иоанн Вениаминов, сослужившие Владыке Петру в храме Покровского женского монастыря. Но на них было заведено отдельное дело.
При заполнении анкеты Архиепископ Петр, как обычно, в графе о родственниках никого не упомянул. Впоследствии следователь ОГПУ Казанский обвинил его в сокрытии факта существования брата Арсения Константиновича Зверева. И Владыка сознался, что у него действительно есть брат Арсений в Москве и сестра Варвара, но где она живет он не знает: „где-то под Москвой, кажется, в Люблине". Он объяснил умалчивание об этом тем, что с „братом и вообще родными не имел никакого общения с 9 лет, т.к. с того же времени не жил дома". Таким образом Архиепископ Петр пытался отвести от брата всякое подозрение и сохранить от возможного преследования его и его семью.
Казанский, допрашивая Владыку, задал ему вопрос об охране, состоявшей при Владыке. Архиепископ объяснил, что охрану предложили сами верующие ввиду угроз, высказанных в анонимных письмах с требованием передачи 500 руб. денег. Но не только угрозы беспокоили Архиепископа Петра,
были произведены также и покушения: в него несколько раз „на улице и с колокольни городской церкви кидали камнями [кафедральный собор был в руках обновленцев], прислали... банку варенья с битым стеклом".
Следователем был задан вопрос по поводу распоряжения о „внешней церковной охране" и „усиления ее". Владыка объяснил, что верующие жаловались на имеющиеся в последнее время случаи кражи церковного имущества, и он напомнил людям об их ответственности за сохранность этого имущества, как это было до революции, когда такая ответственность лежала на епископах и духовенстве, теперь же ответственными были те, на кого оформлялся договор передачи имущества в аренду.
Во время следствия Казанский все время стремился подвести политическую подоплеку действиям православных активистов. То, что люди пытались добиться законного положения Воронежской епархии, признания ее правящего архиерея, пытались найти компромисс в отношениях между Советской властью и духовным руководителем, вменялось им в антисоветские демонстрации, в которых принимали участие не только церковники, но и другие жители города Воронежа. Сам того не сознавая, следователь оставил нам документальное свидетельство популярности Владыки Петра среди огромной массы рабочих и крестьян. Так, в своем постановлении он указывает, что „участников этих демонстраций, кроме церквей, поставлял базар", куда крестьяне со всей губернии привозили плоды своего труда.
На допросе Казанский спрашивал Архиепископа Петра:
— Что за беседы по поводу положения Церкви в государстве бывали у вас с приезжавшими иногда из епархии церковниками? Почему вы там выставляли положение о необходимости мученичества?
— Моя точка зрения по этому вопросу ясна хотя бы из подаваемых мной документов и обращений декларативного
характера. Сам я никогда в беседах этого вопроса не поднимал, с кем бы ни разговаривал, но если меня спрашивали, то отвечал. Мне приходилось, возможно, высказывать мнение по этому вопросу по поводу существующей в Православной Церкви группы, непримиримо к государству относящейся, предпочитающей мученичество, то есть, как я понимаю, стеснение в правах и так далее, урегулированию отношений. Может быть, я, знакомясь с этой точкой зрения, когда-нибудь и упустил из виду заявить слушателям, что эта точка зрения не моя, так как, повторяю, я вовсе не считаю, что мученичество в настоящее время выгодно для Церкви. Во всяком случае, я думаю, что моя точка зрения была слушателям известна, хотя бы из рассылавшихся обращений. Элемента злостности в разговорах о мученичестве не было безусловно, — ответил Архиепископ.
И даже сами выборы народом Епископа Петра Воронежским правящим архиереем Казанский определил как придание народному движению лишь видимости „демократического характера", а действия Владыки Петра по сдерживанию естественного негодования верующих — как попытку его „казаться среди верующих «лояльным» к власти". Приговоры прихожан многих сельских приходов Воронежской губернии, где верующие высказали доверие Владыке Петру, и поручительство за него перед Советской властью Казанский также использовал как обвинительный материал против Архиепископа Петра. Все то, что Владыка Петр относил к действиям обновленцев (распространение слухов о выселении Владыки, организация беспорядков и пр.), было отнесено к действиям группы близких к нему людей. „Разжигание религиозного фанатизма и взвинчивание антисоветской активности базара и церковно-приходских советов производилось путем грубой провокации", — пишет Казанский в своем постановлении от 20 марта 1926 г.
Замечательно то, как Казанский описывает события, когда Владыка Петр в очередной раз был вызван в милицию. Здесь мы видим ту верность народа, которой был окружен Владыка в Воронеже. Его сопровождала большая толпа, и они не расходились до самого выхода Владыки из милиции, несмотря на то, что начальник милиции дал обещание не задерживать его. Владыка сказал об этом:
— Когда я вышел оттуда, толпа стояла в стороне.
Среди арестованных с Архиепископом Петром мирян была Буданова А.И., которая знала Владыку еще в Москве с 1917 г., когда он вернулся туда после фронта. Затем она переехала в Нижний Новгород, и с 1926 г. Агриппина Ивановна поселилась в Воронеже. Всегда была верной помощницей Владыки. При аресте у нее, как и у остальных арестованных, были изъяты нательный крестик, молитвенник, иконки. Чем же помешали эти христианские святыни следователям? Наверное, не могли они видеть этих предметов верности христиан своему Владыке — Иисусу Христу, — не могли терпеть присутствия даже изображений Господа и святых Его, если старались лишить арестованных последней надежды. Но не в силе Бог, а в правде, и Господь Духом Своим укреплял верных.
В конце марта следствие было закончено. В обвинительном заключении следователь написал: „Подъем церковнического активизма совпал с приездом в город Воронеж Петра Зверева, прибывшего в качестве управляющего реакционной церковью губернии... Имя Зверева послужило флагом при выступлениях воронежских черносотенцев. Выступавшие добивались для него всяческих гарантий и исключительных правовых положений, используя при выступлениях эти требования как лозунги. Выступления, начавшись с хождения по разным учреждениям и представителям власти отдельных ходоков, вскоре сменились многочисленными депутациями к председателю исполкома и другим; депутации эти не ограничивались хождениями по учреждениям, а очень часто направлялись на квартиры ответственных работников и в повышенном тоне выставляли
определенные требования. Через некоторое время шествия этих депутаций начали принимать характер своеобразных демонстраций, причем участие в последних принимали уже не только церковники, но и прочие граждане города Воронежа..."
Следствие длилось недолго, но за это время Казанский дважды просил продления сроков ведения следствия. Первый раз срок был продлен до 4 марта, а второй раз — до 10 апреля. Но уже 24 марта был вынесен приговор всем обвиняемым, кроме Архиепископа Петра, Дмитрия Москалева и Сироштана. Относительно их Казанский сделал запрос о разрешении внесудебного решения. 4 апреля 1927 г. Коллегия ОГПУ приговорила Архиепископа Петра и Москалева к десяти, а Василия Сироштана к пяти годам заключения в Соловецком концлагере.
Кроме них на Соловки на три года были отправлены архимандрит Иннокентий, Иван Немахов, Семен Цыков, Петр Атаманов. Сроки заключенным рабочим по амнистии были сокращены. Но по отбытии заключения им запрещалось проживать в течение 3-х лет в городах Москва, Ленинград, Киев, Харьков, Одесса, Ростов-на-Дону, Воронеж. Цыков поселился в Тамбове.
Когда стало известно решение Коллегии, Евгения Михайловна сообщила близким духовным чадам Владыки об отправлении его на Соловки. Маргарите она отправила открытку, где написала: „Владыку отправляют. Приезжай, если хочешь проститься", и написала свой домашний адрес. Маргарита, получив от Евгении Михайловны открытку, сразу собралась ехать в Москву. Вместе со своей подругой Валентиной они приехали на квартиру к родственникам Владыки. Там уже были и другие его духовные чада. Среди них они узнали Милочку — крестную дочь Архиепископа Петра. В то время ей было 30 лет. Милочка жила в Москве, часто бывала здесь и была ближайшей помощницей Евгении Михайловны, которая очень любила ее.
Все вместе быстро собрали три мешка посылок для Владыки Петра. Укладывали вещи, которые были указаны в ГПУ. Несмотря на то, что уже была весна, положили ему и белые валенки — ведь Владыке предстояло жить на Соловках 10 лет. Ничего лишнего нельзя было положить. Маргарита потом очень сожалела, что она даже открытку Владыке не положила.
Маргарита видела Милочку последний раз в конце войны в храме в Сокольниках и та сообщила ей о смерти Евгении Михайловны. Они встретились в тот день, когда исполнилось 40 дней со дня ее смерти.