К проекту большого театра в г. воронеже

Москва, 20 апреля 1933 г.

(Ответ на вопрос строительного отдела

Наркомпроса за No 0--319)

1. Необходимо установить ясное понятие о том, какие задачи будут стоять перед проектируемым театром.

2. Совместить понятия: оперный, драматический и постановки массового характера -- невозможно, так как одно уничтожает другое.

3. Театр в 3000 мест для драматического представления неприемлем, так же как и удаление последнего ряда до 35 метров для драмы немыслимо.

Такой театр неизбежно вызывает грубую актерскую игру, то есть понижает квалификацию актерского мастерства. Расстояние до первого ряда в 7 метров, как и вообще всякое удаление зрителя от сцены, лишает его возможности рассматривать наиболее важное в актере, тончайшую, едва уловимую игру глаз, лица.

4. Для драматического представления допустимо не более 1500 мест. Для оперного -- не более 2000. Московский Большой театр с 1970 местами или филиал Большого театра (бывший Экспериментальный) с 2139 местами для драмы непригодны и даже для оперы велики.

5. Театр с 3000 зрителей -- это и не драма, и не опера, а только манеж.

6. Правильнее строить театр с двумя сценами и двумя зрительными залами, но с общими уборными, мастерскими и общим хозяйством.

7. Неясна задача освещения просцениума световыми точками рассеянного света. Вообще просцениум -- мертвый пол -- вреден для сцены, за исключением отдельных случаев, когда в просцениум может быть превращен оркестр.

8. Если рассчитывать зал на 3000 мест, то 100 человек оркестра -- мало.

9. Чрезмерная механизация сцены непрактична и не оправдывает себя.

10. Перенесение действия в зрительный зал, связь сценической площадки со зрительным залом, вовлечение зрителей в процесс представления (массовое действие) -- ошибочный прием, не достигающий цели. Эти трюки были модными некоторое время, теперь теряют смысл, и надо надеяться, что в ближайшем будущем они уйдут с серьезной сцены, предоставив эту несерьезную забаву циркам. Все это важно при плохих актерах, которых нужно закрывать всякими штучками под видом нового искусства, и вредно для хороших. В серьезном театре такое заигрывание с публикой недопустимо.

11. В системе механического оборудования сцены необходимо предусмотреть устройство вращающейся сцены (планшет вместе с трюмом). При этом круг должен иметь несколько поднимающихся и опускающихся планов. Может быть три плана с тремя секциями в каждом плане, с опускающимися рампами в трех планах.

12. Должно быть обращено большое внимание на значение боковых карманов и арьерсцены.

13. Разгрузка сцены во время антрактов должна быть строго продумана и систематизирована. Актеры должны уходить в одну сторону, декорации -- в другую; бутафория и осветительные аппараты -- в третью.

14. Указанный постоянный состав служащих в 200 человек правильнее увеличить до 250.

15. Глубина сцены должна быть не менее 150% ширины портальной арки.

16. Высота до нижней кромки колосников -- не менее 200% ширины портальной арки, что имеет огромное значение для подвески горизонта или панорамы с минимальным количеством падуг.

17. Дверные проемы для проноса декораций должны быть не ниже 10 метров, так как для выноса со сцены декораций высотой 8--9 метров не должно быть никаких затруднений. Класть же их на бок для проноса в дверь высотою в 4 метра -- недопустимо.

18. На уровне пола сцены должно быть запроектировано наибольшее количество артистических уборных.

19. Глубина трюма должна быть не менее 6 метров.

20. Совершенно неприемлемы прачечная, красильня и дезинфекционная камера в цокольном этаже театра. Как эти, так и все мастерские должны быть выведены в другое здание. Исключение может быть только для декоративной мастерской.

21. Должно быть обращено самое серьезное внимание на устройство и оборудование артистических уборных. При своем возникновении Московский Художественный театр ставил одной из своих главных задач -- заботу об актере, об обстановке его закулисной жизни, отвечающей культурным и творческим задачам, правильно полагая, что от этого зависит качество его работы.

22. В оперном театре следует учесть устройство фойе для артистов, соединенного сообщением с фойе оркестрантов ради объединения интересов, общения двух профессий. Музыканты критикуют певцов, а певцы -- им аккомпанирующий оркестр. Нельзя, чтоб музыканты не знали артистов, а артисты -- музыкантов.

Кроме изложенного необходимо указать на следующие недостатки условий программы:

Площадь кабинета режиссера должна быть не менее 30 кв. метров, так как там могут происходить заседания, просмотры макетов и проч.

Кабинет помощника режиссера -- не менее 16 кв. метров.

Бутафорская и реквизиторская -- 60 кв. метров.

Комната рабочих сцены -- 50 кв. метров.

Буфет для артистов, читальный зал и библиотека должны быть разделены и иметь общую площадь -- 160 кв. метров.

Общие артистические уборные -- не менее 3 кв. метров на человека.

Деревообделочная мастерская (декор, и мебель) -- площадь 160 кв. метров.

Склад декораций -- 250 кв. метров, высота 9 метров.

Склад костюмов -- 200 кв. метров, высота 4 метра.

Комната зав. худож. частью и репертуаром -- 30 кв. метров.

Народный артист Республики

К. Станиславский

[ПЕРВОМУ ВСЕСОЮЗНОМУ СЪЕЗДУ

СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ]

Московский Художественный академический театр Союза ССР им. М. Горького приветствует Всесоюзный съезд советских писателей и желает ему успеха.

Большие моменты жизни народов требуют и большой литературы для их выражения. Мы надеемся, что Всесоюзный съезд советских писателей укажет пути в литературе для верного отражения великих событий, происходящих в нашем Союзе, и вдохновит мастеров слова на создание больших художественных произведений, достойных великой роли, которую играет в мировой жизни наша удивительная страна.

Для этого всем писателям и нам, артистам, надо не только понять эпоху, но и стать человеком этой эпохи, не подделываясь под нее, а органически сродняясь с ней.

Задача всякого искусства -- создание жизни человеческой души и передача ее в художественной форме.

Горячо желаем писателям отразить в красивой и художественной форме эту жизнь человеческой души нашей эпохи. Для этого не найти лучшего выразителя, чем наш прекрасный русский язык.

Директор МХАТ СССР им. М. Горького

народный артист

К. С. Станиславский

Наши рекомендации