О других еретиках и прельстителях

И после этих Господь отделил из стоявших по левой стороне многих других еретиков, между которыми были три мужа-прельстителя: Ориген, Евагрий и Дидим. Они были связаны и покрыты тьмою. Господь отвратился от них, и Ангелы тотчас бросили их в клокочущее море с прочими еретиками.

О других еретиках и отпавших

Затем Господь отделил многих других, между которыми находились пять великих еретиков: Сергий, Онорий, Кир, Пир и Дидим. Лица их были почернены сажею, нечисты и осквернены. Господь сказал им с гневом: «Из чего вы выдумали говорить, что во Мне одна воля и едино действие, и извратили смысл Моих Божественных слов и прельстили сей народ вашими учениями? Возьмите их отсюда!» И по этому повелению Ангелы бросили их в муку, где были и прочие еретики.

О иконоборцах и северянах

После этих отделился другой собор, по виду они были как идолы, очень свирепы и страшны, друг друга как собаки кусая. Это были северяне и иконоборцы, которые говорили, что Господь наш Иисус Христос тело Свое снес с небес, а не от чистой крови Пречистой Богородицы Девы Марии родился от Духа Святого. А потому и думали, что тело Господа нашего Иисуса Христа было нетленно прежде Его распятия. Господь разгневался на них и с гневом сказал: «Отойдите от Меня, делающие неправду, потому что сами отверглись Меня, икону образа Моего обесчестили. Два действия Мои и две воли отвергли и тем многих ввели в погибель, где и сами будете. Я не пощажу вас». Так сказал Господь и отвратил пречистое лицо Свое от них, и тотчас внезапно на них напали Ангелы огненные и били их огненными палками без пощады, разрывая и бросая их в море огня.

О евреях, распявших Христа

После этого велел Господь представить великий полк, бесчисленное множество покрытых тяжкой тьмою. Лица их были покрыты гнойною кровью, и большие бельма на глазах их, уши помазаны были смолою, а в руках они держали конские хвосты, ноги были искривлены и обуты в ослиные кожи. Они смотрели друг на друга, и удивлялись сами себе, и потому говорили: «О горе нам: Тот, Которого Анна и Каиафа с Понтийским Пилатом на кресте распяли, хочет теперь судить живых и мертвых. О злые соблазнители и прельстители, через которых мы прельстились и не уверовали в Него, а теперь попали в руки Его, и нет милующего нас! Мы безответны пред Ним. Сколько зла сделали мы Ему Самому и Его ученикам! Если бы мы уверовали в Него и крестились, как и многие другие из наших это сделали, которых мы теперь видим идущими в Царство Небесное. Он принял бы туда и нас».

Когда они это говорили, Господь ангельской трубой сказал к ним: «Не Я ли Господь Иисус Христос, Сын Бога и Отца, преклонивший небеса, сошел и родился от Духа Святого и от Святой Девы Марии? На собраниях ваших учил вас и говорил: Я и Отец едины есть; и если не верите Мне, то верьте делам Моим. Вы видели дела Мои – мертвых воскресил, слепых просветил, хромые стали ходить, прокаженные очистились, расслабленные выздоровели, бесов изгнал и всякую болезнь и недуг исцелил. Вы же все это видели, но ослепились разумом. Меня послушать не хотели, а потому спастись, вечно жить и царствовать не можете, но еще больше скажу: за все, что сделал вам хорошее, вы распяли Меня на кресте и вонзили в ребро копье. Видите, вот руки и ребра Мои и теперь покрыты ранами, которые служат лучшим доказательством той свирепости, которую вы проявили ко Мне. Но не за это Я буду судить вас, а за то, что вы не послушали избранных учеников Моих, посланных обратить вас к покаянию. Вы не захотели обратиться, но предпочли умереть в грехах». Слыша это, они начали плакать. Одни били в грудь, а другие драли себе лицо, говоря: «Моисей, Моисей, тяжело нам! Где ты теперь? Приди, если ты заслужил милосердие от Бога, и теперь избавь нас». Господь снова сказал им: «Вследствие вашего неверия в Меня пусть невинных найдет Моисей, которого вы зовете на судный ответ, он обличит вас». При этих словах пред ними явился Моисей в великой славе. Они увидели его, тотчас узнали его и закричали: «О Моисей, ты дал нам Закон. Мы данный нам тобой Закон сохранили, как ты нам заповедал, и не только не приняли теперешнего Судью, но распяли и убили Его. Скажи нам теперь: Кто есть Этот, и почему ты не сказал о Нем в своем Законе? Скажи нам об этом и избавь нас от руки Его, потому что видим, что мы все находимся в Его власти и нас постигло то, чего мы не ожидали. Хочет судить нас, и нет такого, который бы избавил нас, теперь помоги нам, находящимся в таком бедствии».

Моисей обличает евреев

Моисей отвечал им: «О бессмысленные и черствые сердцем, сыны не Авраама, а диавола. Не писал ли я вам в Законах так: «Пророка воздвигнет вам Господь Бог из братьев ваших, Которого вы должны слушать, как меня, чтобы Он ни говорил вам. И будет всякая душа, которая не послушает Пророка того, изгнана из среды их. Что еще может быть яснее сказано вам?! В другом месте Закона сказано, что до тех пор будет царствовать князь из колена Иудина, пока придет Тот, для Которого это делается, и это есть ожидание народов. И много другого предсказывал, что было читаемо по субботам в собраниях ваших. Кого другого вы ждали? Действительно, вы заблуждались в советах ваших, и вследствие этого отнято у вас посещение Божие, настоящую же вашу веру вы унаследовали у язычников». Они отвечали: «Как могли мы веровать в Него, называвшего Себя Сыном Божиим, тогда как в твоем Законе об этом ничего не было написано и пророки об этом не говорили». Моисей сказал: «Я называл Его Пророком, как и себя, так как Он вочеловечился: Бог совершен и человек совершен – в этих двух естествах Он был совершен, но зависть, злоба и гордость ваша не позволили вам веровать в Него, и вследствие этого в будущем вас ожидает вечный огонь». Сказав это, Моисей отошел от них.

О мучителях и мстителях

После этого Господь отделил многих от находящихся по левую руку, и вот пришли лукавые; они были хуже других. Глаза их темнее и мрачнее, чем у прочих, на челе у каждого из них были подписи сатаны, в руках они держали дощечки, на которых было написано их отвержение. К ним Господь обратился с такими словами: «О нечестивые, почему Меня вы оставили, и Мое Святое Крещение осквернили, и к антихристу обратились и ему, ждущему вашей погибели, отдались? Чего хорошего от него вы ожидаете? Вместе с ним отправлю вас мучиться. Так как вы его возлюбили, вот вам и награда за то!» Святые Ангелы, схвативши их по слову Божию отвели в бездну, в которой обитает сам сатана. Их крики были слышны оттуда. Я это видел и внимательно прислушивался к воплям и стонам их. Они с болью молились о помощи, и больно мне было слышать это.

О Диоклетиане

Вдруг я услышал голос, как рев льва, кричащего и стонавшего: кто-то, скрежеща зубами, кричал: «О ужас, о ужас! О распятый Боже, не я один, но вместе с другими я не разумел Твоего вочеловечения и отверг Тебя, не желая слышать даже Твоего имени. И вот теперь вижу, что Ты Един Вышний Господь Иисус Христос. Здесь, находясь в неволе, я, бывший враг Твой, Тебя Господа и Бога исповедую. О, горе тому, кто Тебя не любил и Твоего пришествия на землю не принимал! О, горе тем, которые Тебя, истинного Бога, не видели, не уверовали в Тебя и не крестились! О, горе тем, которые не познали Тебя и Твоих заповедей не исполняли! О, горе мне, так как и я погибаю в этом ужасном пламени, до конца меня умучившем! О благодетельница смерть! Где ты? О, если бы ты пришла и избавила меня от тяжелой этой болезни. Кто мог думать, чтобы случилось со мной что-либо подобное? Увы, увы, как тяжки эти мучения»! Я так же внимательно прислушивался к этим крикам, как и ко всем прежде описанным тяжелым воздыханиям и горьким стонам. Я спросил Ангела, водившего меня: «Кто это подвергся таким страшным мучениям?» Ангел отвечал: «Это Диоклетиан – мучитель христианский».

Конец Суда Божия

Тотчас кончился Страшный Суд Божий, и страшные муки в преисподних земли затворились. Я услышал неподражаемое пение Ангелов, хвалящих Праведного Судию. Когда Ангелы, певшие эти Божественные песни, явились, то Господь вошел в один Святой великий град и вместе с Ним Ангелы. Врата города этого затворились. Господь, севши на престоле славы Своей, повелел Ангелам принести все разумные сокровища небесные. По мановению Божественному явились все святые и получали из руки Господней по числу добродетелей своих особые дарования.

Наши рекомендации