Почему происходит так, что столько людей проходят так много и оказываются только почти христианами?
Это может быть ответ на зов сознания. Хотя немногие люди имеют благодать, все же, все люди имеют сознание. Теперь понаблюдайте, и вы увидите, как далеко может зайти сознание в своей работе.
1. Сознание признает Бога, то есть, что Богу следует поклоняться и что творения должны служить Ему. На практике мы знаем много атеистов, о которых апостол говорит: «Они говорят, что знают Бога; а делами отрекаются». Но на суде атеистов не будет. Марк Туллий Цицерон, язычник, мог сказать: «Нет более странного состязания, чем не признавать божественное Сейчас», ибо в сознании существует такой свет, который позволяет обнаружить, что Бог существует и что Ему следует поклоняться с помощью дальнейшего света, света Слова. Человек может иметь способность делать многое на путях Божьих, и все же его сердце может не иметь и крупицы благодати.
2. Знайте, что невозрожденное сознание имеет способность улучшаться благодаря благодати. Присутствие при исполнении таинств может чрезвычайно повысить способности сознания. Оно будет усиленно контролировать грех, хотя совсем не будет обновлено. Оно может быть просвещено, убеждено и изменено. В Евреям 6:4 написано о некоторых людях, которые однажды были просвещены, вкусили дар небесный и соделались причастниками Духа Святого. Как мы назовем эту работу? Это не может быть спасительная работа, истинное изменение и обращение, ибо, несмотря на все просвещение, на то, что они вкусили этот дар и стали причастниками, сказано, что они отпали (Евреям 6:6). Если бы это была истинная благодать, они никогда не смогли бы отпасть. Верующий может упасть, но не может отпасть. Он может отвратительно упасть, но он не может отпасть окончательно, ибо его поддерживают Вечные Руки. Его вера укрепляется молитвой Христа о том, чтобы наша вера не угасла. Он ясно говорит нам, что дает нам жизнь вечную, благодаря которой мы никогда не погибнем.
В таком случае эта работа, о которой говорится здесь, никак не может быть спасающей работой – она не долговременна, ибо о тех, кто попал под нее, сказано, что они отпали. Но хотя это и не спасающая благодать, все же, это сверхъестественная работа. Это совершенствование, произведенное Словом над сознанием людей через силу Духа. Поэтому о них сказано, что они вкусили «благого глагола Божия» и стали причастниками Духа Святого. Они не имеют Духа, пребывающего в них спасительно, но Дух борется в них и работает над ними, чтобы убедить проснуться, чтобы заставить сознание заработать. И сознание, усовершенствованное таким образом, может провести человека далеко в исповедании религии и соблюдении обязанностей. Однако это будет всего лишь невозрожденное сознание.
Обычная работа Духа может продвинуть человека далеко в исполнении религиозных обязанностей, но только особая работа Духа продвигает его к спасению. Дух может присутствовать в человеке с целью помочь ему проповедовать и молиться, и все же человек может погибнуть из-за недостатка обновляющего присутствия Духа, дающего способность верить. Иуда имел первое, но погиб из-за отсутствия последнего. Он имел Духа, Который помогал ему изгонять бесов, но, все же, он не имел Духа, Который бы обновил его самого. Поэтому он и был отвержен. Таким образом, человек может обладать усовершенствованным сознанием, но не иметь ничего общего с обновленным сознанием. Сознание, улучшенное таким образом, побуждает человека исполнять многие обязанности. Я молю Бога, чтобы никто из нас не перепутал сознание, улучшенное Словом, с сознанием, обновленным Духом. Такую ошибку совершить очень легко, особенно когда множество внешних обязанностей являются плодом этого.
3. Сознание невозрожденного человека подвержено страданиям и бедствиям. Хотя невозрожденное сознание не освящено благодатью, все же, грех часто беспокоит его. Беспокойство сознания – это явление, которое присуще не только верующим, но иногда и неверующим также. Сознание верующего обеспокоено, когда грех остается без наказания, и сознание невозрожденного человека беспокоится из-за греха, хотя оно никогда не бывает свободно от греха. Иногда Бог посылает Слово в сознание грешника и применяет к нему строгость закона. Это наполняет душу страхом и ужасом смерти и ада. В этом случае душа обычно выполняет внешние обязанности для того, чтобы отгородить сознание от беспокойства.
Когда Авессалом поджег поля Иоава, Иоав побежал к нему, хотя раньше отказывался. Так, когда Бог зажигает искру ада, и она падает в сознание грешника, тот начинает осознавать всю строгость закона. Это приводит грешника к исполнению обязанностей, о которых он никогда и не помышлял ранее. Беспокойство сознания часто является основанием того, что люди принимают участие в жизни религии. Результат этого – успокоение сознания. Если сознание не остановит человека, то Бог никогда не услышит его.
Невозрожденное сознание имеет голос и многократно говорит громко в уши грешника: «Этого не следует делать. Бога не следует забывать. Повелениями Божьими не следует пренебрегать. Жизнь в грехе будет крушением для души». И вследствие этого невозрожденный человек прибегает к своим обрядам и начинает безжизненное и безблагодатное исповедание для того, чтобы заставить замолчать свое сознание. Когда человек испытывает боль в желудке, какой бы вкусненький и сладенький кусочек он ни съел, его стошнит. Хотя кушать было сладко, но лучше, чтобы стошнило. Так же происходит и с грешником, когда он болен, будучи обличаем проповедями и сознанием. Хотя грех был сладок на практике, все же, мысль о нем вызывает горечь в сознании. И тогда его исповедание религии – это та таблетка, которую он кладет в рот, чтобы устранить вкус горечи греха.
4. Невозрожденное сознание, просвещенное Словом, может открыть человеку нищету его состояния. Хотя и не эффективно, но оно может вывести его из нищеты, так чтобы это тревожило, не давало покоя. Когда сознание показывает грешнику его наготу, душа бежит к исполнению внешних обязанностей, думая таким образом прикрыть себя. Сказано, что Адам и Ева «узнали, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания». Так происходит, когда однажды грешник видит свою наготу и ничтожность по причине греха, но вместо того, чтобы побежать ко Христу, прижаться к Нему и молить, чтобы Его праведность стала покровом, чтобы не видно было стыда, его наготы, он бежит к обязанностям и преданиям, то есть прикрывает себя смоковным листом исповедания без Христа, без обновленного сознания. Невозрожденный человек охотно будет своим собственным спасителем. Он думает, что изменение состояния само по себе обладает силой и что истинная работа благодати заключается в том, чтобы оставить грех и начать придерживаться внешних обязанностей. Поэтому, многие не имеющие благодати исповедники опережают в этом искренних верующих, ибо они успокаиваются на своих мечтах и надеждах о том, что обряды приведут их к Богу.
Вопрос 3