Творения Леонтия Византийского (Иерусалимского)
Сочинения Леонтия сохранились во многих списках, из которых древнейший относится к IX или X веку. При неясности самого лица автора вопрос о его писательском наследии всегда останется сомнительным и спорным.
Прежде всего нужно назвать книгу “Против несториан и евтихиан,” —в этой книге Леонтий разбирает основные христологические термины и старается установить их точный смысл, а затем предлагает положительное раскрытие православного учения, в частности по вопросу о страданиях и смерти Христа. В последней части, посвященной несторианству, автор останавливается на разборе воззрений Диодора и Феодора и приводит много выдержек из их творений и из сочинений Нестория. В заключение своих рассуждений Леонтий приводит свод отеческих свидетельств.
К этой книге примыкает короткое сочинение против Севира, — “30 глав против Севира.”Это краткий свод, схематический перечень тех вопросов, в решении которых Севир расходится с Церковью. Вопросы терминологии и здесь занимают большое место.
Сюда же принадлежит и диалог православного с акефалом под названием “Эпилисис,” разбор доводов Севира, сделанный в дополнение к прежним книгам.
Особое место среди сочинений Леонтия занимает книга “Против обманов аполлинаристов.”
Предпосылки и метод богословствования Леонтия Византийского (Иерусалимского)
До нас дошли три книги Леонтия: "Против несториан и евтихиан"; "30 глав против Севира Антиохийско-го" и "Эпилисис", или "Против монофизитов" - сочинение, излагающее христологические взгляды автора.
Писания Леонтия были впоследствии использованы рядом богословов, в частности его цитировал св.Ин.Дамаскин.
Богословский метод Леонтия весьма схоластичен, абстрактен и вполне чужд сотериологической направленности, столь характерной для христологии святых отцов. Однако достоинство мысли Леонтия состоит в том, что он ввел несколько полезных концепций и нашел правильные слова для их выражения.
Ему удалось подобрать терминологию, выражающую связь между понятиями природа, φύσις (фйсис) (= ουσία (уст), сущность, то есть нечто общее) и ипостась (нечто, выражающее идею самобытности).
Леонтий предложилновый термин воипостасностъ (ένυπόστατον, энипостатон), применимый в тех случаях, когда усия сущность, становится конкретной ипостасью. Такая терминология допускает наличие нескольких сущностей в одной ипостаси, что, в свою очередь, позволяет говорить о составной (или сложной) ипостаси.
Говоря формально, Леонтий употребляет тот же самый термин, что и Севир Антиохийский, который считал, что конкретная реальность Христа представляет собой составную ипостась (или природу). Но у Леонтия эта терминология появляется в совсем ином философском контексте, нежели у Севира. По всей видимости, логика рассуждений Леонтия сводится к тому, что он, как и подобает уважающему себя оригенисту, верил в пред-существование душ. Душа и составляет человеческую "природу" (ибо материя-тело есть следствие грехопадения). На христологическом уровне это означает, что предсуществовавший Логос и предсуществовавшая душа-природа вместе составляют ипостасное единство.
Поскольку в оригенизме предвечное единство Бога и тварных духов, расторгнутое грехопадением, но сохранившееся в единственном случае Христа, есть единство "существенное" (по существу), то и ипостасное единство упраздняло различие между Творцом и тварью (основная ошибка оригенизма) и вообще лишало Боговоплощение его православного святоотеческого смысла.
Единственной причиной, почему его писания не были преданы забвению, был введенный им термин ένυπόστατον, "во-ипостасность". Он стал применяться повсеместно, хотя и не в том значении, которое в него вкладывал Леонтий.
Термины «ипостась», «ипостасность», «воипостасность» в понимании Леонтия Византийского (Иерусалимского)
Термины: «ипостась», «ипостасность», «воипостасность», сущность, естество, осуществление, «одноприродные и сложные ипостаси», «ипостасное единство»
Первая половина 6 века. Очень мало сведений.
Вслед за каппадокийцами Леонтий говорит об ипостаси как о частном конкретном. Сущность - как общее.
Вслед за Аристотелем Леонтий говорил, что существуют только ипостаси и не существует безипостасной природы. Природа реально только в ипостаси.
Ипостасность - реальность, отличность природы от других представителей этой природы. Леонтий говорил, что ипостась в мире духовном есть лицо само собой существующее. Безипостасной природы не существует. Осуществиться природа может и в иной ипостаси или в ипостаси иного естества. Иначе говоря, существуют не только одноприродные ипостаси, но еще и ипостаси сложные. В сложных ипостасях при единой ипостаси мы наблюдаем реальность нескольких природ. Т.е есть природа + ипостасные св-ва не равно ипостась. Ипостась - это некое начало разделения и отличия. Ипостась - это мое отличие от других, но отличие в чистом виде.
Воипостасность - состояние природы, когда он получает свою конкретику в ипостаси другой природы.
Вкратце этот новый смысл сводится к нижеследующему. Ипостась Слова именно как ипостась, то есть как личность, восприняла человечество. Бог не стал человеком по существу, ибо Отец и Дух не воплотились.
Именно поэтому - и только поэтому - воплощенный Сын Божий представляет собой новое, воспринятое измерение божественной Личности, Логоса, и в нем человечество становится собственным человечеством Его Личности. В таком контексте термин ένυπόστατον, "во-ипостасность" можно применить к Личности Христа: человечество в Нем "во-ипостасировано".