Проблема авторства Ареопагитского корпуса
В своих писаниях Дионисий Ареопагит сам провозглашал себя учеником Ап. Павла. Среди его адресатов мы находим Гайя, Тимофея, Поликарпа Смирнского (жившего, как известно, во II веке) и святого Иоанна Богослова. В подлинности "Ареопагитик" (как стали называть сочинения Дионисия) никто не усомнился, и вокруг псевдо-Дионисия начала формироваться традиция. Так, в IX в.возникла легенда, что он был первым еп.ом парижским и умер мученической смертью в Париже в 110 году. Постепенно составилась легенда о святом мученике Дионисии, покровителе Франции, и народная традиция связала этого Дионисия с автором вышеупомянутых писаний, выдававшим себя за ученика Ап. Павла. Рукопись эта и по сей день хранится в Париж.нац. библиотеке.
Первые сомнения относительно подлинности писаний Дионисия возникли в XV в.у Эразма Роттердамского. Поводом для сомнений были очевидные анахронизмы, особенно в книге "О церковной иерархии", где описываются литургические обычаи, характерные лишь для V-VI вв., такие как обряд пострижения в монашество и чтение Символа веры на Литургии. По всей видимости автор "Ареопагитик" не имел в виду вводить людей в заблуждение. Его сочинения были намеренным псевдоэпиграфом, но он недооценил доверчивость своих современников, которые проглядели самые очевидные противоречия (напр., в письме к Иоанну Богослову Дионисий цитирует его же, Иоанна, писания и ссылается на него как на крупный авторитет). Очевидно, автор воспользовался именем Дионисия Ареопагита, чтобы придать больше веса своей апологетике, цель которой заключалась в объединении христианской системы с иерархическим миром неоплатоников. Этих последних, особенно Прокла, Дионисий цитирует и пересказывает целыми абзацами.
По поводу личности автора существуют следующие гипотезы.
Во-первых, было высказано предположение, основанное на тождестве имен, что под именем Дионисия скрывается Дионисий Александрийский (III век).
Во-вторых, большинство ученых считает, что сочинения псевдо-Дионисия происходят из умеренных монофизитских кругов Сирии. Некоторые даже предполагают, что автором их был сам Севир, другие - что Петр Монг.
В недавнее время была выдвинута наиболее серьезная (хотя далеко не доказанная) гипотеза, что Corpus Areopagiticum принадлежит перу Петра Иверийского, который, как указывает его прозвание, был родом из Грузии, где всегда существовал необычайный интерес к псевдо-Дионисию и даже в наше время имеется общество его имени. Это предположение подтверждается сходством некоторых деталей биографии Петра с известными нам фактами жизни псевдо-Дионисия.
Писания псевдо-Дионисия скоро завоевали большой авторитет. На Востоке комментарий к его трудам был написан прп.Максимом Исповедником. На него ссылались все более поздние византийские богословы. Под влиянием его учения возникли многие литургические обычаи.
Следующие писания: "О небесной иерархии", "О церковной иерархии", "Об именах Божиих", "Мистическое богословие", письма (числом 10).
16. Состав и содержание Ареопагитского корпуса, терминологические новшества
Время появления корпуса: конец 5 – начало 6в.Об авторе Ареопагитик приходится судить только по его творениям. Corpus Аreopаgiticum имеет следующий состав:
1) “О небесной иерархии,” — описание небесного горнего мира;
2) “О церковной иерархии,” — описание и истолкование церковного священнослужения;
3) “Об именах Божиих,” — трактат о свойствах Божиих;
4) “Мистическое богословие,” —о неизреченности и недоведомости существа Божия;
5) собрание 10 писем к разным лицам, преимущественно на догматические темы.
На Ареопагитиках лежит печать позднего неоплатонизма. У автора особая своеобразная богословская терминология. Но неоплатоническое влияние совсем его не поглощает. В философ-х и эллинистических формулах он заключает новое и христианское содержание, новый мистич.опыт. Автор не столько мыслитель, сколько созерцатель.
И влияние Ареопагитик сильнее всего сказалось на позднейшем мистико-символическом объяснении богослужения и богослужебных действий и в византийской, и в западной среднев-ой литургической письменности. Впрочем, не сДионисия начинается это толкование, — он продолжает и систематизирует уже сложившуюся традицию.