Четырнадцатый: Справедливость, если у мужа несколько жен.
Всевышний Аллах Y сказал: «…женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы…»[100]
Почему Аллах Yпоставил подобное условие: «…если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы…»? Потому, что, если муж, имеющий нескольких жен, будет несправедлив, он потерпит убыток как в мирской, так и в загробной жизни. В мирской жизни он будет иметь множество проблем, душевных переживаний и угрызений совести, в загробной же жизни он получит наказание Аллаха Y. Посланник Аллаха r сказал: «Муж имующий две жены, и склонявшийся к одной из них больше, придет в Судный День, а его половина тела будет свисать»[101].
«В хадисе есть доказательство на то, что мужу необходимо быть равноправным между супругами и ему запрещено склоняться к одной из них»[102].
Под справедливостью здесь подразумевается равноправность в проведении ночей, жилье и финансах, но не в любви. Передается что Айша i сказала: «Посланник все делил между своими женами и был в этом справедлив. Он говорил: «О, Аллах, это раздел того, чем я владею, но не взыщи с меня за то, чем владеешь Ты, но не владею я»[103].
Сердцем владеет только его Создатель, любовь не в руках человека – это не его выбор. Любовь – это отличие и соответствие, одна жена может отличаться одним качеством, которое соответствует страсти мужа и его любви, поэтому к ней он будет склонятся сердцем больше других. Подобное склонение не в руках мужа, это превыше его желания, поэтому за него его нельзя порицать. Однако, порицать мужа можно за то, что он ночует только у той, к которой склоняется, большее количество ночей, чем у других, или дает ей больше подарков, слуг и т.п. чем другим женам.
Благоразумный и верный муж – тот, который каждой жене дает понять, когда находится у нее, что она самая близкая его сердцу, чтобы быть счастливым самому и осчастливить ее.
Пятнадцатый: Не ругай еду.
Передается что Абу Хурейра t сказал: «Посланник Аллаха r никогда не порицал еду, если ему нравилось, он ел, а если не нравилось, оставлял»[104].
Передается от Джабира t, что однажды посланник Аллаха r попросил у своей семьи приправы. Ему ответили: «У нас нет ничего, кроме уксуса». Он r попросил принести его, начал есть, приговаривая: «Какая хорошая приправа – уксус, какая хорошая приправа – уксус»[105].
«Подобное поведение является утвержденной этикой приема пищи»[106].
Как прекрасен этот благородный нрав! Пророк r никогда не ругал еду, т.е. он не выявлял ее недостатков и не говорил о ней ничего отвратительного. Он r не умалял ее вкус и не унижал того, кто ее приготовил. Такой образ поведения приведет к радости и восторгу того, кто трудился ради ее приготовления. Посланник Аллаха r не просто молчал, он ел и хвалил еду, и повторял похвалу несколько раз, утверждая свою оценку.
Почему же некоторые мужья не ведут себя подобным образом? Как только им подадут еду, в которой не хватает соли, чуть пересоленной, немного недоваренной или чуть подгорелой, их рассудок затмевается, и они начинают обзывать жену скверными словами, и заявляют о том, что она вообще не умеет готовить! Когда так получается, муж забывает всю вкусную и хорошую еду, которую жена готовила ему прежде, как будто жена назло допустила оплошность. Наоборот, мужу следует признавать ее старание и работу, подражая своему благородному пророку r, и не порицать приготовленную еду. Если же жена постоянно допускает оплошности и скверно готовит, мужу следует указать ей на это, однако благим и добрым способом, а также предоставить ей помощь для того, чтобы она научилась, например, купить книгу рецептов и т.п.
Шестнадцатый: Будь добрым.
Передается от Айши i, что посланник Аллаха r сказал: «В чем бы не присутствовала доброта, она украшает это, если же что лишено доброты, оно становиться безобразным»[107].
Посланник Аллаха r разъясняет нам в этом хадисе, что если в любом виде взаимоотношений присутствует доброта, эти взаимоотношения преображаются и украшаются ей. Если же они лишены доброты, они лишены блага и становятся нелицеприятными.
Если муж просит у жены что-то, то повышение голоса не является признаком мужественности. Если жена допускает в чем-то ошибку, на которую необходимо указать, пусть это будет без крика, ведь посланник Аллаха r разъяснил нам в вышеприведённом хадисе, что доброта – лучше чем что-то другое. Также добротой в отношениях с женой будет оставить ругательства и проклятия во время споров. Когда муж зовет жену, он не должен использовать слова: «Эй, женщина», «Эй ты», «Эй девушка», ему лучше будет использовать ее имя, или «Мать такого-то», или любые другие приятные выражения. Если доброта будет присутствовать в доме, в нем распространится милость, любовь и взаимопонимание. Доброта увеличивает любовь, укрепляет семейную связь, и дети воспитываются в милосердии и согласии, которые царят в доме.