Двадцать четвертый: Сторониться от ультиматумов.
Когда некоторые из супругов, да наставит их Аллах Y, обсуждают со второй половиной очень важное дело, работу, занятие, приобретение жилья то, чтобы с ними жил один из их родственников и т.п., их обсуждение заканчиваются словами: «Выбирай, или я, или это…» Так они ставят супруга на перепутье двух дорог, когда нет третьего пути. Или другая сторона выбирает то, что предлагается, или развод и возвращение в родительский дом и т.п. серьезные заявления. В действительности это хитрость к которой прибегают слабые решительностью люди, которые не могут убедить того, кто находится перед ними, или те, которые имеют слабые обоснования своего мнения. Поэтому, вместо того, чтобы прибегать к узкому разрешению проблемы во время спора и определения категорических условий его разрешения, супругам необходимо обозначить пункты решения возникших проблем. Выходом из ситуации не является соглашение с мнением другого супруга, им просто необходимо установить решение, которое будет состоять из нескольких шагов, совершив которые обе стороны останутся довольными.
Например, если женщина работает служащей в какой-то компании, а муж желает, чтобы она уволилась и стала заниматься домашней работой, детьми и т.п. им следует расписать спорные вопросы, а потом начать устранять их один за другим. Им необходимо найти для нее выход, например, чтобы жена начала заниматься некоторыми домашними делами после работы, если она не желает оставлять ее. Или чтобы она взяла отпуск без содержания, например, на полгода, чтобы сравнить свое положение до отпуска, и после него во всех сферах их жизни, чтобы прийти к решению, оставаться ей на работе, или уволиться. Как бы то ни было, до принятия конкретного решения они вместе с мужем должны посоветоваться.
Таким образом они должны поступать в решении всех возникающих проблем, чтобы их жизнь не усложнялась и не наполнялась многочисленными спорами и разногласиями.
Двадцать пятый: Не спорьте из-за мирского!
Всевышний Аллах Y сказал: «…а земная жизнь – всего лишь наслаждение обольщением»[42].
Также Он сказал: «Мирская жизнь – всего лишь игра и потеха, а последняя обитель лучше для тех, кто богобоязнен. Неужели вы не разумеете?»[43].
Господь сказал: «Но нет! Вы отдаете предпочтение мирской жизни, хотя Последняя жизнь – лучше и дольше»[44].
Посланник Аллаха rговорил: «Место которое занимает кнут в Раю лучше чем весь этот мир и все что в нем есть»[45].
В другом хадисе передается, что однажды посланник Аллаха r проходил мимо мертвого козленка с обрезанными ушами и сказал: «Клянусь Аллахом, мирская жизнь для Аллаха менее значима, чем этот козленок для вас»[46].
В другом изречении пророк r сказал: «Если бы мирская жизнь стоила у Аллаха хотя-бы крылышко комара, тогда Он не напоил бы неверующего даже глотком воды»[47].
В толковании двух аятов из Суры Высочайший Ибн Касир r говорил:«Но нет! Вы отдаете предпочтение мирской жизни» - т.е. вы предпочитаете ее над будущей жизнью и возвышаете ее над тем, в чем вам действительно будет польза в жизни и месте возврата. «…хотя Последняя жизнь – лучше и дольше» - т.е. награда Аллаха в будущей жизни лучше, чем мирская жизнь, и долговечнее, ведь земная жизнь скоротечна и преходяща. Загробная жизнь она почетна и вечна, как же может разумный человек предпочитать ту, которая скоротечна над той, которая вечна, и чрезмерно заботится о той, которая скоро закончиться, оставляя заботы об обители вечности и постоянства»[48].
Такова сущность мирской жизни, поэтому, она не заслуживает споров из-за нее. Сколько мы слышали о разводах, случившихся по причине цвета или вида мебели, по причини спора об имени ребенка или по причине незначительных мирских вопросовподобных этим.
Посланник Аллаха r говорил: «Мирская жизнь проклята, и проклято все, что есть в ней, кроме поминания Аллаха, и того, ему сопутствует, ученого и обучающегося»[49].
Ниже мне хотелось бы привести историю, вникнув в которую становится ясным то, что спор о мирском может разорвать связь, которая должна была остаться непоколебимой.
«Однажды на второй день после свадьбы между женихом и невестой возник спор. Невеста хотела провести медовый месяц за границей, а жених хотел провести его в своей стране. Сколько бы жених не пытался убедить невесту в бесполезности выезда за границу, в том, что можно путешествовать и в своей стране из города в город, ее желание от этого лишь усиливалось и она не хотела ему уступать. В разгар их спора и твердого намерения отстаивать свое мнение, жених встал и разорвал семейную связь поспешным решением о разводе»[50].