Терпение и кротость имама, да помилует его Аллах Всевышний
Терпением является способность сдерживать собственную душу, несмотря на то, что это ей не нравится, а сколь много терпения проявил имам Абу Ханифа, да помилует его Аллах Всевышний, обучая людей и указывая им правильный путь!
В той части, которая посвящена имаму Абу Ханифе, да помилует его Аллах Всевышний, аз Захаби сообщает, что ‘Абд ар Раззак сказал:
«Никогда не встречал я человека более кроткого, чем Абу Ханифа. Однажды, когда мы вместе с ним находились в мечети аль Хайфа, один человек задал ему какой-то вопрос, на который он ему ответил. Тогда этот человек сказал: “А аль Хасан аль Басри говорит то-то и то-то”. На это Абу Ханифа сказал: “Аль Хасан ошибается”. После этого к имаму подошёл какой то краснолицый человек и жестоко оскорбил его за то, что он указал на ошибку аль Хасана. Люди хотели проучить его за это, а Абу Ханифа сказал: “Я говорю, что аль Хасан ошибся, а Ибн Мас‘уд прав”».
Мухаммад бин Суляйм приводит слова Вукай‘а, сообщившего, что Йазид бин Кумайт сказал:
«Однажды, когда я слушал Абу Ханифу, какой-то человек принялся поносить имама, говоря ему: “О, неверный, о, еретик!” на что Абу Ханифа ответил ему так: “Да простит тебя Аллах, Который знает обо мне совсем не то, что говоришь ты”».
Сообщается, что Абу Йусуф, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:
«Как-то раз я пришёл кАбуХанифе, да помилует его Аллах Всевышний, и сел вместе с другими людьми, собравшимися у него, а через некоторое время появился какой то человек и принялся поносить и бранить Абу Ханифу. Что же касается Абу Ханифы, то он не прекратил говорить и не обращал внимание на слова этого человека, которому ничего не сказал также никто из присутствовавших на этой встрече. Так продолжалось до тех пор, пока Абу Ханифа не закончил говорить и не поднялся с места, желая войти в свой дом. Дойдя же до дверей дома, он остановился, повернулся к тому человеку и сказал: “Я собираюсь войти в свой дом, и если ты хочешь сказать ещё что-нибудь, говори, чтобы не осталось того, что ты боишься упустить”. Тогда этот человек устыдился и попросил: “Прости меня!” – а Абу Ханифа сказал: “Ты получил прощение”».
Сообщается, что Йазид бин аль Кумайт сказал:
«Я слышал, как во время спора Абу Ханифы с каким-то человеком по одному вопросу, этот человек воскликнул: “О, еретик, о безбожник!” на что имам ответил так: “Да простит тебя Аллах! Аллаху ведомо обо мне нечто противоположное тому, что ты сказал, и Он знает, что с тех пор, как я познал Его, я никого не приравнивал к Нему, и не желал ничего, кроме Его прощения, и не боялся ничего, кроме Его наказания”. И, упомянув о наказании, он заплакал и лишился чувств. Потом он пришёл в себя, и этот человек попросил его: “Прости меня!” – на что имам сказал: “Каждому невежественному человеку, который говорил обо мне то, что не соответствует действительности, простительно, но когда говорит обо мне подобное знающий, он совершает грех, ибо, поистине, хула, возводимая на улемов, будет иметь последствия!”
О проявлении имамом почтительности по отношению к его родителям
Указанием на проявление имамом Абу Ханифой почтительности по отношению к его родителям является то, что он обращался к Аллаху с мольбами за них и просил Аллаха о прощении для них и для его шейха Хаммада, а также ежемесячно раздавал за них садаку на сумму в двадцать динаров.
Мать Абу Ханифы намного пережила его отца, а об уважительном отношении к ней имама свидетельствует сообщение аль Кардари, который передал, что Хаджар бин ‘Абд аль Джаббар аль Хадрами сказал:
«Имам сказал: “При нашей мечети жил сказитель по имени Зур‘а. Как-то раз моя мать захотела что-то спросить по религии и спросила об этом меня, и я дал ей ответ, однако она сказала: “Меня удовлетворит лишь тот ответ, который даст Зур‘а”. Тогда я отвёл её к нему и сказал: “Моя мать хочет узнать твоё мнение по такому то и такому то вопросу”. Он сказал ей то же, что и я, и она осталась довольна”».
Ас Саймари передаёт, слова аль Хасана, сообщившего, что он слышал, как имам сказал:
«Не было для меня ничего тяжелее того горя, которое испытала моя мать, когда меня избили. Тогда она сказала мне: “ОНу‘ман, поистине, знание, которое привело тебя к этому, достойно того, чтобы от него бежать”, а я ответил ей: “Я приобрёл это знание ради Аллаха, а не ради мира этого”».
Скорее всего, мать имама пережила его, и да помилует Аллах имама и его родителей и да будет Он доволен ими.