И ещё хочу попросить Вашего особого внимания.

Через несколько минут мы с Вами прибудем к пирсу и начнется посадка на судно.

Наш теплоход имеет достаточно высокую мореходность, ему не страшен туман - он оборудован двумя типами радаров, на его борту имеется радио- и сотовая связь.

Но необходимо помнить, что любое судно - это объект повышенной опасности, поэтому необходимо соблюдать следующие несложные правила:

- посадка и высадка на судно осуществляется только по команде капитана и/или руководителя группы;

- во время посадки просим всех быть взаимно вежливыми, предупредительными и не торопиться. Помните, что корабль без Вас никуда не уйдёт!

- если с Вами едет малолетний ребёнок, то необходимо взять его за руку;

- на борту судна запрещается:

1 близко подходить к борту и перегибаться через него;

2 входить в служебные помещения;

3 подниматься на смотровую площадку, находящуюся на рулевой рубке;

4 осуществлять высадку с борта судна в непредусмотренных для этого местах;

Помните, что от соблюдения правил техники безопасности зависит Ваше здоровье.

Будьте аккуратны!

П р о щ а н и е в СПб.

Экскурсовод обязан тепло и вежливо попрощаться, независимо от того, как прошла поездка!

Благодарю всех за внимание, а также за то, что Вы нашли время и силы поехать в это паломничество, и уже только этим помочь Коневскому монастырю в его восстановлении. Спасибо.

Обязательным является также извинение за какие-либо неувязки в дороге! Можно еще раз напомнить основные моменты экскурсии – где были, что видели… Обязательно поблагодарить водителя – также независимо от имевшего место быть.

Райнер Кнапас

ЭТАПЫ СТРОИТЕЛЬСТВА
КОНЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ В 19 ВЕКЕ

Konevitsan luostarin rakennusvaiheet 1800-luvulla. Напечатан в Jorma Heikkinen (ed.): Konevitsan luostari (The Konevitsa Monastery). Student Body of the Orthodox Theological Seminary, Kuopio, Finland. Printed in Pieksдmдki, Finland, 1983.

В период со времени основания до конца 18 столетия проследить историю строительства Коневского монастыря можно только по скупым и фрагментарным источникам, в основном опираясь на местную устную традицию. Наоборот, история застройки монастыря в 19 веке подробно отражена в собрании рисунков и строительных схем, хранящихся в настоящий момент в Музее православия в Куопио в Финляндии. Это даёт нам практически полный материал по истории строительства на Коневце, архитектуре монастыря и проектов застройки в 19 веке.

Собрание насчитывает 115 пронумерованных листов с рисунками и картами. Самые старые из них относятся к 18 столетию, а самый последний (карта расположения полей в усадьбе Хиекка в Кейтеле) относится к 1946 году. Собрание было каталогизировано в начале 1960-х годов Лео Казанко и содержит строительные чертежи и планы практически всех монастырских построек как на острове Коневец, так и в Санкт-Петербурге, а также схемы расположения сельскохозяйственных и рыбных угодий, принадлежавших монастырю.

Рисунки Коневского монастыря представляют большую ценность при изучении истории архитектуры. В архивах Финляндии можно найти лишь немного архитектурных рисунков, относящихся к этому периоду времени. Архив архитектурных документов существует в Финляндии только с 1811 года, когда был основан Национальный строительный комитет. Рисунки Коневского монастыря также являются важным материалом при изучении архитектуры так называемой Старой Финляндии и автономного Финляндского княжества. В то время Финляндия испытывала сильное культурное влияние России, которое шло в основном из Санкт-Петербурга. К сожалению, свидетельств об этом сохранилось мало. Валаамский и Коневский монастыри также редко упоминаются в работах более общего характера по истории искусства Финляндии. Принято считать, что основной интерес эти монастыри представляли для историков архитектуры. Однако как Валаам, так и Коневец располагали богатыми фондами предметов культового назначения и предметов церковного искусства. Причинами того, что эти факты не нашли отражения в финской историографии можно считать следующее: материал по этому периоду очень ограничен и распылен по самым различным источникам, так называемая Зимняя война (1939—40) и Вторая мировая война (1941—44) между СССР и Финляндией, результатом которых стал пересмотр Советско-Финских границ, велись именно в этом регионе.

Стоит также упомянуть собрание рисунков Валаамского монастыря с 1824 по 1915 годы, составляющее 70 листов.

На протяжении своей истории Коневский монастырь неоднократно претерпевал разорения, одним из результатов которых стало практически полное уничтожение монастырских архивов. Информация по истории Коневца может быть найдена в архивах церковных иерархов и в синодальном архиве, но автору не удалось познакомиться с этими документами. Трудно также сказать, были ли многие проекты строительства Коневского монастыря осуществлены в полном объеме и в соответствии с планом, поскольку при их сравнении с фотографиями Коневского монастыря и сохранившимися на острове зданиями видны различия. Самым старым изображением с общим видом Коневского монастыря является рисунок, помещённый в иллюстрированный путеводитель 1785 года, который был напечатан в 1792 году. Виды Коневского монастыря также можно найти на иконах, изображающих преп. Арсения Коневского. Хотя те иконы, которые удалось видеть автору, показывают монастырь, каким он был в 19 веке.

Хотя в материалах по Коневцу в основном освещается история монастыря и не описывается его архитектуры, представляется возможным представить некоторую информацию по истории застройки монастыря во времена, предшествовавшие 19 веку.

Из биографической информации, касающейся преп. Арсения Коневского, мы узнаем, что святой сам построил первую церковь на острове, которая была освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы в 1393 году. Эта церковь была вместе с остальными монастырскими строениями уничтожена наводнением. Под начальством Арсения церковь и монастырь были отстроены заново на новом месте подальше от берега в 1421 году. Новое место было указано Арсению в откровении, которое он видел во сне. Предположительно материалом для строительства было дерево.

Монастырь сгорел в 1527 году. Три года спустя была возведена новая церковь, которая также сгорела вместе со всеми остальными монастырским строениями в 1533 году. Как говорит предание, в то время на Коневце было две церкви, большая зимняя, которая имела отопление, и маленькая летняя, не имевшая отопления, и колокольня. Всё это погибло во время пожара.

Во время так называемой 25-летней войны (1570—95) шведские войска заняли остров. Монахи покинули монастырь в 1581 году, а возможно и в 1577. Монастырь был полностью уничтожен. После подписания мирного соглашения в Тушине в 1595 году монахи в том же году вернулись на остров, но 15 лет спустя, в 1610 году им опять пришлось его покинуть из-за угрозы шведского разорения. Монастырский храм, как говорит устное предание, был двухъярусным и выстроен из камня. Частично это может быть подтверждено тем обстоятельством, что шведы вывезли кирпичи, из которых была возведена церковь, в город Корелу (нынешний Приозерск, по-фински Кякисалми) и использовали их для возведения крепостных укреплений.

Вместе с собой во время бегства с острова в 1610 году монахи взяли самые ценные церковные предметы, найдя себе приют в Деревяницком монастыре под Новгородом, который стал пристанищем для братии на ближайшие 100 лет. В результате победы в Северной войне (1700—21) императору Петру I удалось завоевать территорию юго-восточной Финляндии и присоединить её к России. В 1717 году архимандрит Иоаникий, настоятель Деревяницкого монастыря, обратился к императору с прошением отдать остров Коневец Деревяницкому монастырю. В то время остров находился в составе земель, пожалованных князю Якову Долгорукому. В отчете 1716 года говорится, от старой церкви на острове остался лишь каменный фундамент. Также сохранилась небольшая деревянная часовня и остатки некоторых зданий. Долгорукий отдал остров Коневец и 30 апреля 1718 года Пётр I отдал остров Деревяницкому монастырю. Для начала восстановительных работ на остров прибыла небольшая группа монахов, возглавляемая монахом Тихоном.

Источники, относящиеся к 18 столетию, упоминают о двух церквях на Коневце. Одна была выстроена из дерева и освящена во имя Св. Николая, а другая, частично выстроенная из камня, во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Первая из них, как представляется, была более древняя, а главный соборный храм во имя Рождества Богородицы возможно был построен либо восстановлен в 1766 году. Именно в нём хранились мощи Преп. Арсения. Восстановление главного собора было связано с приданием Коневскому монастырю независимого статуса в 1766 году и, таким образом, более не являлся представительством Деревяницкого монастыря. Подтверждением нового статуса Коневца явилось возвращение в том же году на остров богато украшенной раки преп. Арсения.

По гравюре с видом Коневского монастыря, напечатанной в путеводителе Николая Озерецковского в 1792 году, можно судить, что монастырь в 18 веке выглядел довольно скромно. Прямо около берега можно видеть волнорезы, огораживающие монастырскую гавань, около которой стоит небольшая часовня. Сам монастырь окружён невысокой стеной либо забором, с небольшими восьмигранными башенками по бокам. В самой ограде монастыря возвышается восьмигранная колокольня. Восьмигранная колокольня церкви возвышается над всеми остальными постройками монастыря, она завершается барочным куполом и главкой. Сам собор также завершается куполом с луковичной главкой.

Иеромонах Варфоломей, который был настоятелем монастыря в период с 1798 по 1801 годы, начал цикл завершающих работ по восстановлению монастыря. В июле 1788 года митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил дал разрешение на строительство нового монастырского храма. 3 сентября того же года на Коневец из Деревяниц возвратилась, Коневская Божья Матерь, самая известная икона Коневского монастыря.

Полное восстановление Коневского монастыря началось в конце 1790-х годов и закончилось в начале 1810-х годов. Самые старые по времени рисунки из коллекции Музея православия относятся к этому периоду, который был очень важен в истории монастыря. Чертежи, необходимые для строительства, были очевидно, частично получены через церковное начальство. Митрополит лично утверждал проект и только после его подписи он переходил в монастырь для начала строительства. В собрании видов Коневского монастыря содержится много таких планов с визами церковного начальства.

Самым первым началось строительство скита во имя Казанской иконы Божьей матери в километре от главного монастыря, которое шло в период с 1796 по 1798 годы. Из стиля постройки можно заключить, что она является самой старой из монастырских зданий, что можно видеть по рисункам. Скит также назывался скитом на Св. горе и использовался до самого последнего времени, когда братия покинула остров в 1940 году.

Церковь окружена прямоугольной в плане стеной, по внутренней стороне которой расположены скитские помещения. Они состояли из отапливаемых монашеских келий, общей кухни c трапезной и кладовых. Сама церковь была относительно небольшая, прямоугольная в плане, и заканчивалась куполом с луковичной главкой. К церкви с восточной стороны была пристроена колокольня, нижний ярус которой был открыт на три стороны и имел арочный проем, служивший входом в церковь. Колокольня завершалась куполом с луковичной главкой, наподобие купола церкви, но более островерхим. Фасад всего здания имеет отделку рустовкой. Судя по рисункам, стены были выкрашены красным, а рустовка была белая. Остальные скитские постройки не имеют определенного архитектурного стиля.

Проект постройки нового монастырского собора принадлежит архитектору Степану Иванову. Проект был утвержден архиепископом Амвросием предположительно в 1800 году, что подтверждается надписью на полях чертежа. В соответствии с первоначальным проектом собор должен был быть двухъярусным, увенчанным пятиглавием. Впоследствии детали проекта были изменены. За исключением главок, собор следует принципам классической архитектуры тосканского ордера, который был очень популярен в русской архитектуре того времени.

Автор проекта, Степан Гаврилович Иванов, родился в 1774 году. В 1790 году он с отличием окончил архитектурное отделение Санкт-Петербургской академии художеств, имел множество наград и отличий. К сожалению, о его остальных проектах, за исключением проекта церкви Коневского монастыря, нам ничего не известно. Его имя не принадлежит к славной плеяде русских архитекторов, но, тем не менее, судя по проекту собора, он был, несомненно, сделан тонко чувствующим профессионалом. Также мы ничего не знаем об обстоятельствах этой работы, и почему она была поручена именно Иванову. Здесь следует отметить, что на чертежах собор не называется Коневским. Возможно, что проект был выполнен ранее и специально не предназначался для Коневского монастыря, т.е. был выполнен в общем для нужд епархии. Его использование для постройки собора на Коневце следует связать с проведением строительных работ в монастыре в тот период времени. Единственной деталью проекта, которая может нам косвенно указать на его связь с Коневским монастырём, следует считать план нижнего храма, который подходит для того, чтобы обозначить в нём местоположение мощей преп. Арсения.

Нижний храм, освященный во имя Сретения Господня, был закончен в 1802 году. Верхний храм, освященный, как и весь монастырь, во имя Рождества Богородицы, был закончен в 1809 году. Икона Коневской Божией Матери была помещена в нижнем храме в богатом резном киоте, изготовленном для неё в 1809 году. Также известно, что для сооружения нового собора император Александр I пожертвовал 3000 рублей.

Проект Иванова так и не был воплощён в жизнь полностью. На этапе строительства он был переработан, что видно по рисункам, хранящимся в коллекции в Куопио. Видно, что они выполнены одним и тем же человеком и в добавлении к чертежу самой церкви содержат чертежи колокольни и дополнительного крыла. В отличие от проекта Иванова, здесь чувствуется меньшее влияние академизма. Судя по манере, в которой выполнены чертежи, их автор не был профессиональным архитектором. Отсутствие подписей под чертежами позволяет нам предположить, что этот человек был скорее всего насельником монастыря, либо монахом, либо послушником, каким-то образом связанным со строительством.

От проекта Иванова в плане нижнего храма остался фундамент, а также общий план внешнего и внутреннего фасада здания. Вход в верхний храм осуществлялся по двум внешним лестницам. Был добавлен центральный восьмигранный купол со световыми окнами. Боковые главки собора также восьмигранные и увеличены в размере по сравнению с проектом Иванова. Также изменена форма самих куполов: Иванов предполагал лишь небольшие луковичные главки, вместо которых были построены массивные барочные купола, увенчанные луковками.

Проект внешнего фасада здания был также переделан и не имеет ясно выраженного архитектурного стиля. Над окнами сделаны округлые арочки, а в верхнем храме сделано 14 круглых окон. Декорация оконных проемов следует традициям русского барокко.

В общем, архитектурный стиль собора представляется более сдержанным, чем проект Иванова. Архитектурные детали собора имеют местное происхождение и не соответствуют академическим традициям.

Внутреннее убранство собора следует канонической традиции. Центральный купол собора покоится на четырех столпах, богато украшенных фресковой росписью. В центральном куполе были помещены изображения Спасителя и звезд на фоне голубого неба. Отличительная черта фресок верхнего храма — большие фрески с изображением святых и отцов церкви, вписанных в круг либо прямоугольник.

Иконостасы обоих храмов также следуют канонической традиции. Иконостас верхнего храма был построен в соответствии с ионическим ордером. Иконостас был украшен позолоченным орнаментом, качество отделки и работы было высоким. Из всех церквей современной Финляндии иконостас Рождество-Богородичного собора можно сравнить с иконостасом церкви Св. Николая в Котке, который был изготовлен приблизительно в это же самое время и следует тем же архитектурным традициям.

После окончания строительства главного монастырского храма начались работы по перестройке остальных монастырских зданий. Их было предложено организовать в виде окружающего собор со всех сторон прямоугольного каре, с западной стороны которого была пристроена колокольня, являющейся архитектурной доминантой всего комплекса. По обе стороны от колокольни были построены двухэтажные корпуса, а по углам каре были расположены башенки с четырехскатными крышами. Остальные части каре имели только один этаж. В восточной части каре была также сооружена небольшая башенка, в первом ярусе которой были ворота. Помимо жилых келий, в каре располагались склады, хозяйственные помещения, кухня, общая братская трапезная.

Самым старым, дошедшим до нас изображением монастырского каре, является строительный чертеж, утвержденный митрополитом Амвросием в апреле 1808 года. На нём изображена колокольня и вся западная часть каре. Рисунок не подписан, но из манеры его исполнения можно заключить, что он выполнен тем же человеком, что и конечный план главного собора. Архитектурный стиль колокольни полностью повторяет стиль главного монастырского собора.

В действительности колокольня была построена не в полном соответствии с первоначальным планом. На втором её ярусе не было сделано круглых окон, а ярус звона имеет форму восьмерика, вместо предполагавшегося первоначально куба. Конструкция купола также была изменена. Во время строительства были также изменены планы постройки остальных зданий обители. Так, например, первоначально предполагалось, что двухэтажные здания будут иметь фронтоны с круглыми окнами. Начало строительства западной части каре, той, в которой располагалась колокольня, было начато в 1808 году. Затем было начато строительство остальной части каре. Целиком постройка каре закончилась в 1814 либо 1815 году.

Уже в 1820-х годах флигели были перестроены. План достроить второй этаж был утверждён в январе 1827 года, после чего работа была, очевидно, и выполнена. Остальные планы постройки дополнительных зданий относятся к 1850-м годам, когда вся западная часть каре была сделана выше за счет достройки второго этажа. Это видно из рисунков, сделанных в 1850—51 годах И. Свешниковым и его помощником Карлом Лорентсоном.

Последние строительные работы были проведены в 1860-х годах, после чего комплекс монастырских зданий принял его современный вид. Западный фасад главного собора был изменен за счет пристройки к нему новых помещений для ризниц, главного входа, лестниц на второй этаж и небольшой башенки прямо над входом в собор.

Оба утвержденные проекта перестройки дошли до наших дней. Первый из них, утвержденный в 1861 году, был подготовлен известным архитектором А.М. Горностаевым. Второй, утвержденный в 1865 году, принадлежал архитектору Ивану Слупскому. В проекте Горностаева прослеживается увлечение русско-византийским стилем, что характерно и для других работ этого архитектора, в то время как план Слупского более соответствует духу классицизма и барокко, как сам собор. В результате при перестройке западного фасада были учтены как проекты Горностаева (купол), так и Слупского (остальной фасад).

Архитектор Алексей Максимович Горностаев (1802—1862) был одним из самых известных русских архитекторов 19 столетия. Последователь академической традиции, он был профессором Санкт-Петебургской Академии художеств, где он преподавал архитектуру. В своих работах он прошёл увлечение от классицизма до русского стиля. В Финляндии по его проектам были построены Успенский собор в Хельсинки, а также многие церкви в Валаамском монастыре.

Как и Горностаев, архитектор Иван Слупский также принадлежал к числу академистов, как и множество других художников Академии художеств. Иван Блажеевич Слупский (1826—1892) родился в Варшаве. В 1850-х года прошёл обучение в Санкт-Петербургской Академии художеств. Он не принадлежит к плеяде известных русских архитекторов своего времени, и потому автору не удалось найти никаких его работ, за исключением проектов, сделанных для Коневского монастыря.

С 1860-е по 1870-е годы Слупский выполнил проекты всех зданий Коневского монастыря, как на самом острове Коневец, так и в Петербурге. В 1860-е годы он выполнил проект новой гостиницы для паломников. Возведение так называемой каменной либо белой гостиницы на острове Коневец по рисункам Слупского началось вскоре после этого. Трехэтажное каменное здание гостиницы было окружено садиком и обсажено деревьями и декоративными кустами.

В 1874 году Слупский выполнил проект каменного дома для рабочих, который был построен за монастырским каре с восточной его стороны. В 1880-х годах было спроектировано здание двухэтажной деревянной гостиницы для паломников.

В 1874 году Слупский выполнил проект скита во имя Коневской иконы Божьей Матери на берегу Ладоги во Владычной Лахте, который был утверждён в 1876 году. (Финны чаще всего называли это место Богородичный берег, а сам скит — Богородичный). Этот проект знаменует собой начало нового периода в архитектурной истории монастыря. Скит повторял традиционные русские архитектурные формы, что было популярно во второй половине 19 столетия, в особенности в строительстве культовых зданий. К церкви была пристроена колокольня, завершающаяся луковичной главкой. Сама церковь имела традиционное для русских церквей пятиглавие, с большим центральным куполом и четырьмя куполами поменьше по бокам, которые заканчивались луковичными главками. Церковь была выстроена из кирпича, фасад не имел побелки и был украшен кирпичным орнаментом.

В собрании рисунков Коневского монастыря также содержится большое число изображений зданий Коневского монастыря, располагавшихся в Санкт-Петербурге. В то время монастырь располагал в Петербурге двумя подворьями. Одно находилось на Загородном проспекте, другое в районе Большой Охты, почти на самом берегу Невы не пересечении Среднеохтинского проспекта и улицы Панфилова (ныне не сохранилось).

В план постройки подворья на Загородном проспекте входила однокупольная часовня и бытовое здание. По заметке на полях можно видеть, что проект был одобрен императором Александром I. Из других записей можно видеть, что строительство началось после окончательного утверждения плана Градостроительной комиссией, известной как «Комитет по застройке и инженерным работам», возглавляемый Августином Бетанкуром.

В 1863 году Слупский сделал новый проект подворья, которое должно было располагаться на том же самом месте. В том же году проект был официально утвержден. Как представляется, проект так и не был воплощён в реальность, поскольку в 1896 году были утверждены новые планы строительства подворья, автором которых был архитектор Самсонов.

Участок земли для строительства здания подворья на Большой Охте было приобретено монастырем в 1890-х годах. В 1899 году монастырь получил разрешение на проведение строительства трехэтажного каменного дома и часовни по проекту архитектора Баранкеева. Однако этот проект также не был осуществлен, поскольку в 1903 году архитектор Н. Никонов сделал план новой большой кирпичной церкви. Автор не смог получить более детальной информации касательно этого проекта, но несомненно он является показательным в деле изучения истории застройки Петербурга в 19 столетии.

* * *

По сравнению с архитектурными ансамблями других хорошо известных монастырей северной и северо-восточной части России, ансамбль Коневского монастыря выглядит достаточно скромно. Коневский монастырь, основанный на необитаемом острове в Ладожском озере, имел важное значение как один из островков православной веры в этом регионе. Другим таким важным пунктом был несомненно ближайший сосед Коневца — Валаамский монастырь, который, в соответствии с житием Арсения, был первой остановкой Арсения на Ладоге. В соответствии с последними исследованиями, основатель Валаамского монастыря Св. Сергий, поселился на острове в 1329 году, но первая монастырская братия пришла на остров только после 1410-х годов. Соловецкий монастырь на Белом море (основан в 1429 году) и Свирский монастырь были основаны выходцами с Валаама. Первые строения Коневского монастыря в 15 столетии вряд ли поражали величием и имели значение как архитектурные памятники. На острове не было каменных зданий, также как и системы крепостных строений с боевыми стенами и башнями, типичными для многих городских монастырей в средние века на Руси.

Почти в то же самое время, что были основаны монастыри Коневский и Валаамский, были основаны многие другие монастыри в северорусских новгородских землях. Сюда можно отнести такие важные центры монашеской и культурной жизни как монастырь в Луге (основан в 1383 году), Успенский монастырь в Тихвине (1383 год), Спасо-Прилуцкий монастырь вблизи Великого Устюга, Кирилло-Белозерский монастырь на Белом озере (1397 год), Ферапонтов монастырь.

Вследствие разорения Коневского монастыря в 16 и 17 столетии мы не располагаем на Коневце древними памятниками новгородского зодчества. О них мы можем судить лишь по сохранившимся рубленым деревянным церквям в Карелии, районе реки Двины и на Севере России. Восстановление Коневского монастыря в 18 и 19 столетиях шло под влиянием Петербурга, находившемся не так далеко от Коневца. Поэтому монастырские здания были выстроены в стиле европейского барокко и классицизма, частично адаптированного к местным условиям. Во второй половине 19 столетия строительство на острове шло под влиянием популярного в то время русско-византийского стиля.

КОНЕВСКИЙ РОЖДЕСТВО – БОГОРОДИЧНЫЙ

МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Одна из известнейших обителей Русского Севера - Коневский монастырь, расположен на острове Коневец в 7 километрах от западного берега Ладожского озеpа (современный Пpиозеpский район Ленингpадской области). Благодатна сама природа небольшого (длина 7 км, ширина 4 км) острова. Песчаное побережье и отмели со скоплениями крупных валунов переходят в светлый, редкостойный сосновый, а в глубине острова - еловый лес. Здесь можно встретить лису, зайца или даже лося. В южной части острова, на первой надпойменной террасе, находится главная усадьба монастыря, которому в 1993 г. исполнилось 600 лет.

Основатель обители, преподобный Арсений Коневский, создал в конце XIV в. общежительный монастырь, связанный с афонской иноческой традицией и, вероятно, не случайно посвященный Рождеству Богородицы - 8 сентября 1380 г. свершилась вдохновленная преп. Сергием битва на Куликовом поле.

Пpеп. Аpсений, уроженец Новгорода Великого, в 20-летнем возрасте покинул родительский дом и ушел в пригородный Лисогоpский монастырь. Там, близ Хутынской обители, он принял ангельский образ; оттуда, познакомившись с афонскими иноками, удалился на Святую Гору, вероятно, в сербский Хиландарский монастырь. Исполнял на Афоне послушание по изготовлению медной посуды, по смирению слезы всё время лились из его глаз. На Афоне преп. Арсению был явлен дальнейший путь – вернуться на родной Север и основать монастырь во имя Пресвятой Богородицы. Игумен Иоанн Зидон, с трудом отпустил инока, напутствовав его Акафистной, или Святогорской иконой Божией Матери. В новгородских пределах, получив благословение архиепископа Иоанна, преподобный отправился по Волхову на север, Ладожское озеро и Вуоксу, в поисках уединенного места для основания обители. Дважды судно, на котором он плыл, чудесным образом прибило к некоему острову.

На берегу инок встретил рыбака Филиппа, рассказавшего, что остров именуется Коневец по главной его достопримечательности – Конь-камню (ледниковый валун весом более 750 тонн, размером 9 на 6 м и высотой 5 м, по форме несколько напоминающий конский череп или постамент «Медного всадника»).

Жители побережья – карелы, использовали остров Коневец как пастбище. Оставаясь во мраке языческих верований, они ежегодно приносили на Конь-камне в жертву коня. Преп. Арсений всю ночь молился об очищении острова от нечисти и наутро совершил молебен перед Святогорской иконой у Конь-камня. По преданию, при окроплении валуна святой водой из-под него выбрались бесы и, обернувшись стаей черных воронов, улетели на Выборгский берег, в залив, получивший поэтому название Сортанлахта - “чертова бухта” (ныне бухта Владимирская). Навсегда исчезли с острова и змеи. По благословению преподобного на Конь-камне впоследствии воздвигли часовню (нынешняя относится к 1880-м гг.).

Первоначально пpеп. Аpсений поселился на возвышенном месте, впоследствии, по явлению на нем Пpесвятой Богоpодицы, наименованном Святой Гоpой. Через год он перешел на берег Ладоги. Стали стекаться ученики, в числе первых насельников монастыря, вероятно, были преподобные Иаков и Феофил Омучские, основатели Феофиловой пустыни в Псковском крае. В 1398 г. братия построила церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Здесь преп. Арсения приветствовал его сподвижник по Лисогорскому монастырю, Новгоpодский архиепископ, Святитель Евфимий (+1458). В память о владыке залив впоследствии назвали Владычной Лахтой (бухтой). В 1421 г. после наводнения основатель обители перенес ее на более возвышенное место.

В новый храм была помещена главная святыня монастыря - икона Пресвятой Богородицы, принесенная с Афона преподобным и получившая наименование Коневской. На ней Богомладенец изображен с голубиным птенцом, как символом очищения (Лк. 2:22-24). По смирению Спаситель исполнил ветхозаветный закон о первенцах и об очищении Своей Матери, хотя она не нуждалась в этом. На обратной стороне иконы - Неpукотвоpный Образ Спасителя (в нынешнем виде, вероятно, pостово-суздальского письма XV в.). Из многочисленных чудес исцелений от Коневской иконы Божией Матери последнее по времени было документально зафиксировано коневским архимандритом Никандром 12 июня 1912 г. В настоящее время икона находится в соборном храме Ново-Валаамского монастыря (Финляндия). После реставрации, как и на более древних списках, Спаситель на иконе изображен с одним птенцом в руках, до этого можно было видеть двух птенцов.

После блаженной кончины преподобного Арсения, прожившего в монастыре 51 год (+1447 г., память 12 (25) июня), обитель, расположенная близ границы новгородских и шведских владений, не раз подвергалась pазоpениям от иноверцев. Возрождалась она попечением государей Василия III, Иоанна IV, Феодоpа Иоанновича и Бориса Феодоpовича. В конце царствования Ивана Грозного на месте старого храма возвели величественный каменный храм, хорошо сохранившиеся фундаменты которого были выявлены в основании нынешнего собора археологической экспедицией С.- Петербургского университета в 1996 г. По размерам своих земельных владений (только в погостах Корельского уезда - 162,5 обжи - единица, приблизительно означающая участок земли, обрабатываемый одним человеком с помощью одной лошади) Коневский монастырь соответствовал Валаамскому, вместе с которым был главным оплотом православия на Севеpо-западе новгородских земель; центром просвещения карел, крупным культурным очагом средневековой Руси. Из Коневского монастыря происходит Коневская Псалтиpь (конец XIV - начало XV в., Отдел рукописей Российской Национальной Библиотеки), Евангелие монаха Закхея (1524 г., не сохp.) пелена с изображением Коневской иконы (конец XV- начало XVI вв., Православный церковный музей, г. Куопио, Финляндия), Коневская икона Божией Матеpи (70-е гг. XVI в., Государственная Третьяковская галерея). Дарование уже в 1551 г. “боярскими детьми” М. Бровцыным и Гр. Щетининым шитого покрова на раку пpеп. Арсения (ныне в музее г. Куопио) свидетельствовало о том, что основателя монастыря стали почитать как святого вскоре после его блаженной кончины. При угрозе шведского нападения в 1573 г. мощи угодника Божия были положены в основание церкви, “под спуд”, где и пребывали, оставаясь залогом возрождения обители в эпохи лихолетий, до обретения в наши дни.

Дважды, в 1577 и 1610 гг., шведы захватывали остров, не имевший оборонительных укреплений. После разорения 1610 г. Коневские иноки вынуждены были покинуть свою обитель и обосноваться в Деpевяницком Воскресенском монастыре под Новгородом, основанном в 1335 г. святителем Моисеем, архиепископом Новгородским. Коневец до победоносного для России окончания Северной войны находился под шведским владычеством, собор был фактически разрушен.

В 1710 г. отвоеванный остров решено было отдать князю Я.Ф. Долгорукому, но в 1718 г., благодаря ходатайству Деревяницкого архимандрита Иоанникия, Петр I издал указ о возобновлении монастыря. Он получил статус приписного к Деревяницкому. Строитель иеромонах Тихон с братией уже на следующий год выстроили деревянную церковь во имя свт. Николая Чудотворца. Уникальный иконостас XVI в. из Никольской церкви был утрачен в 1940-е гг. В 1760 г. по распоряжению Императрицы Елизаветы Петровны монастырь обретает самостоятельность, она же помогла обители ликвидировать последствия пожара. В 1762 г. была возобновлена и наименована кладбищенской деревянная Никольская церковь. Вероятно, с этого времени появляются захоронения в храме и на соседнем участке. Через 4 года был окончен каменный собор. Реформы Екатерины II вывели монастырь за штат (1764 г.), в 1825 г. его возвели в III-й класс.

Пpи настоятеле иеромонахе Адpиане (Блинском, 1790-1798), известном подвижнике, в 1794 г. два коневских инока - иеромонах Макаpий и иеродиакон Стефан - участвовали в Валаамской миссии в Америке, благочинный американской миссии и настоятель Троицкого Зеленецкого монастыря архимандрит Гедеон (Федотов) впоследствии жил на покое в Коневском монастыре. Коневец становится известным в России местом процветания старчества. По благословению Санкт-Петеpбуpгского митрополита Гавриила (Петрова), устраивается скит во имя Казанской иконы Божией Матери в 1 км к востоку от монастыря. Место это называется и доныне "Святой Горой" в напоминание о явлении на нем Пресвятой Богородицы одному из учеников преп. Арсения и об иноческих подвигах преподобного на Св. Горе Афон. Жертвователь - купец Ф. Тулупов, в иночестве Фаддей, был похоронен у алтаря Казанской церкви (1794-1796 гг.) - старейшего сохранившегося сооружения на острове, архитектурный облик которого сочетает элементы древнерусской и барочной архитектуры. В алтаре храма, окруженного оградой и одноэтажными кельями, сохранились остатки росписей; захоронение о. Фаддея утрачено.

Неподалеку, в округе Змеиной горы в уединении подвизались преподобные Зосима (Веpховский) - наиболее вероятный прототип старца Зосимы из “Братьев Карамазовых”, впоследствии основатель второй Зосимовой пустыни, и Василиск (Гаврилов), удалившийся затем в Сибирь; иеромонах Сильвестр (Петров). Последний отличался и дарованием архитектора. Когда владыка Гавриил в 1799 г. повелел построить новый собор на месте ветхого, о. Сильвестр капитально переработал присланные из столицы чертежи архитектора С. Г. Иванова. Был одобрен новый проект пятиглавого храма, сочетавшего черты народного и древнерусского зодчества, барокко и классицизма. В том же году, наконец, вернулась из Новгорода на остров чудотворная Коневская икона Божией Матери.

Старый собор разобрали в 1800 г., но новое строительство затянулось из-за нехватки средств на 10 лет - с мая 1800 по 1809 гг. За это время сменились четыре настоятеля. Нижний, зимний храм при денежной поддержке Императора Александра I достроили и освятили в июне 1802 г. во имя Сретения Господня. Верхний храм был освящен во имя Рождества Пpесвятой Богородицы строителем монастыря иеромонахом Илаpионом (Киpилловым, 1807-1823, впоследствии архимандрите Тихвинского монастыря). О. Иларион выстроил в камне главную монастырскую усадьбу. В 1810-1812 гг. западную часть каре завершила 36-метровая колокольня с главным колоколом весом в 204 пуда, которую и поныне первой видят все подплывающие к острову (собор на 2 м. ниже ее). В арке сохранились росписи на темы прославления Коневской Божией Матери и свт. Евфимия Новгородского. В 1813-1815 гг. вместо деревянной церкви во имя свт. Николая в юго-восточной части монастырского каре был устроен н

Наши рекомендации