Притча от владимира тарасова
Полководец медлит, потому что не видит победы. Победа — важная передышка на пути. Её надо разглядеть. Её можно увидеть, всматриваясь во весь путь. Увидеть и узнать. Тут нужна неподвижность и созерцание, а не суетливость и предприимчивость.
Принц оставался в столице, ожидая возвращение императора из похода. Друзья и даже малозначительные люди настойчиво советовали ему бежать, не дожидаясь возвращения императора. Бежать вместе с семьёй, спасая свою жизнь. И предлагали помощь в бегстве. Но принц не понимал, чем он заслужил немилость. Совесть его была чиста, и до сих пор он был верной опорой императору. Он был в смятении, и сама жизнь стала для него невыносима от непонимания происходящего. Сигналы множились, подтверждая грозящую ему опасность, но никак не прояснили происходящее. Ему сообщили, что путь морем для него уже отрезан, что медлить более нельзя. Гуляя с женой по парку, они лихорадочно перебирали все возможные причины и поводы случившегося и ничего не могли найти. И принц почувствовал, что он сходит с ума, привычная и понятная связь событий рушилась с тихим шелестом, превращаясь в кучу обломков поступков и связей.
Принц заперся в своём кабинете, сел в глубокое кресло и несколько часов находился в раздумьях. Простая мысль шевельнулась и стала расти, обретая силу и подтверждения. Все известные события легко и точно сложились в один рисунок, не оставляя никаких сомнений. Подобно сложенному из осколков блюду. Император здесь вообще не причем. Принца отнюдь не спасали, а хотели вынудить бежать. Он сразу успокоился и даже рассмеялся простоте решения. Затем бросился к жене поделиться радостью. Они вместе, смеясь, собирали ещё раз разбитое блюдо, наслаждаясь тем, как хорошо и точно факты-осколки подходили друг к другу. Принц не бежал, бежали другие.
Нельзя разглядеть победу, не всматриваясь в неё, не теряя на это рассмотрение времени. Только на него и ни на что другое. Время бежит, ответственность растёт. Ответственность давит всё больше и больше, не оставляя другого, как только увидеть победу.
Понимание важнее знания.
***
Дурной характер жены
Суфийская притча
Жил когда-то дервиш, чья репутация, благодаря его духовным и мирским достижениям, росла год от года.
Однажды он решил жениться. К удивлению всех, кто его знал, он выбрал женщину с самым отвратительным характером во всей округе.
Некий странствующий баба, посетивший его вскоре после женитьбы, не мог скрыть любопытства при виде столь безгрешного человека, то и дело прерываемого и критикуемого глупой женщиной. Он попросил хозяина объяснить причину.
Дервиш сказал:
— Брат, когда вы проникаете за барьер очевидного, многие вещи становятся ясными. Дело в том, что речи моей жены не позволяют мне становиться слишком властным. Без неё моё положение мудреца могло вскружить мне голову. Кроме того, всегда есть шанс, что она сможет увидеть, сравнивая своё поведение с моим, что могла бы умерить свою грубость и обеспечить себе небесное блаженство.
«Подражание мудрому — это, на самом деле, практика», — подумал про себя баба. Он был глубоко тронут объяснением и, как только добрался до дома, женился на женщине отвратительнейшего характера, какую только смог найти. Она ругала его в присутствии друзей, родственников и учеников. А его спокойствие только увеличивало её презрение и насмешки.
Не прошло и нескольких месяцев, как жена бабы совсем тронулась. Она настолько привыкла задирать людей, не вызывая какой-либо реакции, что однажды набросилась с оскорблениями на ещё более порочную женщину, которая и убила её.
Овдовевший баба вновь повёл жизнь скитальца и, в конце концов, опять оказался у дома дервиша, которому и рассказал свою историю.
Дервиш сказал:
— Если бы, вместо поспешного практикования полупонятого принципа, вы спросили меня, я рассказал бы вам, что это не общее правило, и указал бы как осуществить его в вашей жизни. Пытаясь сделать добро себе, вы сделали зло другим.·
***
Четыре утешения
Суфийская притча
Правитель города приказал схватить Бузурджмихра и бросить в тюрьму. Ученики пришли навестить своего учителя в заточении. Они были поражены, увидев, что их учитель ничуть не переменился и радостно приветствует их, словно они в гостях у него дома.
— Учитель, что служит вам утешением здесь, в доме печали? — воскликнули ученики.
— Четыре изречения, — ответил Бузурджмихр. — Вот первое: «Зла никому не избежать, ибо всё предопределено судьбой». Вот второе: «Что остаётся делать человеку в несчастье, как не терпеливо переносить свое страдание? Ведь во всей вселенной не только ты испытываешь нечто подобное». Вот третье: «Будь благодарен судьбе за то, что не случилось худшего, — оно всегда возможно». И, наконец, я говорю себе: «Избавление может быть близко, хотя ты и не знаешь об этом».