И когда люди вошли в кумирню, они остолбенели при виде пустых блюд.
Такова сила истинной веры и истинного желания.
***
Долг хозяина
Туркменская притча
Народ Туркестана славится своим гостеприимством, чувством собственного достоинства и страстной любовью к лошадям.
У туркестанца по имени Анвар Бек был некогда великолепный и чрезвычайно легконогий, чистокровной породы конь. Не было такого человека, который не мечтал бы обладать этим конём, многие домогались его, но Анвар отказывался продавать коня, какую бы цену ему ни предлагали.
И был у него друг, коновод, которого звали Якуб. Тот время от времени приходил к Анвару, надеясь выторговать у него коня. Но Анвар и слышать об этом не хотел.
И вот однажды, прослышав, что у Анвара наступили тяжёлые времена, Якуб подумал: «А что как пойти к Анвару теперь? По нынешним временам он, конечно, согласится, ведь цена коня так велика, что, продав его, Анвар сразу сможет поправить свои дела». Не теряя ни секунды, Якуб отправился к другу.
По обычаю той страны Анвар поприветствовал друга и, прежде чем приступить к обсуждению дел, пригласил гостя к столу, как того требовал закон гостеприимства. Вскоре им накрыли на стол, и они поели с величайшим удовольствием. Когда же Якуб наконец изложил цель своего прихода, бедный Анвар ответил:
— Милый друг, теперь нам уже не о чем говорить. Гостеприимство — прежде всего. Ты пришёл ко мне в тяжёлые для меня времена, а не оказать тебе почтения я не мог, поэтому мне пришлось зарезать коня, чтобы было что поставить на стол и наилучшим образом исполнить долг хозяина.·
***
Достижение цели (Хинг Ши)
Притча от Юлии Дубинкиной-Ильиной
В один из солнечных дней Хинг Ши вышел прогуляться по берегу реки, сопровождаемый тремя своими учениками. Остановившись на берегу, Хинг Ши сказал:
— Посмотрите на реку, она — сама Жизнь, то мерно, то бурно протекающая. Река меняется с каждым мгновением, никогда не повторяя свой облик дважды.
Ученики долго смотрели на реку, пока мудрец не спросил их:
— А как вы бы стремились к своей цели?
Первый ученик сказал:
— Я бы всегда боролся с течением, плыл против него вперёд, к своей цели, — отважно сказал один.
— Это хорошо, — сказал Хинг Ши, — но ты рискуешь однажды утонуть, так и не справившись с рекой. Мой тебе совет — до того, как плыть против течения, узнай, лежит ли путь к твоей цели наперекор ему.
Второй ученик сказал:
— А я бы плыл по течению, как тот лепесток, что скользит по волнам, и набирался бы опыта в пути.
— Это хорошо лишь в том случае, если течение несёт тебя к твоей цели, в противном случае ты, действительно, уподобляешься лепестку, которому всё равно куда плыть, ибо ему так же не важно в какой заводи сгнить, — заметил Хинг Ши.
Третий ученик ответил:
— А я бы плыл к своей цели, постоянно меняя тактику, то отдаваясь на волю течения, то стремясь его побороть. Я бы обходил опасные места, останавливался на отдых, но потом, отдохнувшим и окрепшим, всегда продолжал свой путь.
— Твой ответ хорош, но недостаточно мудр, — заметил Учитель, развернулся и пошёл обратно к дому.
Его ученики ещё какое-то время стояли на берегу реки, думая над его словами, а потом последовали за Учителем. Поравнявшись с ним, они спросили:
— Ну а твой путь по реке жизни, Учитель, каков он?
Хинг Ши остановился, посмотрел на своих учеников и, улыбнувшись, сказал:
— Я бы даже не пускался в плаванье.
— Но разве твоя цель уже достигнута, — удивились ученики.
— Нет, — сказал Хинг Ши, — но ведь и не ко всякой цели можно добраться вплавь.
***
Святой под травяным навесом
Индийская притча
Индийские Писания приводят нам пример одного святого, жившего в Золотом веке. Говорят, что в Золотом веке люди жили сотни лет. Этот святой вёл очень строгую жизнь самоотречения, он не имел ни дома, ни хижины, ни убежища. Он соорудил лишь маленькое травяное прикрытие размером два на один метр. Когда шёл дождь, он устанавливал травяной занавес так, чтобы оставаться сухим, и в солнечные дни он делал то же самое, чтобы было прохладно в тени. Он жил таким образом 800 лет. Однажды к нему пришёл человек и спросил:
— Почему ты, наконец, не сделаешь себе маленькую травяную хижину, чтобы жить спокойно?
— Если существует решение одной проблемы, — сказал он, — тогда я буду готов построить хижину.
Человек спросил:
— Какая проблема?
— Послушай, — сказал святой, — постройка хижины заняла бы, по крайней мере, неделю или десять дней. Что случится, если во время или после строительства хижины я должен буду оставить своё тело? Это означало бы, что я посвятил один или два дня, или, возможно, даже больше, строительству своей хижины, вместо того чтобы посвятить это время медитациям. Следовательно, моё время потрачено зря. Хижина бесполезна, потому что тогда я не смог бы воспользоваться ею. Нет гарантии, что я буду жить. Всегда существует неопределённость относительно смерти; никто не может предсказать, как долго ему придётся жить. Это может быть два дня или несколько минут. Другой может прожить даже сотню лет, но нельзя сказать, что я буду жить. Не правда ли?