Литургические реформы Византии

Библиография по литургике X-XX века

Основная библиография к разделу Литургика

Протоиерей Георгий Крылов

Богослужение Древней Церкви

1. Михаил (Арранц М.О. (Arranz M.)), Рубан Ю. История Византийского Типикона («Око Церковное»), ч.1 - Предвизантийская эпоха. Исторические свидетельства о молитве древних христиан (до V в.). СПб, 2003.

2. Пентковский А.М. Антиохийская литургическая традиция в IV-V столетиях // ЖМП, №7, 2002, С. 73-87.

3. Скабалланович М. Толковый Типикон, вып. I, Киев, 1910.

Византийское богослужение

История Типикона

1. Арранц М.О. (Arranz M.). Око церковное. Переработка опыта ЛДА 1978. М., 1999.

2. Дмитриевский А.А. Рецензия на сочинение проф. И. Мансветова Церковный устав ... // ХЧ, 1888, № 9-10.

3. Дмитриевский А.А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Том I. Киев, 1895.

4. Дмитриевский А.А. Древнейшие патриаршие типиконы: Святогробский Иерусалимский и Великой Константинопольской Церкви. Киев, 1907.

5. Дмитриевский А.А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Том III. Киев, 1917.

6. Мансветов И.Д. Церковный устав (Типик), его образование и судьба в греческой и русской Церкви. М. 1885.

7. Пентковский А.М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М. 2001.

8. Пентковский А.М. Константинопольский и Иерусалимский богослужебные уставы, //ЖМП, №4, 2001.

9. Пентковский А.М. Студийский устав и уставы студийской традиции, //ЖМП, №5, 2001, С. 69-80.

10. Пентковский А.М. Ктиторские типиконы и богослужебные синаксари евергетидской группы // БТ №38. М., 2003.

11. Пентковский А.М. Богослужебный синаксарь константинопольского монастыря Христа Человеколюбца // БВ, № 4, 2004, С. 177-208.

12. Пентковский А.М. Иерусалимский типикон в Константинополе в Палеологовский период // ЖМП, №5, 2003, С. 77-87

13. Шмеман Александр, прот. Введение в Литургическое Богословие. М., 1996.

Об уставе Великой Церкви

1. АрранцМ. [О. (Arranz M.)]. Избранные сочинения по литургике. Том III. Евхологий Константинополя в начале XI века и Песенное последование по требнику митрополита Киприана, М., 2003. Содержит полную библиографию о Песенном последовании, литургические реформы Византии и Русской церкви.

Литургические реформы Византии

1. Алымов В.А. Лекции по исторической литургике в Высшей Религиозно-философской школе в Петербурге (1994-1995 гг.). Файл доступен к скачиванию на сайте ПСТГУ в формате PDF.

2. Арранц М.О. (Arranz M.). Как молились Богу древние византийцы: суточный круг богослужения по древним спискам Византийского Евхология. ЛДА, 1979.

3. Арранц М.О. (Arranz M.). Евхаристия востока и запада, М., 1999.

4. Киприан (Керн), архимандрит. Евхаристия. Париж, 1947.

5. ТафтРобертФрэнсис (Taft Robert Francis). Византийский церковный обряд, краткий очерк. СПб, 2000.

6. Успенский Н.Д. Чин Всенощного Бдения на православном Востоке и в Русской Церкви, гл. I-V (Чин Всенощного Бдения на православном Востоке) // БТ №18. М. 1978.

7. Arranz M., Les grandesétapes de la liturgie byzantine: Palestine-Byzance-Russie: Essaid'aperçuhistorique in Liturgie de l'égliseparticulière et liturgie de l'égliseuniverselle (Conférences s. Serge 1975) (=EL, Subsidia 7) (Rome, 1976), p. 43-72.

Гимнография

1. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопений Греческой Церкви. СПб. 1902.

2. A Guide to Byzantine Hymnography. A Classical Bibliography of Texts and Studies, I. Szoveflly. Leyden, 1978-1979.

3. Γεώργιος Ι. Παπαδόποθλος. Συμβολαι ε ἰςτήνἱστοριαν τῆςἘκκλησιαστικῆς Μουσικῆς. Ἀθὴνα, 2002.

4. Γεώργιος Ι. Παπαδόποθλος. Ἱστορική ἐπισκόπησιςτῆςΒυζαντινῆς Ἐκκλησιαστικῆς Μουσικῆς. Κατερίνη, 2002.

5. Μητσάκης Κ. Βυζαντινὴ υμνογραφία. Θεσσαλονίκη, 1971.

6. Τομαδάκης Ν. Βυζαντινὴ υμνογραφία καὶ ποιήσις. Θεσσαλονίκη, 1965.

Древнерусское богослужение

Древнеславянское богослужение

1. Алексеев А.А. Кирилло-мефодиевское переводческое наследие и его исторические судьбы // История, культура, этнография и фольклор славянских народов. X Международный съезд славистов. М., 1988.

2. Благой Чифлянов, ставрофорен икон. Богослужебният чин, преведен от св. братяКирил и Методий в началото на тяхнатаМоравскамисия // Αναλεκτα Βλαταναδων, №31. Θεσσαλονίκη, 1994. (парр. на греч.и на болгарском).

История славянского Октоиха

1. Крашенинникова О.А. Октоих и Параклит: к истории двух названий одной литургической книги // Герменевтика древнерусской литературы, сб. 6, ч. II. М., 1993. С. 398-406.

2. Крашенинникова О. А. К истории формирования седмичных памятей Октоиха // БТ №32. М., 1996, С. 260-268.

3. Крашенинникова О.А. Ранневизантийские источники славянского Октоиха XIII-XIV вв. // Учёные записки Научного центра русской церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского. Выпуск 1. Гимнология. Материалы Международной научной конференции «Памяти протоиерея Димитрия Разумовского» (к 130-летию Московской консерватории), 3-8 сентября 1996. М., 2000. С. 114-121.

4. Лозовая И.Е. Типология древнерусских Параклитов и их отношение к действующему литургическому уставу // Учёные записки Научного центра русской церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского. Выпуск 3. Гимнология. Материалы Международной научной конференции «Церковное пение в историко-литургическом контексте: Восток-Русь-Запад» (к 2000-летию Рождества Христова), 15-19 мая 2000. М., 2003. С. 64-73.

5. Лозовая И.Е. О системе пения седмичных канонов Октоиха в ранней литургической традиции // Учёные записки Научного центра русской церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского. Выпуск 4. Гимнология. Византия и Восточная Европа. Литургические и музыкальные связи. М., 2003. С. 52-68

История славянской Триоди

1. Карабинов И.А. Триодь Постная. СПб, 1910.

История славянских Миней

1. Нечунаева Н.А. Минея как тип славяно-греческого средневекового текста. Таллин, 2000.

XVI в.

Венецианские издания греческих богослужебных книг и их справа

1. Legrand E. Bibliographiehellénique, ou description raisonnée des ouvragespubliésengrec par les grecs au XVeetXVIe siècles. 4 vols. Paris, 1885-1906. (rep.: Bruxelles: Cultureetcivilization, 1963).

2. Legrand E. Bibliographiehellénique, ou description raisonnée des ouvragespubliés par des grecs au XVIIe siècle. 5 vols. Paris, 1894-1903. (rep.: Bruxelles: Cultureetcivilization, 1963).

3. Τομαδάκης Ν.Β. Ἡ ἐνἹταλία ἔκδοσιςἐλληνικῶνἐκκλησιαστικῶν βιβλίων, (LaChiesaGresainItaliadall'VIIIal XIV secolo (= ItaliaSacra 21)), (Padua: EditriceAntenore, 1972), 685-721.

Книжная справа патр. ЕвфимияТырновского в XVIв. в Болгарии:

1. Сырку П. К истории исправления книг в Болгарии XVI в. СПб, 1898.

Литература о Максиме Греке как справщике

1. Буланин Д.М. Переводы и послания Максима Грека. Неизданные тексты. Л., 1984.

2. Ковтун Л.С., Синицына Н.В., Фонкич Б.Л. Максим Грек и славянская Псалтырь (сложение норм литературного языка в переводческой практике XVI в.) // Восточнославянские языки. Источники для их изучения. М., 1973.

3. Кравец Е.В. Книжная справа и переводы Максима Грека как опыт нормализации церковнославянского языка в XVI в. // RussianLinguistics, XV, 1991.

4. Синицына Н.В. Максим Грек в России. М., 1977.

5. Тарасова-Кравец Е.В. К вопросу о языковой позиции Максима Грека // Герменевтика древнерусской литературы (сборник 2, XVI-начало XVIIIвв.). М., 1989. С. 138-148.

6. Δημητρακόπουλος Θ. ΜαξίμουτοΓραικοῦ ἐπιγράμματα καὶ κανόνας // Ἐπιστημονικὴ ἘπετηρίςτῆςΦιλοσοφικῆςΖχολῆςτοῦ Πανεπιστημίου Ἀθηνῶν, ΚΘ', (1986-1991), 1992, σ. 333-350.

Справа при патриархе Никоне

1. Александров Д. Исправление книг в XVII столетии. Оренбург, 1911.

2. Варакин Д.С. Рассмотрение примеров, приводимых в защиту реформ бывшего патриарха Никона. М., 2000.

3. Крылов Георгий, священник. Книжная справа XVII в.: Богослужебные Минеи. М. 2008 (в печати).

4. Мансветов И.Д. Как у нас правились церковные книги. // Приб., I ч. - 1883. (кн. IV) ч. XXXII, С. 514-574; II ч. - 1884. ч. XXXIII, С. 273-320.

5. Мансветов И.Д. Как правились Типик и Минеи. Очерк из истории книжной справы в XVII столетии. М. 1884.

6. Мансветов И.Д. Церковный устав (Типик), его образование и судьба в греческой и русской Церкви. М. 1885.

7. Николаевский П.Ф., протоиерей. Московский Печатный Двор при патриархе Никоне. // ХЧ, I гл. - 1890, 1 ч, № 1-2, С. 114-141; II гл. - 1890, 2 ч, № 9-10, С.434-467; III гл. - 1891, 1 ч, № 1, 2, С. 147-186; IV гл. - 1891, 2 ч, № 7-8, С.151-186.

8. Никольский К. протоиерей. О службах Русской Церкви, бывших в прежних богослужебных книгах. СПб. 1885.

9. Никольский К. протоиерей. Материалы для истории исправления богослужебных книг (Об исправлении устава церковнаго в 1682. и месячных миней в 1689 - 1691 г.). СПб. 1896.

10. Успенский Н.Д. Коллизия двух богословий в исправлении русских богослужебных книг в XVII веке // БТ №13. М., 1975. С. 148-171.

11. Успенский Б.А. Раскол и культурный конфликт XVII века // Успенский Б. А. Избранные труды, т.1. М., 1994. С. 477-519.

XVIII-XX вв.

1. Бабаева Е.Ю. История русской лингвистической мысли начала XVIII в. и языковая практика Петровской эпохи (Лингвистическая и редакторская деятельность Ф. Поликарпова). Машинопись. М., 1989.

2. Балашов Николай, протоиерей. На пути к литургическому возрождению. М. 2000.

3. Сове Б.И. Проблема исправления богослужебных книг в России в XIX-XX веках // БТ №5. М., 1970. С. 25-68.

30 октября 2007 г. http://www.bogoslov.ru/text/print/221037.html

Библиография по литургике X-XX века

Основная библиография к разделу Литургика

Протоиерей Георгий Крылов

Богослужение Древней Церкви

1. Михаил (Арранц М.О. (Arranz M.)), Рубан Ю. История Византийского Типикона («Око Церковное»), ч.1 - Предвизантийская эпоха. Исторические свидетельства о молитве древних христиан (до V в.). СПб, 2003.

2. Пентковский А.М. Антиохийская литургическая традиция в IV-V столетиях // ЖМП, №7, 2002, С. 73-87.

3. Скабалланович М. Толковый Типикон, вып. I, Киев, 1910.

Византийское богослужение

История Типикона

1. Арранц М.О. (Arranz M.). Око церковное. Переработка опыта ЛДА 1978. М., 1999.

2. Дмитриевский А.А. Рецензия на сочинение проф. И. Мансветова Церковный устав ... // ХЧ, 1888, № 9-10.

3. Дмитриевский А.А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Том I. Киев, 1895.

4. Дмитриевский А.А. Древнейшие патриаршие типиконы: Святогробский Иерусалимский и Великой Константинопольской Церкви. Киев, 1907.

5. Дмитриевский А.А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Том III. Киев, 1917.

6. Мансветов И.Д. Церковный устав (Типик), его образование и судьба в греческой и русской Церкви. М. 1885.

7. Пентковский А.М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М. 2001.

8. Пентковский А.М. Константинопольский и Иерусалимский богослужебные уставы, //ЖМП, №4, 2001.

9. Пентковский А.М. Студийский устав и уставы студийской традиции, //ЖМП, №5, 2001, С. 69-80.

10. Пентковский А.М. Ктиторские типиконы и богослужебные синаксари евергетидской группы // БТ №38. М., 2003.

11. Пентковский А.М. Богослужебный синаксарь константинопольского монастыря Христа Человеколюбца // БВ, № 4, 2004, С. 177-208.

12. Пентковский А.М. Иерусалимский типикон в Константинополе в Палеологовский период // ЖМП, №5, 2003, С. 77-87

13. Шмеман Александр, прот. Введение в Литургическое Богословие. М., 1996.

Об уставе Великой Церкви

1. АрранцМ. [О. (Arranz M.)]. Избранные сочинения по литургике. Том III. Евхологий Константинополя в начале XI века и Песенное последование по требнику митрополита Киприана, М., 2003. Содержит полную библиографию о Песенном последовании, литургические реформы Византии и Русской церкви.

Литургические реформы Византии

1. Алымов В.А. Лекции по исторической литургике в Высшей Религиозно-философской школе в Петербурге (1994-1995 гг.). Файл доступен к скачиванию на сайте ПСТГУ в формате PDF.

2. Арранц М.О. (Arranz M.). Как молились Богу древние византийцы: суточный круг богослужения по древним спискам Византийского Евхология. ЛДА, 1979.

3. Арранц М.О. (Arranz M.). Евхаристия востока и запада, М., 1999.

4. Киприан (Керн), архимандрит. Евхаристия. Париж, 1947.

5. ТафтРобертФрэнсис (Taft Robert Francis). Византийский церковный обряд, краткий очерк. СПб, 2000.

6. Успенский Н.Д. Чин Всенощного Бдения на православном Востоке и в Русской Церкви, гл. I-V (Чин Всенощного Бдения на православном Востоке) // БТ №18. М. 1978.

7. Arranz M., Les grandesétapes de la liturgie byzantine: Palestine-Byzance-Russie: Essaid'aperçuhistorique in Liturgie de l'égliseparticulière et liturgie de l'égliseuniverselle (Conférences s. Serge 1975) (=EL, Subsidia 7) (Rome, 1976), p. 43-72.

Гимнография

1. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопений Греческой Церкви. СПб. 1902.

2. A Guide to Byzantine Hymnography. A Classical Bibliography of Texts and Studies, I. Szoveflly. Leyden, 1978-1979.

3. Γεώργιος Ι. Παπαδόποθλος. Συμβολαι ε ἰςτήνἱστοριαν τῆςἘκκλησιαστικῆς Μουσικῆς. Ἀθὴνα, 2002.

4. Γεώργιος Ι. Παπαδόποθλος. Ἱστορική ἐπισκόπησιςτῆςΒυζαντινῆς Ἐκκλησιαστικῆς Μουσικῆς. Κατερίνη, 2002.

5. Μητσάκης Κ. Βυζαντινὴ υμνογραφία. Θεσσαλονίκη, 1971.

6. Τομαδάκης Ν. Βυζαντινὴ υμνογραφία καὶ ποιήσις. Θεσσαλονίκη, 1965.

Древнерусское богослужение

Наши рекомендации