Енох был первым «именитым» среди людей: его именем назван город.

Хорошо ли то было первенцу Каина, что имя его запечатлелось на первом городе? Вдвойне нехорошо. Во-первых, сам обычай плох. Св. Писание говорит о грешниках: они «нарекли имена свои на землях. И человек, в чести будучи, не уразумел, он приложился скотам бессмысленным и уподобился им» (Пс. 49/48:12-13). Во-вторых, Енох был первенец Каина, «первородный». Каин, думается, «проанализировал» обстоятельства того жертвоприношения, когда Авель принес Господу «от первородных» и дар его был принят. Каин не посвящает первенца Господу отнюдь: он в рамках своей оборотнической религии «освящает» главное дело своей жизни – город – именем первородного своего – «Енох».

3. ИРАД. Имя Ирад dry[ связывают с корнем ry[, значение которого восстанавливают, как «уходить, ходить туда-сюда». Ассоциируют это имя и с глаголом йарад dry – «спускаться, нисходить». То есть, Ирад либо «ушедший», «бродящий», либо, по ассоциации, «нисходящий». С другой стороны, имя Ирад созвучно слову ир ry[ – «город» (город Эриду был древнейший в Шумере); по этой ассоциации, Ирад – тот, кто связан с городской жизнью (буржуа).

4. МЕХИАЕЛЬ. Имя Мехуиаэль laywxm понимают либо как «пораженный Богом» («забывший Бога»), либо как «Бог дает жизнь». Это третье поколение от Каина.

5. МАФУСАЛ (LXX: Maqousala). Имя Метушаэль lavwtm производят от двух слов: мат tm – «муж» и шаал lav – «искать». То есть, Мафусал – это «муж исканий» или «муж ищущий». Другие производят Мет-уша-эль от трех слов и получают «человек муж Божий»[4]. Есть и такой опыт толкования: мáвет twm – «смерть», шаал – «просить», Метушаэль – «просящий смерти»[5].

Древние обладали пророческим даром обозначать в имени главную наклонность своего потомка, по именам можно было бы восстановить «духовную биографию» потомков Каина. Однако сами имена либо многозначны, либо допускают различные толкования. Поэтому возможна такая последовательность поколений в каинитянах:

Каин рождает Еноха с надеждой, что тот «обновит» заложенный Каином город; // однако сын Еноха Ирад остался «шатающимся», как отец; // между тем жизненные силы иссякали в потомках Каина, и Ирад наименовал своего сына «Бог дает жизнь» – Мехиаэль, // а тот, ощутив, что Бога с ним нет, дал своему сыну имя Мафусал – «муж исканий».

Это один вариант духовной биографии потомков Каина. Возможен другой.

«Воспитанник Каина Енох рождает // духовно падшего Ирада, а тот рождает // забывшего Бога Мехиаэля. // Наконец, появляется и желающий смерти (себе и другим?) Мафусал, человек совершенно оставивший Бога, и потому оставленный Богом»[6].

Однако при любом толковании имен каинитов, неизменным и ясным остается одно. Мафусал – четвертое поколениеот Каина, он праправнук. А древние знали, до того, как это было сказано в Законе [7], что грехи отцов на детях до третьего и четвертого поколения. Мафусал – это уже отсыхание той ветви человечества, которая идет от Каина. При Мафусале могла возникнуть надежда, что на нем изакончится проклятие, данное Каину. Закончилось ли на Мафусале проклятие Каина? Вот вопрос. Что будет за Мафусалом?

6. ЛАМЕХ, Лéмех. При Ламехе будет новый (после изобретения городской жизни) подъем цивилизации – цивилизационный взрыв. Каинитяне встали на путь изобретений «новых форм жизни». Обратное движение каинитян к Богу оказалось или невозможным, или заблокированным через эти изобретения. Каинитяне опять пойдут по пути прогресса. «Ламех» – это фигура сопоставимая с «Каином». Ламех – это важнейший рубеж в развитии первой цивилизации: ни проклятие Каина, ни Каинова печать не только не были сняты с потомков Каина, напротив, они в окончательной форме на них запечатлелись.

И взял себе Ламех две жены; имя одной Адá, и имя второй Циллá.

И родила Ада Иавала, сей был отец +того, кто селится [в] шатре [со] стадом+.

И имя брату его Иувал, сей был +отец всякого, кто владеет струнным и духовым+.

Цилла же, родила и она – Тувал-каина, +он ковал-затачивал, все вырезал (из) меди и железа+. Сестра же Тувал-каина – Ноемá.

Быт. 4:19-22

С

вой вклад в прогресс Ламех внес через изобретение многоженства. Если бы только многоженства, то и было бы сказано в Писании только, что «Ламех взял себе две жены». Однако Писание называет имена жен и имя дочериЛамеха. А это уже не «частное дело» семьи допотопного каинита: при Ламехе произошел существенный сдвиг во всем жизненном устройстве каинитянской цивилизации, и в этот момент приходит указание на особую роль, которую будут играть женщины каинитянки.

От праматери Евы до жены Аврама Сары Писание не называет женских имен – кроме трех женщин каинитянок. Из этого можно сделать вывод, что, согласно Библейскому воззрению:

1) патриархальный уклад семейной и общественной жизни был первым и основным в истории человечества;

2) черты матриархата возникают в острокризисные эпохи, например, когда народ в целом оказывается причастным каинитянскому духу;

3) главным признаком «особой роли, какую играют женщины каинитянки», будет – изменение понятия родства.

Если о Ламехе еще сказано по-старому: «Мафусал родил Ламеха», – то о детях Ламеха сказано по-новому: «Ада родила Иавала… имя брату его Иувал», «Цилла родила Тувалкаина… сестра Тувалкаина – Ноема». Четверо детей, кто мать известно, а кто отец? Отец ли им Ламех? Возможно, дети Ламеха стали уже дети жен Ламеха. Если родство в каинитянах начало передаваться через материнскую кровь, то это объясняет, почему на детях жен Ламеха закончилось родословие каинитян. Родословие потомков Сифа (сифитов) будет рассказано до десятого поколения (глава 5 Книги Бытия), а родословие каинитов остановилось на восьмом (если бы мы считали от Адама).

Наши рекомендации