Исса и Голова великанова. 1932. Н. Рерих
В 1926 году в Турфане Н.К. Рерих записал легенду, послужившую позднее сюжетом картины «Исса и голова Великанова»: «Как шёл Исса по странствиям. Увидел Исса голову великую. Лежит у дороги мёртвая голова человеческая. Думает Исса: великая голова принадлежит великому человеку. И решает Исса сделать доброе и воскресить эту голову великую. Вот обрастает голова кожею. И наполнились глаза. Вот растёт тело великое. И потекла кровь. И наполнилось сердце. И встал сильный богатырь. И благодарил Иссу за воскрешение на пользу роду людскому».
«Здесь необходимо напомнить, что представления Николая Константиновича об эволюции человечества тесно связаны с концепцией, изложенной Е.П. Блаватской в ''Тайной Доктрине'', в которой великаны, описанные в сказках народов мира, являются исторической реальностью», — пишет исследователь Н.В. Сергеева-Тютюгина.
В Библии в Книге Чисел приведены слова Моисея, сказанные во время странствий по пустыне:
«...там видели мы и исполинов... от исполинского рода; и мы были... пред ними, как саранча...». В Коране сказано, что были такие великаны, которые «выше самых высоких пальм». И они смеялись над Ноем, который стал строить ковчег, спасаясь от надвигающегося потопа. Говорили: «Потоп не причинит нам вреда. Мы слишком высокие...» Предсказание о том, что однажды могилы великанов будут найдены, мы находим в Живой Этике: «Приходит время, когда потребуется согласие учёных самых различных областей науки. (...) Найдутся скелеты великанов с предметами, требующими разнородного наблюдения».
Из реальных находок на сегодняшний день известно, что трёх-четырёхметровые гиганты были не самыми большими. Завоёвывая Америку, испанцы обнаружили в одном из храмов ацтеков скелет ростом в 20 метров и послали его в подарок Папе Римскому.
А в одной из шахт штата Огайо в начале XIX века археологом был обнаружен череп диаметром 2 метра. Такой череп должен был принадлежать человеку ростом под 50 метров. Это уже масштаб исполинов, подобных тем, которые смеялись над Ноем перед потопом.
Вот что сказал художник Л.Р. Цесюлевич о картине Н.К. Рериха «Исса и голова Великанова»: «Можно говорить о пяти ключах понимания этой картины. Первый ключ — научный: палеонтология, археология. Скелеты огромных великанов находят повсеместно. Высота взорванных талибами статуй в Афганистане была 54 метра — таким был рост человека. Второй ключ касается легенд. От Р.Я. Рудзитиса я слышал легенду о том, как Исса нашёл в пустыне череп великана со следами удара на лбу и воскресил его. Третий ключ — философский. Огромный череп — это символ материального, смертного. Человек рядом с ним малозаметен, но он бессмертен в сути своей, хотя живёт в материи. Четвёртый ключ — духовный. Череп — символ смерти. Исса — символ вечного духа. Ведь жертва Христа на Голгофе была в том, что Он победил материю. Эта картина радостная, она утверждает победу духа над материей. Пятый ключ — психологический. Картина очень торжественная и светлая. Каждый человек в потенциале имеет в себе такие же способности, как Христос. Если мы разовьём их, мы победим смерть. Вот почему Рерих так любил эту картину».
Облик великана не смутил Радомира. В конце концов, не Он был тому виной, что на этой планете продолжали расти все прилетевшие с Рады. И даже Сам Вождь, находясь в преклонных годах, начал развиваться вверх и вширь, словно древний крепкий дуб. И даже животные, которые были привезены в небесном ковчеге, стали тучнеть и умножаться. Соответственно выросли и удои радианских коров. А пчелы приносили столько меда с вечнозеленых лугов, что трудно было представить себе такое на какой-либо иной планете.
Душа юного радианца знала, что нужно ей на этой Земле. Племя Агнцев-Спасителей послало Его для того, чтобы в час необходимой нужды Он смог бы с честью выполнить Свой долг. Но пока времена дышали счастьем. И люди наслаждались благодатью нового мира.
Сон длился недолго. Но разве можно назвать сознательное отсутствие сном, если на другом уровне сознания продолжается вечная работа духа, когда ум подчинен ему всецело?
Караван собирался в дорогу, хотя солнце еще не встало. Утренняя прохлада приятно освежала людей. А монотонная песня караванщика, которую он затянул, так напоминала язык Камня на той звезде, которая постепенно скатывалась к закату.
Взгляд Ибн-Рагима уловил необычную силу неизвестной энергии, истекающей от Великого Путника. Но кругом было много лишних ушей и глаз. Молча Он послал одобрение этому человеку, который был молод, силен и красив. Он еще не знал о Великой Жертве. Он еще не был готов к ней. Но решимость Его уже была видна во всем Его поведении.
Звездный круг совершал свой оборот над Великой Горой. Шейх тихо-тихо говорил, словно боялся нарушить тишину ночи:
— Гора эта знаменита тем, что древние египтяне считали ее местом рождения их Высшего Бога — Озириса. А предок Твой, Муса, увидел здесь куст, который не сгорал, — купину неопалимую, из которой Всевышний говорил с Ним. Скрижали были приняты на этой Горе, скрижали человеческих законов. И много-много предыдущих воплощений мы приходили сюда и поднимались, чтобы оторваться от земных уз. Твоя судьба связана будет с местом сим. Будешь уходить, чтобы одолеть Князя Тьмы на этой Твердыне. Сиять будет вечно эта Гора и много подвижников привлечет. Кто во спасение, кто любопытства ради прикоснется к этим камням. Наш путь укажет Звезда нашей Небесной Матери.
— Владыка! Разве ты не устал? Почему ты идешь пешком, посадив на свою белую верблюдицу простого погонщика?
— Путь нужно чувствовать ногами, которые обжигаются, увязая в горячем песке. И раны тела — ничто в сравнении с болью сердца. Дух погонщика смирился со своей участью и благодарил создателя за свою судьбу. В нем сгорела гордыня, и лишь величайшее терпение закалило сердце. Злое пламя всего яда мира он преобразил в свет смирения. Но напряжение земного тела укрепляет дух. Я благодарен ему за возможность проявить милосердие. Ищите тех, кому нужно помочь.
Караван звенел, покидая благословенную Персию. Тень его скользила по красным остывающим барханам. Солнце клонилось к вечеру.
Пустыня кончалась, превращаясь в вечнозеленый оазис. Под кронами пальм можно было скрыться от палящего тропического солнца. Караван вошел в индийское селение, где и был конец их долгого пути.
В караван-сарае Ибн-Рагима уже ждали посыльные далекой страны и несколько коней приземистой породы, которым было легко продвигаться по горным тропам. Обычное приветствие от головы к сердцу — намасте и поклон — было обращено к Ним обоим. Удивление черноволосых, смуглых и кареглазых людей было необычайно велико, когда сброшенный капюшон, прикрывавший лицо Великого Путника, открыл Его чудесный Лик, с белокурыми волосами и глубокими синими глазами. Чистое, вдохновенное лицо было обрамлено светлой бородкой и усами. Назорей словно явился из иного мира. Даже внешний вид определял в нем жителя северных стран.
Начальник группы всадников, одетый в расшитый золотом кафтан, с трудом удерживал молодого жеребца, который не мог стоять на месте. К Великому Путнику подвели серого в яблоках коня, который с любопытством и изумлением смотрел на своего будущего седока и все норовил носом уткнуться в Его руки.
Когда все уселись в седла и приторочили переметные сумины, которые слуги перенесли с верблюдов, начальник дал знак и караван, состоящий из лошадей, тронулся к предгорью. Вслед Великому Путнику долго смотрела белая верблюдица, словно понимая, что вряд ли когда-нибудь ей придется нести такого седока, которого впервые в жизни она везла с такой любовью и осторожностью.
Уже караван ушел. И не одна пустыня пройдена. Уже по узким горным тропам пройдена не одна горная страна. Но дух спешит, подчиняясь зову, в сердце звучащему, дальше и дальше — туда, где сурова природа, а люди терпеливы и приветливы. Они поделятся последним куском ячменного хлеба и глотком горячего чая.
И верный Ибн-Рагим не оставляет и не отстает на горной тропе.
Через Нилгири, через бурлящий Беас поднимались, посещая величайшие Храмы Духа. Но шли к одной цели, к Твердыне Сокровенной, где средоточие Мудрости и Силы являет назначение наше.
Готовность к подвигу духа устремляет человека. Но тайна Великого Путника еще не была оповещена миру. Для людей Он оставался простым человеком.
Вспоминал Он, как с Россулом Мориа посещал древние святыни Египта, где принимал Чашу Знаний и выковывал решимость готовности. Но теперь пред ними нависали монастыри, как ласточкины гнезда — под крышей дома. Горы становились все выше. И вечная зима обступала трех идущих людей. Проводник торопил, указывая на белое облако вверху. И едва прятались они в пещере или расселине скалы, как мимо, прогрохотав, проносилась ревущая снежная река горной лавины. Но это не останавливало Их. Они вступили в пределы вечных снегов. В Обители ждали Их давно.
Уплотнённый астрал
Опыты по уплотнению астрала происходили непросто. Нужно было очистить тело от кармической грязи, налипшей от случайных контактов, мимолетных встреч, и даже мгновенных взглядов, когда энергия душ работает особенно остро и чрезвычайно активно, скрещивая и перемешивая порой чуждые и взаимоисключающие энергии.
Присутствие молодого Ибн-Рагима давало уверенность в успешном овладении. Но и зеркало священного озера помогало Ему в общении с дальней Родиной и с Отцом Своим.
Нужно было до конца осознать важность Своей Миссии на планете, оставив последние сомнения, которые незаметно и тонко терзали разум: «Не гордыня ли ведет к гибели? Может быть, нужно было смиренно жить в доме своем и заниматься изготовлением дверей, столов и лавок?»
Голос сомнений был лукав и мягок. Но дух звучал как набат самоутверждения. Нельзя было отдавать Себя во власть слабости и нашептываний из мира ночи.
Выделяя астральное тело, нужно было научиться передавать все функции физического, за исключением некоторых аспектов питания и выделения. Проще говоря, было необходимо превратить дыхание в орган, восполняющий жизненные силы, когда отказ от грубой пищи произошел.
Все длительные посты приучили Тивердиадца к режиму ограничения в воде и продуктах жизненной необходимости. Зная истину о том, что еда — оковы дьявола и что для большинства людей процесс ее употребления связан с удовольствием, необходимо было лишить тело хотя бы на время всех плотных флюидов, всех связей с физическим миром. На время эксперимента нельзя было даже пить — не то что принимать пищу. Первородная вода должна была выпариться из астрала, чтобы могло произойти его уплотнение. Это было не лишением физического тела его посредника, но постепенной заменой телом уплотненного астрала, которое, в отличие от плотного, могло легко дематериализоваться в одном месте и появляться в другом.
Дары качеств сознания, дары психических сил, передавались телу уплотненного астрала в полной мере. Но это был долгий опыт постижений, которым могли овладеть лишь единицы. Ведь дематериализация была напрямую связана с подчинением плотного тела его астральным двойником, которых могло быть не два, не три, а даже сорок девять тел, обретших свою форму в результате делимости духа. Нужна была невероятная воля и дисциплина каждой мысли, ибо в иных мирах именно мысль играет роль включения и выключения событий, явлений и способностей. Циркуляция мысленной энергии позволяет сознанию связываться со всей вселенной, со всей ее энергией и психоинформационным полем.
Тому, что человек, подобный Сыну Звезды, оказался на Земле, способствовала Высшая Иерархия, потому что задачи высшего человечества были не по силам землянам, слишком глубоко вросшим в материю. Каждый раз, когда планету нужно было очищать и вытаскивать из трясины предрассудков, разрушая очередные преграды для течения эволюционного потока, Иерархия посылала Аватаров — Существ, не обремененных земными связями. Спасение мира могло происходить лишь тогда, когда чистые Души приносили Себя в жертву добровольно. Им прививалась высшая самоотверженность, или синдром Космических Агнцев. Только этим занимался высокий и мудрый народ планет из самого главного уровня Космоса.
Но специфика земной энергии требовала приспособления к местным условиям. Если в других мирах астрал выделялся легко, потому что нравственный фон был чист, то на Земле были люди, у которых астральное тело отсутствовало. Они обходились одним эфирным, и, соответственно, их представления распространялись лишь на три низших принципа физического человечества.
Некогда Моисей пытался искусственно создать новую расу. Но это удалось Ему лишь частично, потому что гномический элемент возобладал в этом народе, что сыграло свою роль в упорядочивании финансов и изобретении бумажных денег как гарантии государственных банков стран, где они были задействованы.
У других народов, особенно у орионцев, помимо астрального тела, было давно создано как ментальное, так и духовное, огненное, в котором они могли посещать высшие планеты, и даже поверхности горячих звезд. Это им не приносило вреда, но по возвращении из таких полетов и вхождения агни-рупы в остальные тела непомерно страдало физическое тело, особенно манипура. Ощущение жжения и присутствия огненного жара могло длиться месяцами, вызывая приступы огненной болезни, когда физиология пропитывалась болью и не было никаких средств, чтобы как-то унять ее или прекратить хотя бы на мгновение.
Когда агроном выращивает рассаду редкого тропического растения в условиях сибирского климата, он садит семечко в горшок с плодородной землей и при появлении маленького, едва проклюнувшегося ростка накрывает его стеклянной банкой, чтобы колебания температуры и сухость не вызвали его гибели.
В начале пути, на время «возжжения факела», или начального этапа проникновения Учения в сердце, энергия пробуждения высекает из Чаши накоплений самые лучшие воспоминания из прошлых жизней. А ученику кажется, что он уже постиг истину и стал учителем. Он начинает фонтанировать эмоциями, делиться своими впечатлениями и познаниями. Но постепенно этот период угасает, и начинается долгая и кропотливая работа по овладению Учением Жизни, которая может длиться у кого-то не одну жизнь, а у других, подготовленных в прошлых существованиях, происходит мгновенно, как у Благословенного во время Его просветления. Он вспомнил все Свои пятьдесят две тысячи воплощений, и Ему не нужно было тратить время на постижение того, что Он уже знал. Пять огней, пять сияющих лучей, вошли в Его голову, символизируя то, что Он миновал пять кругов человеческой эволюции и обрел два высших центра, помимо сахасрары.
Существо шестого круга, пришедшее к нам, людям средины четвертого круга, конечно же, было послано Иерархией Света, для того чтобы запустить Колесо Закона. После Будды человеческая эволюция стала развиваться в русле более определенном, потому что перед наступлением Кали-Юги нужно было указать людям путь сострадания, который бы помог пережить самый мрачный период в истории Земли, низшую точку равновесия, нулевую величину одухотворения человечества. Позднее нужна была еще Миссия Христа, чтобы прорвать сгустившиеся тучи ненависти и спасти человечество от заточения в подземельях низшего Астрала. А после Сына Звезды Пророк Мохаммед, совершив полет на Седьмое Небо, открыл душам путь в райские сады, которые пустовали и были не обитаемы душами человеческими, даже если они были праведны. Христос первым вывел из Сердца Земли святых царей и пророков к Свету. А Мохаммед указал достижение его для простых людей при соблюдении джихада — внутренней битвы в самом себе, когда дух постоянно одолевает напряжение темного начала, или первородную реликтовую силу, преобразуя ее в саттвичность, или силу человеколюбия.
Можно всех ненавидеть. И на это найдутся причины. Но труднее любить людей. И отыскивать аргументы для этого случая не так-то просто. Но именно этим и должен быть занят дух человеческий, чтобы открывать в себе те качества сознания, которые помогут ему подняться над нуждами физической оболочки.
Именно для сравнения было совершено погружение в плоть. Лишь в погоне за новыми ощущениями и знаниями дух погрузился в цепь физических жизней, пройдя всю длинную цепочку воплощений, начиная от минерального царства. И, конечно же, такая бездна опыта способна привести к мужеству и бесстрашию. Зная свой путь от светоносных оболочек до глубины низших существ, человек испытал весь диапазон разнообразных переживаний: боли, горечи, радости и счастья — всего, что только было доступно чувствам в каждом из его состояний и жизней, которым несть числа. Миллиарды оболочек сменило наше сознание, пока не решило возвратиться назад.
Питание ароматами делает возможным преодолевать любую тропу налегке. Это почти полет. Ведь костная, мышечная, выделительная системы, а также кровообращение, у тела уплотненного астрала совершенно иные. Вся сила переходит в сухожилия и нервную ткань, которые, в числе прочих органов, тоже утончены. Сердцу легче жить в таком теле. И время земное не имеет власти над телом подобной формации.
Русский след
Европейские историки называли Русь Скифией. И в древнем предании было указано, что в Скифии, у святичей, в течение семи лет обучался некий отрок, которого потом будут именовать древние Веды Тивердиадцем. Русский след Его путешествий мало известен. Помимо Алтая, Он побывал в Боголесье, где семь лет постигал науку Белых Богов. Древние предания, апокрифы, гласят, что предки Богородицы, Матери Его, были родом из тех мест, где Она впоследствии явилась Преподобному Отцу нашему Сергию.
На древних картах Меркатора Боголесье, или Лукоморье, обозначено на территории Московии, в глухих лесах возле Радонежа.
Место, где Преподобный Сергий построил свою первую келью, именовалось Белые Боги.
Святилище древнеарийских богов стало местом, где рос и укреплялся дух Учителя Земли Русской. Капище Белобога сохранило тысячелетнюю силу своих мистерий.
Не доходя Радонежа, 1,5 км восточнее, находится источник, на котором возведена часовня Казанской иконы Божией Матери. Здесь купель, в которую можно окунуться.
М.В. Нестеров. Видению отроку Варфоломею, 1889-90 г. Так выглядели окрестности Радонежа 700 лет назад.
Именно эта древняя ведическая святыня помогала, питала и вдохновляла Преподобного Сергия на Его духовные подвиги, главным из которых было собирание души русского народа.
Урочище Белые Боги с огромными тысячелетними дубами служило школой великих волхвов планетного уровня в те времена, когда Рассанта только формировала свою государственность.
Дубравы Белых Богов помнят юного отрока Есуса, которого волхвы признали воплощенным Богом. Здесь, по преданию, Он провел семь лет. Ведическое православие так и называло Его — Русским Богом. Поэтому и Пресвятая Богородица покровительствует этим местам. Учение Руса-лимского и стало основой христианства.
Приняв дар новой силы от Андрея-рыболова на берегу Белого моря, ведическое православие продолжило путь своего служения в веках.
Юэн-Канг. 1937г. Н.К. Рерих. «... В картине: "Юнган" (1937) запечатлена колоссальная статуя Будды из одноименного пещерного храма...»
А белого коня держали в дубраве как напоминание о том, что в последний час мира явится Господь Вышень в виде белого скакуна.
Священные рощи-дубравы хранили древнюю школу ведического посвящения. И отрок Варфоломей, получивший внезапно дар постигать грамоту от древнего старца Боголесья, всего лишь прикоснулся к дуновению Небесного Сварожьего Слова.
Хранители Сварожьего Слова проникали в дух истины и легко читали сердца человеческие.
Скрыто число Братьев Белых Богов. Тайный шифр Боголесья говорит о числе 777.
Зажигая три костра во имя Единой Троицы Мира, молились волхвы и послушники по несколько дней, если нужда заставляла. И великое сияние вставало над лесом. Вечный и негасимый костер на священной поляне лишь отражал молитвенное горение в сердце каждого уруса.
Сиян-горой на юге именовалась Сион-гора до завоевания этой территории израильтянами. Сиян-гора на севере — это то, что сейчас именуется горой Маковец, где стоит Троице-Сергиева Лавра и где Преподобному было указано построить вторую келью. Именно на Сиян-горе произошло величайшее событие в жизни Святой Руси — явление Пресвятой Богородицы Преподобному Сергию.
На родине предков своих Великий Путник был принят радушно. Ему даже указали на Его родовое кольцо, определявшее происхождение Его Матери, которая впоследствии стала Покровительницей урусов — единого народа Рассанты.
Долгий путь прошел Великий Путник. Иногда с караванами, но по большей части в одиночестве или с попутчиками разного толка. Но от встречи с Ним люди уносили искру высокой Благодати, которую хранили всю свою жизнь как дивное переживание души. Была простота общения. Была удивительная теплота в разговоре, которая согревала, ободряла и вселяла надежду в сердца, разуверившиеся в справедливости Божественного Промысла. Дух любви к людям ощущался всеми. Даже враги признавали это.
Светлый юноша был похож на Ангела, сошедшего с Небес. Насколько одни любили Его чудесный вид, настолько другие ненавидели. Мир разделился при Его жизни.
Брамины, подсылавшие к Нему убийц за Его общение с шудрами и долгие проповеди и убеждение их в том, что все люди равны от рождения, боялись Его. А наемные убийцы становились Его последователями, и наиболее преданными, часто сопровождая и охраняя Его на путях Великой Индии. Он открыл для простого народа чистый родник познания и пробудил в нем интерес к той жизни, к тому времени и месту, в которых пребывал каждый.
Не было случайных встреч. Все они были суждены и определены, ибо редко бывает, когда воплощенный в человеческом теле Бог и Великий Учитель ходит по земле.
В описании Его жизни больше тайны, чем истины. Многие факты умышленно искажены самой церковью. Но отрицать светлое присутствие Его на земле не могут, как и крестную смерть на Голгофе.
Христос не был Мессией для одной религии. Он был явлением Спасения для всего человечества.
Белокурые волосы и синие глаза вызывали удивление и замешательство среди местного населения. Было необычно видеть такой облик среди семитских толп. Сын Бога Солнца был светел и прекрасен. Словно лучи, струились Его золотые кудри, и из глаз шло такое удивительное обаяние и сияние Божественной Любви, что замолкали темные страсти в сердцах и фурии одержания прятались в пещеры ужаса. Удивительный жар и теплота загорались огнем в сердцах живых, когда люди стояли рядом с Ним. Он всего себя отдавал человечеству, без остатка. И утомление Его было так велико, что нужно было уходить на сорок дней в пустыню, для того чтобы очистить ауру и снять тяжесть, которая легла на Его плечи.
Великий Путник показал миру возможность полной трансформации плоти в тело славы, тело огненного совершенства. И вознесение дало миру понятие Космического Магнита, способного притянуть любое существо в Обитель Надземного Существования.
Владыка Христос опускался в сердце планеты, чтобы очистить глубины низшего астрала. Он указал на Беспредельность тем, кто не мог оторвать взор от Земли, и дал возможность дальних полетов.
Распятый Христос находился в пещере, но мощь Его Духа, подверженная делимости, находилась в разных частях мироздания. Энергия низшей чакры пребывала в недрах планеты, а высшая, духовная, часть находилась в Сердце Мира, на Орионе. Сердечная мощь Владыки получала силу на Радж-Старе. Великим Путником он был назван по этой причине, ибо одним из первых среди Великих Владык сумел уйти за пределы Солнечной системы и получить Космическое Посвящение.
Мадонна Лаборис (Труды Богоматери). Н.К. Рерих
Из Боголесья направлялся Великий Путник далеко в страну, где Белая Гора хранила чертоги изначальной Мудрости. Его обучение у волхвов Белобожия было закончено. Он понял духовную Силу Свою и открыл родник Родовой Памяти, научившись узнавать прошлых друзей и врагов. Напрягая божественное терпение, с любовью смотрел на встречных, ибо знал, что каждая встреча послана Всевышним.
Посетив святыни древней Своей родины и землю Матери Своей, Великий Путник при расставании с обителью Белых Богов был допущен к таинству прочтения Великой Книги Ста Вестей, где пророчества указывали о Тивердиадце и о Его судьбе. Он знал, что Его ожидает, и поэтому не опасался дальнего пути.
Московия осталась далеко позади, со своим забытым городом-пирамидой, о котором никто не знал. Путь лежал в Святые Горы, к Великим Мудрецам Белой Горы.
Голубиная Книга. Н.К. Рерих. 1922г.
На вершине горы сидели два человека, наблюдая за далеким пространством желтого песка, который прорезала тонкая синяя ниточка далекой реки.
— Накопление нашей мудрости незаметно, как эта ниточка воды. Самум забвения легко побеждает даже нашу память. Но наши сердца помнят искры тех жизней, в пространстве которых мы встречались. Не важно где, на Земле или в дальних мирах, мы знали друг друга, потому что магнетизм симпатий не пропадает. Ищем в любом встречном друга, — сказал Великий Путник.
Шейх лишь кивнул ему головой в знак согласия и ответил:
— Над миром парит наша мысль. Но крылья даруют нам горы. Скоро, очень скоро, мы отправимся туда, где высота гор неизмеримо больше, а люди, владеющие силой духа, несравнимо мудрее нас. В далекой Горной Обители нас уже давно ждут, потому что знают о нашей задаче. Многих узнаешь Ты. Многие узнают Тебя. В вечной тишине постижения Ты научишься слушать мысли звезд и голоса людей дальних миров. Но не это будет главным Твоим достоинством. Великая Сила Любви к людям разовьет в Тебе такую Мощь Сострадания, которая посильна может быть лишь Планетному Духу. Именно Любовь к человечеству возвысит и укрепит дух Твой и научит дару высшего прозрения. Судьба мира на тысячи лет будет отдана Тебе — Агнцу Господню, который отдан будет на заклание. Тьма будет злорадствовать. Но воскресение в ином теле станет первым опытом рождения нового человечества. Ты станешь первым из людей на Земле, испытавшим жизнь в другом, более легком теле, хотя внешне будешь ничем не отличаться от обычных людей. И смерть Твоя станет рождением в новое человечество!
Солнце клонилось вниз. Спадал жар невыносимый пустыни. Первые звезды глядели на двух людей на вершине холодно и остро. Знаки Небесных Рун указывали, что пора начинать странствие в невиданные страны.
Н.К. Рерих. Ойрот – вестник Белого Бурхана. 1925
Караван остановился у скалы, имеющей причудливую форму. Вдали, за густым лесом, виден был треглавый венец Белой Горы. Вода под ногами путников ревела и пенилась.
— Судьба привела нас к порогу первозданной тайны, где мы постигнем новую ступень познания, — сказал Великий Путник.
Его проводник ответил:
— Тысячи лет предки наши поклоняются Владыке Снегов, и мудрость источают эти вечные льды. Но кто видел ступени, о которых Ты говоришь?
— В недрах горы сокрыт храм величайшей силы. В недрах горы сокрыт клад неистощимый. Когда мир устанет от войн и развлечений, когда истощится милосердие земное, многие придут, чтобы утолить духовную жажду ароматом сокрытой здесь тайны. Залы великих библиотек не допустят каждого к драгоценным свиткам. Но сердце может воспринять мудрость в ее тончайшей эссенции. Духи знания облагородят путников.
— Но какую святыню Ты нашел среди этих серых камней? Ведь нет здесь ни священных врат, ни великого алтаря?
— Врата Судьбы разрушены, алтарь древнего храма погас, но огонь унесен был в сокровенное место. Зов Ориона зажигает сердце огнем. Пламенная боль зерна духа укажет на место встречи Моей с Владыками Сердца Мира. Изображение Благословенного откроет тайны храма мудрости. Мы вошли в святилище белых вод, где даже стихии имеют дар человеческой речи. Не страшитесь колдовства, если услышите в шепоте ветра или листвы тайное приветствие. Нас ждут давно.
По камням застучали подковы. Грохот реки стихал. Сквозь кедры открывались остатки древнего города знания. Ветер доносил запах кедровой смолы и отголоски древних песнопений. Пронзительное звучание серебряных колокольчиков зажигало пространство. Синие и серебряные искры, сливаясь в стремительном танце, рисовали в воздухе знаки, которые таяли, касаясь сердца и глаз. Белая Твердыня встречала позванного. Солнце уходило за горы, и в уходящем лиловом сумраке над Белой Горой робко поднималось созвездие Орион, неся три лампады, собранные в величайший Знак Мира. Приближалось таинство благословенной ночи.
Костры засветились, смолкли разговоры.
Н.К. Рерих. Песнь о Шамбале. Тангла. 1943
Сидящая у костра одинокая фигура отбрасывала длинную тень. Глаза Великого Путника отражали пламя. Шелестели ветки кедра от налетающего ледяного ветра. Казалось, языки пламени отвечают глядящему в костер человеку. То вспыхивая, то угасая, они давали ответ на известные только им вопросы и одобрительно взлетали или стелились вокруг горящих сучьев. Великий Путник видел сквозь огонь развернутый перед Ним свиток ожидающей Его судьбы, и печаль, пронзившая сердце, тихо угасала, как угли, остывающие в костре и превращающиеся в золу.
Мир ждал жертвы.
Кедры, под которыми остановился караван, были огромными и величественными. Ветви прикрывали поляну и, спускаясь с берега, касались ревущего потока с белой бурлящей водой. Огромный валун с причудливым рисунком легко сдерживал натиск бешеного течения. Белая Гора сияла сквозь кедровые ветви. И ранняя звезда зажглась в угасающем небе.
Россул Мориа, показывая Великому Путнику на звезду, тихо проговорил:
— Зов дальней Родины слышен в потоке этой воды.
— Воистину, нужно было пройти не один день пути, чтобы достичь этого места, откуда вышла наша раса. У Великой Меру есть озеро, где судьбы человеческие собрали все свои токи. Они ищут омовения от скверны накопленной. А наш путь привел сюда по той же причине?
Россул Мориа ответил:
— Много тайн хранит Гора Силы. И одна из них — это лестница, по которой душа Твоя когда-то сходила на Землю. Все люди едины в существе своем. И если один из них, Великий Дух, пожертвует собой ради других, то на долгие времена род человеческий очистится. Омовение в Белом Озере есть приуготовление к этой Жертве и посвящение нашей Высокой Родине.
Н.К. Рерих. Путь. 1936г.
Чаша Ориона поднялась над Белой Горой. И момент соединения токов Созвездия и Горы и Сердец Великих с ними создал ток, от которого вибрировало пространство, несмотря на ревущую мощь Ак-Кема.
Костры были зажжены. Пламя источало аромат кедровой смолы. Вдалеке паслись отпущенные кони, которых выхватывал из темноты свет от пламени костра.
Великий Путник молился, устремив взор на Белую Гору. А Ибн-Рагим молча думал — какая судьба ждет Его Самого и Его спутника?
Ак-Кем ревел. Струны ветра доносили древние песнопения, боевые возгласы, шум битвы.
Шейх Пустыни вспоминал, что когда-то, в очень древние времена, здесь стоял один из Его дворцов, в котором Он любил проводить время весны и лета. И что где-то здесь от него остались лишь жалкие развалины, как от той необъятной империи, в которой Он властвовал.
А Великий Путник, убаюканный мелодией ветра, стоял на коленях и, молясь Единому Отцу, постепенно покинул земное тело, отправившись странствовать по дальним дорогам Вечности. И Ему мнилось, что рядом с Ним идет человек в бедуинском наряде и с посохом в руке. Лицо Его было прикрыто, но Он узнал, что это был Россул Мориа — Владыка Пути.
Развалины древнего дворца были живописны и величественны. Здесь чувствовался дух пребывания в далеком прошлом великого вождя.
Великий Путник остановился и, задумавшись, присел на камень, заросший ярким изумрудным мхом, словно боясь потерять мысль, посланную из Высшего Мира.
Ибн-Рагим тихонько начал напевать мелодию, подпевая ветру, летящему из ущелья. В Его голосе слышались сожаление и тоска, а также отголоски давно минувшего горя.
Великий Путник удивленно взглянул на своего спутника.
— Откуда эта песня?
— Это мелодия из Моей памяти, — ответил Ибн-Рагим. — Я был в этих местах множество жизней назад. А теперь снова воспоминания нахлынули вместе с посещением этих руин. Некогда это был один из Моих дворцов, а Я сам правил необъятной империей, занимавшей Тибет, Алтай и Памир, а также всеми землями, где они начинались и заканчивались. Дух прошлого тяготит сознание. Хотя много было прекрасного в той жизни. Я любил возвращаться сюда в начале лета, когда магия цветения украшала окрестные горы, а Умай-Туу оставалась словно драгоценный бриллиант в короне священных гор. Это было то время, когда Моя лаборатория находилась здесь. Ее здание и сейчас перед Тобой. Великие Братья человечества до сих пор трудятся в недрах Умай-Туу, добывая новые крупицы Мудрости и священную солнечную соль — пищу Посвященных. Когда арии вышли из скованного льдами континента, с сожалением оставляя его, великие волхвы кормили людей шариками сладкой пищи, которая позднее была названа манной небесной и была присвоена иудеями вместе с этой историей. Это была необычайно сытная пища. Одного шарика хватало на три дня. И сорок лет вожди Гипербореи водили народ Арьяварты, пока не нашли достойного места. Одно из них было здесь. Наследие Рассанты досталось Мне, когда Я был избран вождем народа гор.
Порывы ветра, летящие с Кара-Тюрека, доносили звуки каких-то древних песнопений. Иногда они переходили в звучание сражений, ржание коней и крики раненых людей, словно оживляя давно ушедшие битвы и моления.
Тонкая струна запела вдруг в сердце Великого Путника, и Он встал на колени, обернувшись к сияющей в лучах заката Горе. Над самой высокой ее вершиной засияла Голубая Звезда. Голос пел в душе, не переходя на слова. Небесная Благодать наполняла вселенную тела Радостью.
Ибн-Рагим последовал примеру Великого Путника и склонился в поклоне.
Звезда приближалась стремительно и, зависнув над Ними, стала величиной, как солнце, освещая сумеречную гору и разливая свет, который скрадывал тени. Из самого средоточия этого сияния выделился тонкий луч, который опустил перед Великим Путником простую глиняную чашу в виде кубка. В нем переливалась бирюзовая жидкость.
Безмолвный приказ выпить ее был исполнен.
Сияние звезды угасало, но свет исходил от Самого Великого Путника. Над Его головой горела не известно откуда взявшаяся красная звезда, которая сопровождала Его потом всю Его жизнь. А кубок, из которого Он пил, был с Ним всегда и стал позднее Чашей Грааля, предметом легенд и сказаний. Место, где он был получен, до сих пор отмечено присутствием Высоких Сил.
Развалины все еще светились, нехотя отдавая чудесный свет прилетевшего огненного шара. Свечение Великого Путника уходило в глубь Его тела. А звезда над Его головой уплотнилась до состояния невидимости. Теперь лишь очень внимательный глаз мог уловить тончайшее рубиновое сияние. Человеческий облик не должен был ничем смущать встречных.
Но облик Назаретянина был прекрасен и необычен для жителей южных стран. Глубокие синие глаза словно звали в небесную высь, являясь воплощением идеи Великого Путника об устремлении к дальним мирам. Он говорил людям: «Вы обратили взор к земле и стали подобны животным, ищущим пищу себе под ногами. Но вы забыли, что не только тело нужно напитывать, но и средоточие духа. И лишь красота небес способна унять тоску вашу. Чаще обращайте взор к горам и звездам. Истинно говорю — кто не вкусит красоты небес, сам себя п<