III. Отношение московской молодежи к нравственности

В подтверждение 1-й гипотезы следует сказать, что хотя верующие люди допускают возможность безнравственного поступка, но они чаще, чем неверующие, не признают его вовсе (24 % против 11). В данном случае можно опять поставить знак равенства между понятиями «безнравственный поступок» и «аморальный поступок». Разницы между этими понятиями не увидели и сами респонденты. Большинство из них (40,75 %), рассматривая вопрос о допустимости совершения безнравственного поступка с одобрения общества, ответили на него вопросом: «А почему бы и нет? Сейчас в обществе принято много такого, что не одобряется религией». Данный ответ подтверждает 3-ю гипотезу, так как, несмотря на причисление себя к православию, молодежь с легкостью отбрасывает те положения православной религии, которые мешают ей жить и, с точки зрения современного общества, кажутся устаревшими.

При этом нельзя не обратить внимание на тот факт, что респонденты признают безнравственность своей позиции, хотя она и совпадает с мнением общества. Не стоит забывать, что в формулировке заданного вопроса имелось указание на «совершение безнравственного поступка», и большинство опрошенных согласились с его возможностью. Однозначно отвергли мысль о безнравственном поступке 34,75 % респондентов, а 24,5 % заметили, что религиозные нормы никак не относятся к их выбору своей линии поведения.

В подтверждение 1-й гипотезы, молодежь, особенно неверующая, демонстрирует большую терпимость и безразличие к людям, совершающим аморальные поступки при отсутствии видимого вреда для других. Терпимо и с пониманием к безнравственным людям относятся 56 % опрошенных, среди них 29,5 % — неверующие. Безразличное отношение характерно для 26,75 %, из которых 20 % — также неверующие. Зато резко отрицательно к людям, совершающим дурные поступки, относятся именно верующие — 13,25 % против 4 % неверующих. Таким образом, верующие либо отвергают безнравственные деяния, либо пытаются понять мотивы лиц, совершающих подобные поступки, в то время как неверующие часто вовсе не замечают аморального поведения окружающих. Основная причина в том, что равнодушие и моральный релятивизм характерны для всего современного российского общества, а молодежь — лишь его часть [3].

Таблица 3 показывает нам причины, по которым, с точки зрения молодежи, люди могут пренебрегать моралью. И хотя самый популярный ответ: «Люди не осознают важности норм морали», верующие отвечали так в 2 раза чаще. Зато неверующие чаще ссылались на сложность моральных норм, привычку или отсутствие должного наказания. Затруднившихся дать внятный ответ также больше среди неверующих. Все это подтверждает 1-ю гипотезу:

Таблица 3.

Представления верующей и неверующей молодежи о причинах пренебрежения моралью

ПРИЧИНЫ ПРЕНЕБРЕ-ЖЕНИЯ МОРАЛЬЮ Частота В процентах
Верующие Неверующие ВСЕГО Верующие Неверующие ВСЕГО
Люди не осознают важности моральных норм для общества 20,25 10,5 30,75
Люди просто пытаются самоутвер-диться 12,5 9,5
Люди уверены, что их не накажут
Люди привыкли не соблюдать установлен-ные другими правила 4,75 8,25
Затруд-нились ответить 2,5 6,25 8,75
Нормы морали слишком сложны для соблюдения 0,5 8,5
ИТОГО 46,5 53,5

Характерное для верующих желание разобраться во внутренних мотивах поведения лиц, пренебрегающих моралью, видно из их ответов о том, что люди либо не понимают важности морали, либо пытаются самоутвердиться, отрицая моральные нормы. Нетрудно заметить, что почти все ответы верующих консолидированы в этих двух вариантах ответа (32,75 % из 46,5), в то время как позиция неверующих достаточно размыта. Верующим изначально ясно, что есть конкретные поступки, которые религией запрещены. Неверующие, агностики и итсисты не имеют столь четких нравственных ориентиров, и им не на что опереться в своей позиции. Это говорит как о влиянии свойственного итсистам абстрактного мировоззрения, так и о более серьезном отношении верующих к проблемам морали.

Из Таблицы 4 видно, что верующие оправдывают безнравственные поступки юным возрастом (18,75 %) или незнанием норм морали (9,25 %), а неверующие – либо крайней жизненной необходимостью (12 %), либо возрастом (10,5 %), либо ничем (9,5 %), либо незначительностью причиненного ущерба (9,25 %):

Таблица 4.

Представления верующей и неверующей молодежи

Наши рекомендации