III. Отношение московской молодежи к нравственности
В подтверждение 1-й гипотезы следует сказать, что хотя верующие люди допускают возможность безнравственного поступка, но они чаще, чем неверующие, не признают его вовсе (24 % против 11). В данном случае можно опять поставить знак равенства между понятиями «безнравственный поступок» и «аморальный поступок». Разницы между этими понятиями не увидели и сами респонденты. Большинство из них (40,75 %), рассматривая вопрос о допустимости совершения безнравственного поступка с одобрения общества, ответили на него вопросом: «А почему бы и нет? Сейчас в обществе принято много такого, что не одобряется религией». Данный ответ подтверждает 3-ю гипотезу, так как, несмотря на причисление себя к православию, молодежь с легкостью отбрасывает те положения православной религии, которые мешают ей жить и, с точки зрения современного общества, кажутся устаревшими.
При этом нельзя не обратить внимание на тот факт, что респонденты признают безнравственность своей позиции, хотя она и совпадает с мнением общества. Не стоит забывать, что в формулировке заданного вопроса имелось указание на «совершение безнравственного поступка», и большинство опрошенных согласились с его возможностью. Однозначно отвергли мысль о безнравственном поступке 34,75 % респондентов, а 24,5 % заметили, что религиозные нормы никак не относятся к их выбору своей линии поведения.
В подтверждение 1-й гипотезы, молодежь, особенно неверующая, демонстрирует большую терпимость и безразличие к людям, совершающим аморальные поступки при отсутствии видимого вреда для других. Терпимо и с пониманием к безнравственным людям относятся 56 % опрошенных, среди них 29,5 % — неверующие. Безразличное отношение характерно для 26,75 %, из которых 20 % — также неверующие. Зато резко отрицательно к людям, совершающим дурные поступки, относятся именно верующие — 13,25 % против 4 % неверующих. Таким образом, верующие либо отвергают безнравственные деяния, либо пытаются понять мотивы лиц, совершающих подобные поступки, в то время как неверующие часто вовсе не замечают аморального поведения окружающих. Основная причина в том, что равнодушие и моральный релятивизм характерны для всего современного российского общества, а молодежь — лишь его часть [3].
Таблица 3 показывает нам причины, по которым, с точки зрения молодежи, люди могут пренебрегать моралью. И хотя самый популярный ответ: «Люди не осознают важности норм морали», верующие отвечали так в 2 раза чаще. Зато неверующие чаще ссылались на сложность моральных норм, привычку или отсутствие должного наказания. Затруднившихся дать внятный ответ также больше среди неверующих. Все это подтверждает 1-ю гипотезу:
Таблица 3.
Представления верующей и неверующей молодежи о причинах пренебрежения моралью
ПРИЧИНЫ ПРЕНЕБРЕ-ЖЕНИЯ МОРАЛЬЮ | Частота | В процентах | ||||
Верующие | Неверующие | ВСЕГО | Верующие | Неверующие | ВСЕГО | |
Люди не осознают важности моральных норм для общества | 20,25 | 10,5 | 30,75 | |||
Люди просто пытаются самоутвер-диться | 12,5 | 9,5 | ||||
Люди уверены, что их не накажут | ||||||
Люди привыкли не соблюдать установлен-ные другими правила | 4,75 | 8,25 | ||||
Затруд-нились ответить | 2,5 | 6,25 | 8,75 | |||
Нормы морали слишком сложны для соблюдения | 0,5 | 8,5 | ||||
ИТОГО | 46,5 | 53,5 |
Характерное для верующих желание разобраться во внутренних мотивах поведения лиц, пренебрегающих моралью, видно из их ответов о том, что люди либо не понимают важности морали, либо пытаются самоутвердиться, отрицая моральные нормы. Нетрудно заметить, что почти все ответы верующих консолидированы в этих двух вариантах ответа (32,75 % из 46,5), в то время как позиция неверующих достаточно размыта. Верующим изначально ясно, что есть конкретные поступки, которые религией запрещены. Неверующие, агностики и итсисты не имеют столь четких нравственных ориентиров, и им не на что опереться в своей позиции. Это говорит как о влиянии свойственного итсистам абстрактного мировоззрения, так и о более серьезном отношении верующих к проблемам морали.
Из Таблицы 4 видно, что верующие оправдывают безнравственные поступки юным возрастом (18,75 %) или незнанием норм морали (9,25 %), а неверующие – либо крайней жизненной необходимостью (12 %), либо возрастом (10,5 %), либо ничем (9,5 %), либо незначительностью причиненного ущерба (9,25 %):
Таблица 4.
Представления верующей и неверующей молодежи