I. Отношение московской молодежи к религии
При анализе результатов исследования выяснилось (в подтверждение 3-й гипотезы), что абсолютное большинство опрошенных признали себя православными. Это 304 человека (76 %). Для сравнения, в ходе аналогичного опроса в 2010 г. таковыми назвали себя 80 % респондентов [19: с.419]. К неверующим причислили себя 62 человека (15,5 %), что приближается к данным Фонда «Общественное мнение», согласно которым неверующими признают себя 17 % россиян [12], и к данным ВЦИОМ [15, 22].
Мусульман набралось 12 человек, и столько же назвались неправославными христианами (протестантами, католиками, армянами), — и тех, и других — по 3 %. То, что мусульмане и христиане неправославных конфессий поделили между собой 3-е место после православных и атеистов, неудивительно, учитывая массовое расселение в Московском регионе выходцев с Кавказа и Средней Азии и почти беспрепятственное открытие сектантских домов молений. Меньшее число респондентов приходится на иудеев — 6 человек (1,5 %), но их присутствие в выборке закономерно, так как трудно найти такой вуз или такую школу Москвы, где не обучались бы лица еврейской национальности. Наконец меньше всего оказалось приверженцев неавраамических религий (буддизма и восточных культов) — 4 человека (1 %), что выглядит закономерным, если учитывать дальнее расстояние от Москвы до центров распространения восточных религий.
Оценивая уровень своей религиозности по 10-балльной шкале, верующими и колеблющимися признали себя 186 человек (46,5 %) – 109 школьников и 77 студентов, а неверующими и колеблющимися – 214 человек (53,5 %) – 91 школьник и 123 студента. А это уже подтверждает как 2-ю, так и 3-ю гипотезы. Обращает на себя внимание тот факт, что из 10 баллов большинство выбирали края шкалы (1 или 10 баллов) или середину (5-6 баллов), но самый популярный ответ – 5 баллов (16,25 %) – стоит ближе к неверию, чем к полной вере.
Условно лиц, оценивших уровень своей религиозности от 1 до 5 баллов, можно назвать неверующими (53,5 %). Условно потому, что из ответа на предыдущий вопрос явствует, что неверующими признают себя менее 1/3 этих респондентов (15,5 %). Следовательно, число тех, кто колеблется с выбором позиции в отношении религии, крайне велико. Скорее всего, большая часть респондентов данной категории относится не столько к атеистам, сколько к приверженцам агностицизма и итсизма. Агностик не верит без убедительных доказательств, а итсист признает лишь то, что «что-то есть» выше нашего разумения. Но поскольку все эти молодые люди оценили свою веру на 5 и менее баллов, можно заключить, что, даже сомневаясь, они симпатизируют неверию — по крайней мере, в той его части, которая касается скепсиса в отношении существования антропоморфного Бога в том виде, как его представляют традиционные авраамические религии.
Лиц, оценивших уровень своей религиозности от 6 до 10 баллов, чуть меньше — 46,5 %, и условно их можно охарактеризовать как верующих. Условность такой характеристики вытекает из следующего факта: менее 1/4 респондентов, попавших в данную категорию, оценили свою веру на 10 баллов (11,5 %), а остальные испытывают некие сомнения (35 %). Учитывая, что абсолютно неверующие в их число не попали, так как их вера распределилась между 1 и 2 баллами шкалы, следует признать, что молодые люди, оценившие свою веру от 6 до 10 баллов, либо во что-то верят, либо готовы изменить свое отношение к религии в любой момент. Если те, кто, не задумываясь, соотнесли свое религиозное чувство с 10 баллами, глубоко верят, то отметившие в анкете 6-9 баллов походят на итсистов: они верят, но, в силу незнания и невоцерковленности, верят абстрактно — не в то, чему учат традиционные религии, а в то, что подсказывает интуиция. Следовательно, всех этих людей можно назвать верующими.
Как видно, сторонников итсизма определить сложнее, чем явных атеистов и истинно верующих, но их число превышает число атеистов, верующих и агностиков вместе взятых. Итсисты попали как в категорию скорее верующих, так и в категорию скорее неверующих. А учитывая расплывчатость их веры, надо признать такую же расплывчатость их убеждений, включая моральные. Молодежь с абстрактной, поверхностной верой должна иметь и поверхностную нравственность.
Здесь уместно напомнить, что при 53,5 % неверующих 76 % опрошенных назвали себя православными. Условность такого определения доказывает не только слишком большой процент итсистов и агностиков среди респондентов, но и следующий вопрос анкеты: «Имеются ли в Ваших семьях какие-либо религиозные традиции?» 67 % опрошенных молодых москвичей отметили, что в их семьях есть религиозные традиции, но большинство (36 % из 67) (в подтверждение 3-й гипотезы исследования) добавили, что им не придается значение. Таким образом, число семей, в которых отсутствуют религиозные традиции и обряды (32,75 %), и число семей, не придающих традициям значения (36 %), в совокупности более чем в 2 раза превышают число семей, соблюдающих хоть какие-то обряды (31,25 %).
40,75 % молодых москвичей посещают религиозные службы раз в год или реже, а 35 % – никогда, что подтверждает 3-ю гипотезу. Следует обратить внимание на то, что регулярно посещают храмы чаще школьники, а никогда туда не ходят в основном студенты (в подтверждение 2-й гипотезы). Так, раз в неделю или чаще храмы посещают 2,75 % школьников против 2 % студентов, что находится в пределах статистической погрешности. Зато раз в месяц или раз в несколько месяцев в храмы ходят уже 12,5 % школьников против 7 % студентов. Раз в год или реже в церкви появляются 18,75 % школьников против 22 % студентов. Особенно большой контраст между религиозностью школьников и студентов показывает их ответ об отсутствии практики посещения религиозных служб: никогда не ходят в храмы 14 % школьников и 21 % студентов. Причем если в 2010 г. из 400 опрошенных ИПССО москвичей лишь 8 ответили, что ходят в храмы раз в неделю или чаще [19: с.420], то в 2011 г. так ответили уже 19 человек. Однако этот факт не говорит о положительной динамике в христианизации общества, так как разница между 2 и 4,75 % укладывается в рамки статистической погрешности.
Более половины респондентов знают лишь самые известные религиозные праздники (в подтверждение 3-й гипотезы). Данные 2010 г. с 53 % знающих о главных праздниках практически совпадают с данными 2011 г., которые выявили 54 % таковых лиц. Исходя из предыдущих опросов, можно с уверенностью сказать, что самые известные религиозные праздники – это Рождество, Крещение и Пасха, суть которых проще всего понять: Христос родился, крестился, умер и воскрес [13, 19: с.420]. Кроме того, именно про эти торжества чаще всего рассказывает телевидение. И если в 2010 г. эти праздники постоянно отмечали 8 % опрошенных, то в 2011 г. – 15 %.
2-ю гипотезу исследования подтверждает выявленное различие в религиозном поведении школьников и студентов. Постоянно отмечают религиозные праздники 11,75 % школьников и только 3,25 % учащихся вузов, в то время как никогда их не справляют 3,25 % школьников и 11,5 % студентов. Иными словами, периодичность встречи религиозных праздников 15-16-летними зеркально противоположна периодичности участия в религиозных празднествах их старших братьев и сестер. Но в любом случае, абсолютное большинство молодых москвичей либо отмечают только самые известные праздники (28,5 % школьников против 25,25 % студентов), либо отмечают их крайне редко (6,5 % школьников против 10 % студентов).
Любопытно, что 41,75 % респондентов уверяют, что если и принимали участие в религиозных обрядах, то только потому, что «это необходимо для верующего». Чаще всего так отвечали школьники (в соответствии с 2-й гипотезой) — 24 % против 17,75 % студентов. То, что 9,5 % неверующих указали ту же причину участия в религиозных обрядах, объясняется просто: как уже было выше сказано, в одну группу с абсолютно неверующими могли попасть итсисты, верующие лишь на уровне подсознания и потому отрицающие традиционные вероучения.
Никогда не участвовали в обрядах 33 % респондентов, причем число школьников и студентов, сказавших это, практически совпадает — примерно по 16,5 %. Участвовали в обрядах потому, что обряды красивы, 7,5 % опрошенных, сходили из любопытства — 8 %, а сходили за компанию с друзьями или родственниками — 9,75 %. Таким образом, большинство либо считают участие в обрядах чем-то безоговорочно важным, либо вообще их игнорируют.
В целом, степень приобщения молодых москвичей к религиозным знаниям и традициям оставляет желать лучшего: почти 40 % не знают ни одной молитвы, 90 % не читали Священное Писание, заходят в храмы крайне редко и жить по религиозным предписаниям не собираются [19: с.420-421].
Так, выбирая для себя одежду или украшения, даже верующие редко задумываются о религиозных запретах (в подтверждение 3-й гипотезы о низкой воцерковленности молодежи). Лишь 5,75 % опрошенных (только верующие) стараются выбирать одежду так, чтобы она не противоречила религиозным предписаниям. 9 %, и среди них больше неверующих, охарактеризовали религиозную символику на своих украшениях как часть модного стиля. 22,75 %, в основном верующие, заявили, что их одежда соответствует религиозным предписаниям, «но если вещь очень понравится, ее можно купить». Пренебрежительное отношение к религиозным канонам просматривается уже в этом ответе, но важнее всего то, что абсолютное большинство — 62,5 % (из них 23,5 % верующих) вообще признались, что их внешний вид никак не связан с религией.
Похожие результаты дали ответы на вопрос о влиянии религии на учебу или работу московской молодежи. 61,25 % респондентов никак не связывают свою учебу или работу (а учеба для большинства опрошенных – основной вид трудовой деятельности) с религией (что подтверждает 3-ю рабочую гипотезу). Важно подчеркнуть, что среди ответивших так почти 20 % — люди верующие. 31,75 % опрошенных усматривают возможность влияния религии лишь на взаимоотношения внутри учебного (рабочего) коллектива. Они стараются помогать друг другу, сдерживают гнев на сотрудников и поздравляют коллег (одноклассников) с главнейшими религиозными праздниками. Но сам выбор работы (специальности) в их сознании никак не связан с религиозными убеждениями. Это значит, что если по долгу службы им придется совершить некое аморальное деяние, то, скорее всего, они совершат его, не задумываясь. Ведь только 7 % самых верующих респондентов сказали, что выбранная ими работа (учеба) не противоречит религиозным правилам.
Тем не менее, большинство верующих — как приверженцев традиционных религий, так и итсизма — стараются соответствовать религиозным этическим нормам, для них это – не пустой звук. В доказательство 1-й гипотезы исследования можно привести данные, полученные при ответах на вопрос о влиянии религии на образ жизни респондентов. Для наглядности эти данные помещены в Таблице 1:
Таблица 1.