К совершению безнравственного поступка с одобрения общества
СПОСОБНЫ ЛИ ВЫ СОВЕРШИТЬ ПОСТУПОК, КОТОРЫЙ ЯВЛЯЕТСЯ НЕПРИЕМЛЕМЫМ С ПОЗИЦИИ ВАШЕГО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ, НО НЕ ПОРИЦАЕТСЯ, А, МОЖЕТ БЫТЬ, ДАЖЕ ОДОБРЯЕТСЯ ОБЩЕСТВОМ? | Соотношение ответов (%) | ||
Верующие с религиозным чувством от 6 до 10 баллов (итсисты и приверженцы традиционных религий) | Верующие с религиозным чувством от 1 до 5 баллов (атеисты и итсисты) | ВСЕГО | |
А почему бы и нет? Сейчас в обществе принято много такого, что не одобряется религией | 22 (итсисты, верующие на 6-8 баллов) | 19 (убежденные итсисты, верующие на 4-5 баллов) | |
Однозначно нет | 24 (христиане, иудеи и мусульмане, верующие на 8-10 баллов) | 11 (атеисты, верующие на 1 балл) | |
Вероисповедание не влияет на мои поступки | 0,5 (агностики) | 23,5 (колеблющиеся итсисты, верующие на 2-4 балла) | |
ИТОГО | 46,5 | 53,5 |
Это значит, что хотя молодежь формально идентифицирует себя с конкретными религиями, на деле вера ее слаба и зависима от обстоятельств. Именно такую позицию принято называть моральным релятивизмом: нет вечных моральных ценностей, и вопрос о том, следовать или не следовать морали, зависит от конкретной ситуации. И хотя к релятивизму более склонна молодежь, даже старшее поколение испытывает его влияние: по мнению аналитиков ВЦИОМ, лишь 1/3 россиян согласны, что следует жить в соответствии с традиционными моральными нормами, а относительное большинство в 43 % полагают, что некоторые из таких норм приемлемы, а другие — нет [Новые православные [Электронный ресурс] // Аналитика / Тематический каталог ВЦИОМ. — URL: http://wciom.ru/index.php?id=266&uid=2599].
Такой же вывод можно сделать из ответов, полученных на вопрос об отношении респондентов к совершению безнравственных, но внешне безвредных поступков: более 80 % относятся к ним с пониманием или с безразличием. Эти 80 % почти совпадают с общим количеством тех респондентов, которые называют себя православными и представителями иных традиционных религий, хотя ни одна традиционная религия не призывает относиться к безнравственным поступкам терпимо или равнодушно. А значит, вновь перед нами сочетание итсизма и морального релятивизма, которое вытесняет традиционные ценностные ориентации.
Заключение
Эмпирические исследования религиозно-нравственных представлений молодежи и теоретический аналих их результатов позволяют сделать следующие выводы:
1) Основная форма религиозных представлений современной московской молодежи — итсизм.
2) Итсизм является общеевропейским явлением, но для российского общества представляет большую опасность, так как время распространения итсизма совпало с дезинтеграционными процессами в российском обществе.
3) Главная идея итсизма — замена веры в Бога на абстрактное представление о том, что существует Нечто более значимое, чем человек.
4) Итсизм не признает авторитет традиционных религий, но не порывает сразу с этнической традицией. Поэтому большинство молодых москвичей, будучи итсистами, по традиции называют себя православными.
5) Итсисты имеют размытые суждения о Боге, религии и морали.
6) Итсисты склонны к моральному релятивизму и с легкостью отказываются от нравственных норм, если в данный момент это выгодно.
7) Распространение итсизма среди молодежи неизбежно приводит к падению нравственного состояния всего общества.
8) Православие и другие традиционные религии институционально сильнее итсизма, так как опираются на конкретные моральные предписания, традиции и глубокую веру и имеют свою организацию, в то время как итсизм полностью аморфен.
9) При всей своей слабости итсизм трудноуловим, и в борьбе с ним следует научиться вычленять это явление из множества религиозных течений.
10) Итсизм представляет угрозу для общества не сам по себе, а потому, что открывает дорогу в страну чуждым для ее традиционной культуры внешним влияниям.
11) На итсиста можно повлиять, так как он не определился ни с моральными принципами, ни с духовным мировоззрением.
12) Итсизм порождается духовным невежеством, и лучший способ борьбы с ним — духовное просвещение молодежи.
Список литературы
1. Иванов А.В. Ценности и содержание современного социального воспитания молодежи России XXI века // ALMA MATER (Вестник высшей школы). 2010. № 6. С. 37-46.
2. Мчедлова М.М. «У нас доверяют только Президенту, Церкви и армии» // Наука и религия. 2013. № 7. С. 2-7.
3. Романова Е.С., Бершедова Л.И., Макшанцева Л.В. Основные аспекты психолого-педагогического сопровождения ФГОС в системе среднего и высшего образования // Системная психология и социология. 2013. № 7. С. 26-34.
4. Рыжов Б.Н.Системная периодизация развития // Системная психология и социология. 2012. № 5. С. 5-24.
5. Ткаченко А.В. Итсизм как основная форма религиозной веры современной московской молодежи // Системная психология и социология. 2012. № 6. С. 112-120.
6. Ткаченко А.В. Отношение московской молодежи к религии и нравственности // Системная психология и социология. 2012. № 5. С. 97-107.
7. Ткаченко А.В. Учет национальных и конфессиональных условий в социальном проектировании дополнительного образования молодежи крупного города // Системная психология и социология. 2013. № 8. С. 109-118.