К суждению традиционных религий о четкой разнице полов
ПОДДЕРЖИВАЕТЕ ЛИ ВЫ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИЙ О ТОМ, ЧТО ЖЕНЩИНА ДОЛЖНА ОТЛИЧАТЬСЯ ОТ МУЖЧИНЫ СВОИМ ВНЕШНИМ ВИДОМ И ПОВЕДЕНИЕМ? | Соотношение ответов (%) |
Поддерживаю, но совершенно не по религиозным соображениям | |
Поддерживаю | |
Не поддерживаю | |
ИТОГО |
Только склонностью к итсизму можно объяснить ответы молодежи на вопросы анкеты, розданной социологами ИПССО в 2011 г.: почти 70 % не имеют четкого представления о религиозных традициях и не придают им значения, 85 % не справляют религиозные праздники или немного осведомлены лишь о самых известных из них, 76 % никогда не ходят в храмы или могут не посещать их годами [Ткаченко А.В. Итсизм как основная форма религиозной веры современной московской молодежи // Системная психология и социология. 2012. № 6. С. 112-120.]. Для сравнения: 60 % — по данным ВЦИОМ [Зачем россияне приходят в храм? [Электронный ресурс] // Пресс-выпуск ВЦИОМ № 1963 / Тематический каталог ВЦИОМ. — URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=112543], 68 % — по данным Левада-центра [Как часто Вы посещаете религиозные службы? [Электронный ресурс] // Религия / Архив Левада-центра. — URL: http://www.levada.ru/archive/religiya/kak-chasto-vy-poseshchaete-religioznye-sluzhby]. При этом уместно напомнить, что примерно столько же респондентов называют себя православными.
В 2012 г., отвечая на вопрос «Соблюдают ли в Вашей семье какие-нибудь религиозные обычаи?», абсолютное большинство респондентов в духе итсизма ответили: «Соблюдают лишь иногда и немногие» (66 %). 20 % «стараются соблюдать все обычаи», и это число представляется завышенным: во-первых, искренне верующих почти в 2 раза меньше, а во-вторых, многие из этих 20 % не знают иных обычаев, кроме покупки крашенных яиц и кулича на Пасху и украшения елки, стоящей в квартире от Нового года до Рождества. Впрочем, респонденты честно признались, что они и их родственники лишь «стараются» соблюдать известные им обычаи. А 14 % молодых людей вообще игнорируют религиозные традиции, что соответствует установленному выше числу атеистов от 12 до 15 %.
Распределение ответов на вопрос об обычаях показано в Таблице 6:
Т а б л и ц а 6. Поверхностное отношение московских семей
К соблюдению религиозных обычаев
СОБЛЮДАЮТ ЛИ В ВАШЕЙ СЕМЬЕ КАКИЕ-НИБУДЬ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЫЧАИ? | Соотношение ответов (%) |
Соблюдают лишь иногда и немногие | |
Стараются соблюдать все обычаи | |
Не соблюдают | |
ИТОГО |
Отношение итсистов к морали
Для того, чтобы расставить все точки над i, следует отметить, что, по итогам опроса ИПССО 2012 г., почти 40 % молодых москвичей полагают, что современному обществу нужны только те религиозные традиции, «которые проверены временем» [Ткаченко А.В. Учет национальных и конфессиональных условий в социальном проектировании дополнительного образования молодежи крупного города // Системная психология и социология. 2013. № 8. С. 109-118.]. Это слова итсистов, но не православных людей. В представлении итсиста мораль и традиции носят временный характер, поэтому человек волен избавляться от тех духовных ценностей, которые, с его точки зрения, устарели и мешают свободно жить.
Молодым респондентам был задан прямой вопрос: «Если Вам скажут, что Ваш поступок не одобряется религией, это Вас насторожит?» Лишь 15 % ответили «Да» (примерное количество истинно верующих), 27 % — «Нет», а абсолютное большинство, 58 %, в соответствии с итсистскими воззрениями, заявили: «Смотря какой поступок». Иными словами, для молодежи важно не само моральное предписание, так как им можно и пренебречь, а совершаемый поступок, который все равно будет совершен, если совершающий его человек вздумает признать данное действие для себя удобным.
То, как распространенный среди молодежи итсизм сочетается с моральным релятивизмом, можно понять, задав респондентам вопрос вроде заданного в 2011 г.: «Способны ли Вы совершить поступок, который является неприемлемым с позиции Вашего вероисповедания, но не порицается, а, может быть, даже одобряется обществом?» [Ткаченко А.В. Отношение московской молодежи к религии и нравственности // Системная психология и социология. 2012. № 5. С. 97-107.]. Результат оказался предсказуемым — большинство юношей и девушек ответили: «А почему бы и нет? Сейчас в обществе принято много такого, что не одобряется религией» (41 %). Еще 24 % выбрали вариант «Вероисповедание не влияет на мои поступки». Первый вариант ответа дали убежденные итсисты, а второй — не атеисты, как можно было бы подумать, а колеблющиеся итсисты и агностики. Что касается приверженцев традиционных религий, то для них подобные ответы неуместны. Поэтому они дали ответ «Однозначно нет» (35 %, из которых большинство составили воцерковленные и верующие на 9-10 баллов по 10-балльной шкале). С ними солидаризировались 11 % атеистов, уровень религиозности которых равен не более, чем 1 баллу. Принципиальное единство воцерковленных и атеистов лишний раз подтверждает большую крепость моральных устоев в тех сообществах, которые, в отличие от итсистов, определились в своих взглядах на жизнь.
Все вышесказанное можно увидеть в Таблице 7:
Т а б л и ц а 7. Отношение молодежи