О том, что христианину должно быть великодушным и незлопамятным
Если случится с тобой огорчение, то потерпеть оное — не крайнее ещё зло; тяжело же и опасно оставаться в огорчении. Если в отсутствие твое, брат, злословил тебя кто-нибудь, и другой, придя, объявит тебе, что такой-то брат злословил тебя, то как мудрый разбери, чье это наваждение, и не огорчайся на брата своего. А известившему тебя скажи так: «Хотя оскорбил он меня, но он мне брат, да я и сам заслужил оскорбление; впрочем, оскорбил он не сам по себе, но устроил то враг, чтобы посеять вражду между нами. Господь же да разорит умыслы лукавого, а брата да помилует, и нас да не оставит». Если опять и в лицо будешь оскорблен, не досадуй на это и не приходи в движение умом. Если же случится потерпеть оскорбление за худое дело, то не будем жестокосердыми, но исправим лучше свою погрешность. А если и по вражескому наваждению случится это, ты, зная дело, не досадуй на брата своего. Ибо если ты, оскорбленный, воздашь оскорблением, то нанесешь себе двойную обиду: во-первых, тем, что будучи оскорбленным не перенес сего великодушно, а, во-вторых, тем, что на бесстыдный для тебя поступок отвечал злословием.
Потому, когда будет кто тебя злословить, не воспламеняйся гневом, но тотчас с скромной усмешкой, показав на лице улыбку, раздражение свое перемени на мир. Но есть и такой смех, который возжигает в другом гнев, ибо сказано: Смехом безумный творит злая (Притч. 10:23). Не о такой усмешке говорю, братья. Напротив того, как искусный и опытный врач раствори врачевство любви в союзе мира. Огонь не гасится огнем. Посему смеяться не должно, но любовью, степенностью и великодушием утоли гнев раздражительного беса. Ибо написано: Гнев бо мужа, правды Божия не соделовает (Иак. 1:20). И у другого говорится: устремление бо ярости его падение ему (Сир. 1:22). А если брат твой не вразумляется улыбкой, то всеми мерами постараемся уврачевать брата, чтобы не возобладало над ним раздражение. Господь и Спаситель наш Иисус сказал: Аще убо принесеши дар твой ко алтарю, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя: остави ту дар твой пред алтарем, и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой (Мф. 5:23–24). И через апостола заповедует, говоря: Мир имейте и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Господа (Евр. 12:14).
И да не научит тебя лукавый говорить: «Не обидой оскорбляюсь, но тем, что обидел меня в присутствии братьев». Это смущает тебя, раб Господень? Где же ты, воин Христов, оставил оружие свое, — разумею крест? А крест есть смирение, как написано: Смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2:8).
Хочешь ли, брат, докажу тебе, что с благодарностью должны мы терпеть все, если это сделано нам за Христа? Христос — жизнь наша и спасение душ наших. Потому, кто страждет за Христа, тот страждет за свое спасение и за жизнь свою. Докажу тебе и примером подобострастных нам (подобных нам по страстям) человеков, что смиренномудрием благоугодили они Богу. Прежде же представлю тебе в пример ходящих во плоти, а потом перейдем к духовным. Оскорблен ты? Примени к себе бойцов. Но оставим ходящих во плоти и перейдем к духовным. Когда Давид бежал от лица Авессалома, сына своего, Семей, выйдя навстречу, не злословил ли царя Давида перед всеми сопутствующими ему? Не наедине Семей злословил царя, дабы не сказал иной, что поэтому, мол, и перенес Давид обиду великодушно. Даже не только злословил, но проклинал, и бросал в царя камнями; вот почему некто из близких друзей говорил царю: почто проклинает пес умерший сей господина моего царя; ныне пойду, и отыму главу его. И рече царь ко Авессе: что мне и вам сынове Саруины; оставите его, и тако да проклинает, яко Господь рече ему проклинати Давида: и кто речет ему: почто сотворил еси тако (2 Цар. 16:9–10)? И ещё сказал: Негли призрит Господь на смирение мое, и возвратит ми благая, вместо клятвы его во днешний день (2 Цар. 16:12). Видишь, возлюбленный, как праведные в смиренномудрии служили Господу? И если Давид, будучи царем и пророком, показал столько усердия и смиренномудрия, то каковы должны быть мы, нищие и грешные? Возьми также во внимание и незлопамятность Давидову на Саула. Поэтому и мы, братья, будем великодушны, нося тяготы друг друга (Гал. 6:2). Какой воин, увидев, что товарищ его взят в плен противниками, не вступает в борьбу и не сражается с противниками, чтобы исхитить товарища своего из рук взявших его в плен? Когда же не в силах он избавить его, тогда плачет и печалится, вспоминая о друге. Не гораздо ли паче мы должны друг за друга полагать души свои? Ибо Господь и Спаситель наш Иисус Христос сказал: нет больше той любви, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15:13). Ему слава во веки веков! Аминь.
Поучение 32
(По славянскому переводу, часть I. Слово 34)
О страстях
Человек, проводящий в нерадении дни свои, обманывает сам себя, вовсе не помышляя о благах, какие уготовал Господь праведным, и о наказании, ждущем грешных, без всякого же страха предающихся забавам. В таковых (людях) лукавый приводит в действие всякого рода плотские похоти. А они и не в состоянии заметить этого, как ворота не замечают входящих и выходящих ими, потому что похоть, поселившись в уме, омрачила очи их.
С подвижниками же враг борется иным образом. Прежде, нежели совершенно беззаконие, враг весьма умаляет оное в глазах их; особенно же умаляет похоть сластолюбия, представляя, будто бы выполнить её то же, что вылить на пол чашу холодной воды. Так лукавый умаляет грех в очах брата до совершения его; по совершении же греха лукавый до крайности увеличивает беззаконие в глазах того, кто впал в него. Воздвигает при том на подвижника волны отчаяния, а нередко вооружается на него и притчами, внушая такие мысли: «Что сделал ты, напрасный труженик? Теперь объясню тебе, чему уподобилось делание твое. Насадил некто виноградных лоз, стерег и берег их, пока не дали плод, затем, собрав виноград, наполнил он бочки виноградным вином, а потом вдруг, встав, взял топор и разбил бочки; вино вылилось и погибло. Вот чему уподобилось делание твое». Это внушает лукавый брату с намерением низринуть его в глубину отчаяния.
Потому, возлюбленный, зная наперед козни врага, бегай греха. Если же и подвергся какому грехопадению, не закосневай во грехе, но встань и обратись к Господу Богу своему всем сердцем своим, чтобы спаслась душа твоя. Скажи лукавому помыслу: «Хотя и бочки я разбил, и вино погубил, но цел у меня виноградник, а Владыка долготерпелив, многомилостив, милосерд и праведен. И надеюсь, что, при содействии благодати Его, снова возделаю и сберегу виноград свой, и наполню бочки свои, как и прежде. Ибо через пророка Исаию говорит Он: аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю: аще же будут, яко червленое, яко волну убелю. И аще хощете, и послушаете Мене, благая земли снесте: аще же не хощете, ниже послушаете Мене, меч вы пояст: уста бо Господня глаголаша сия (Ис. 1:18–20). Господу слава во веки веков! Аминь.
Поучение 33
(По славянскому переводу, часть I. Слово 35)