Джибриль, мир ему, спросил пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, о внешних и внутренних делах, и он разъяснил ему столпы их обоих.

(52) Мужчина сказал: «Поведай мне об Ихсане» - на что пророк, мир ему и благословения Аллаха, ответил: «Это, чтобы ты поклонялся Аллаху так…». Уже предшествовало, что Мухсин это тот, кто поклоняется Аллаху с присутствием и полной убеждённостью, как будто он видит Аллаха. Или поклоняется Ему, осознавая и зная, что Аллах видит его, и он улучшает свои дела, так как Аллах видит его. Мухсин поклоняется Аллаху, либо с ощущением видения Аллаха в своём сердце и это более полноценно, либо же он поклоняется с ощущением контроля. Он знает, что Аллах видит его, в каком бы месте он не находился или, какое бы дело он не совершал. Это и есть Ихсан.

1 То есть в одном контексте (от переводчика).

Ахмад 19/374 (12381) со слов Анаса, да будет доволен им Аллах. 112

Мужчина сказал: «Поведай мне о его признаках» - пророк ответил: «Рабыня родит свою госпожу. (53)

И ты увидишь, что босые, нагие и бедные пастухи овец будут соревноваться в постройке высотных зданий». (54)

«Мужчина сказал: «Ты правдив. Поведай же мне о Часе», то есть когда наступит Час? Ответ на этот вопрос не знает никто, кроме Аллаха, так как никто кроме Аллаха не знает его срок. Мы знаем, что этот час наступит, и мы не сомневаемся в этом. Тот, кто будет сомневаться в этом, тот является неверным. Мы знаем, что он обязательно наступит, но Аллах Всевышний не сообщил нам о времени его наступления и не разъяснил нам это. Он один владеет информацией об этом. Сказал Всевышний: «Воистину, знание о Часе только у Аллаха»1, также Он сказал: «Они спрашивают тебя о Часе: «Когда он наступит?» Скажи: «Воистину, знание об этом принадлежит только моему Господу. Никто, кроме Него, не способен открыть время его наступления»»2. Он тот, который знает об этом. И сказал Всевышний: «Только у Него ключи сокровенного и не знает о нём никто, кроме Него»3. Сюда входит время наступления Часа.

Сказал пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, Джибрилю: «Спрашиваемый о нём знает не больше спрашивающего», то есть: «Ты и я в равной степени не знаем, когда наступит Час». Аллах, Свят Он Всевышний, не сообщил об этом ни ангелам, ни посланникам, никому, напротив, Он один владеет знанием об этом.

(53) Мужчина сказал: «Поведай мне о его признаках», то есть о признаках, которые укажут на близость его наступления. Да. Для наступления часа есть признаки, и ведь Всевышний Аллах разъяснил их нам. Среди них малые и большие признаки, а также срединные. Также среди них такие признаки, которые произойдут непосредственно перед Судным Днём. А что касается остальных признаков, то они произойдут до них. Сказали учёные, что признаки Часа делятся на три вида, а это: малые, первоначальные признаки; срединные признаки; большие признаки. Малые и срединные признаки уже произошли или всё, или же большая их часть. А что касается больших признаков, таких как приход Даджаля, снисхождение ‘Исы, мир ему, появление животного и приход Яджудж и Маджудж, то они наступят непосредственно перед Судным Днём, и они будут следовать друг за другом.

«Мужчина сказал: «Поведай мне о его признаках», так как его признаки известны пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, ответил. Он сказал: «Рабыня родит свою госпожу» - это один из признаков Часа.

(54) Сказали толкователи, что смысл этого признака, а Аллах знает лучше, это то, что в конце времён умножится количество наложниц. То есть увеличатся половые отношения с наложницами, и они будут рожать девочек. Будут эти девочки свободными и станут госпожами для своих матерей и их хозяйками. Также было сказано, что смысл этих слов в том, что приумножится неповиновение родителям, и будут дочери как будто они госпожи для своих матерей.

«Ты увидишь что босые» - это второй признак. Босые – это те, у которых нет обуви по причине нужды и бедности.

Лукман 34.

Преграды 187.

Скот 59. 113

Сказал ‘Умар, да будет доволен им Аллах: «И мужчина ушёл, а мы оставались на этом месте некоторое время. Потом сказал пророк, мир ему и благословения Аллаха: «О, ‘Умар, знаешь ли ты, кто был спрашивающий?». Я сказал: «Аллах и Его посланник лучше знают». Сказал пророк, мир ему и благословения Аллаха: «Это был Джибриль. Он приходил к вам, чтобы научить вас вашей религии»». (55)

«Пастухи овец» - это люди пасущие скот и живущие в пустынях (степях), которые кочуют с одного места на другое. В конце времён они поселятся в городах, и будут строить дворцы и высокие здания. Когда кочевники станут осёдлыми, и будут соревноваться в постройке высотных зданий – это из признаков Часа. Они будут украшать их, и хвастаться ими и всё это не из их обычаев. Они станут богатыми обладателями почёта. Это всё из признаков наступления Часа.

Как вы знаете, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не говорил по своему пристрастию. И вы знаете, каково сейчас положение людей. Ведь положение людей изменилось, и стали бедняки богатыми обладателями богатств. А бедуины кочевники стали осёдлыми, и начали строить здания и соревноваться в этом. Это подтверждение того, что сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует.

(55) Сказал ‘Умар, да будет доволен им Аллах: «И мужчина ушёл, а мы оставались на этом месте некоторое время», то есть малое количество времени.

Сказал пророк, мир ему и благословения Аллаха: «О, ‘Умар, знаешь ли ты, кто был спрашивающий?» или, «Знаете ли вы кто спрашивающий?». А в другой версии сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Верните этого мужчину!», сподвижники начали искать его, но не нашли1.

Сказал пророк, мир ему и благословения Аллаха: «Это был Джибриль. Он приходил к вам, чтобы научить вас вашей религии». Этот человек, который пришёл и задавал вопросы, это Джибриль, мир ему. Он пришёл в облике мужчины, как уже было описано, для того, чтобы научить присутствующих делам их религии и методике вопроса и ответа. Этот хадис указывает на величайшие вещи:

Наши рекомендации