Надежда и её доказательства.
Доказательство на надежду слова Всевышнего: «Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом»1. (16)
(16)Слова Всевышнего «Тот, кто надеется», то есть желает награды Всевышнего Аллаха и желает увидеть Его воочию в Судный День. Тот, кто желает увидеть Аллаха воочию в Судный День, должен совершать праведные дела. Он должен совершать причины, которые облегчат ему достижение желаемого, а это вхождение в Рай, спасение от Огня и взгляд на Лик Аллаха. Эти дела неразлучны друг с другом, то есть тот, кто войдёт в Рай, обязательно увидит Аллаха Всевышнего. И этот аят: «Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния» указывает на то, что одной надежды не будет достаточно, обязательно должны присутствовать дела. Если человек желает встречи с Аллахом, но не совершает дел, то это нарушение причин. Похвальная надежда – это такая надежда, которая бывает с праведными делами, а порицаемая надежда это та надежда, которая бывает без дел.
Праведные дела должны соответствовать двум условиям:
Первое: Совершение своего поклонения только для Аллаха Всевышнего.
Второе: Следование за посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, в этих делах.
Дело не будет праведным, пока не объединит в себе эти два условия, а это, чтобы оно было совершено только ради Лика Аллаха, и чтобы в нём не было Ширка. А также, чтобы оно совершалось в соответствии с Сунной посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, и чтобы в нём не присутствовали нововведения. Если дело объединит в себе эти два условия, то оно будет праведным. А если нарушится в нём хоть одно условие, из этих двух, то оно будет испорченным и не принесёт пользу человеку совершающему его. То дело, в котором присутствует Ширк, возвращается к совершающему его, то есть не принимается. Также дело, в котором есть нововведения, возвращается к совершившему его. Сказал пророк, да благословит его Аллах и да приветствует: «Если кто-то совершил дело, на которое не было нашего повеления, то это дело будет отвергнуто».
И в этом аяте указание на то, что надежда является поклонением, а также в нём указание на то, что надежда будет правильной только с выполнением праведных дел.
Пещера 110. 65
Упование и его доказательства.
Доказательство на упование слова Всевышнего: «Уповайте на Аллаха, если вы являетесь верующими»1. (17)
(17)Упование – это вверение своих дел и себя Аллаху и доверие Ему, Свят Он Всевышний. Упование также является одним из величайших видов поклонения, и поэтому сказал Всевышний: «Уповайте на Аллаха, если вы являетесь верующими». В соответствии с правилами арабского языка этот аят означает «Только на Аллаха уповайте и не на кого другого». Потом сказал Всевышний: «если вы являетесь верующими», то есть Всевышний Аллах сделал условием веры упование на Него, Свят Он. Это указывает на то, что тот, кто не уповает на Аллаха, не является верующим, поэтому упование является великим поклонением. Верующий человек постоянно уповает на Аллаха и полагается на Него. Одно из имён Аллаха аль-Уакиль, то есть тот, кому доверяют свои дела Его рабы. Разрешается уповать только на Аллаха, и не дозволяется говорить: «Я уповаю на такого-то», так как упование это поклонение, а поклонение совершается только для Аллаха.
А что касается того, когда человек возлагает на кого-либо совершение каких-либо дел, то это не называется упованием, но называется предоставлением полномочий. Предоставление полномочий известно тем, что человек возлагает на кого-либо выполнение каких-либо дел. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, возлагал на некоторых людей совершение определённых дел. И как мы сказали, предоставление полномочий не является упованием. Упование является поклонением, и оно совершается только для Аллаха, и не дозволяется говорить: «Я уповаю на такого-то», но нужно говорить: «Я предоставил полномочия такому-то». В этом случае ты предоставляешь ему полномочия, а не уповаешь на него, однако, уповать в этом деле ты должен только на Аллаха Всевышнего. И обратите внимание на разницу между этими двумя вещами: упование и предоставление полномочий. Среди качеств верующих, которые упомянул Аллах в Своих словах: «Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа»2 - это описание верующих. Упование великое поклонение, которое совершается только для Аллаха, потому что Аллах способен совершить любое дело, и потому что Он Властелин всего, и Он способен на то, чтобы желания человека осуществились. А что касается творений, то они не способны на то, чтобы желания человека осуществились. Человек предоставляет полномочия кому-либо в выполнении определенных дел, но он должен уповать на Аллаха, чтобы эти дела осуществились. Также мы должны знать, что упование не противоречит совершению причин, мусульманин должен объединять упование с совершением причин. Нет между ними противоречия. Человек совершает причины, которые ему было приказано совершить, однако, он не должен полагаться на них, но он должен полагаться только на Аллаха. Человек сеет семена в землю – это причина, но он не должен полагаться на семена и на свои действия, напротив, он должен полагаться на Аллаха в том, что эти семена вырастут, дадут плоды, будут защищены и будут в безопасности. Поэтому сказал Всевышний: «Видели ли вы то, что сеете? Вы ли заставляете его произрасти или Мы заставляем?»3. Настоящий сеятель это только Аллах, а что касается нас, то мы только совершаем причины. И может быть, этот посев принесёт плоды и вырастет, а может
Трапеза 23.
Трофеи 2.
Событие 63-64. 66