Антицерковная сатира. «Калязинская челобитная» и «Притча о бражнике»
Относятся к сатирической литературе. Обличаются безнравтсвенная жизнь ждуховентсва и монашества, лицемерие, ханжество и корыстолюьие.
«Повесть о Бражнике». В индексы запрещенных книг в XVII в. было внесено это сочинение, представляющее собой пародию на старые переводные с греческого хождения в рай. Претендент на поселение в раю в этом «Слове» - не благочестивый человек, а пьяница, бражник, единственной заслугой которого было то, что, пьянствуя, он прославлял Господа и часто по ночам ему молился. Когда бражник умер, Господь повелел ангелу взять его душу и поставить у врат рая. Сделав это, ангел отошел прочь, а бражник же стал стучаться в райские двери. На его стук выходят апостолы – Петр (трижды отрекся от Христа), Павел (убийца первомученика Стефана), царь Давид (прелюбодей, который хотел убить своего слугу Урию) и Соломон (грешник, извлеченный Богом из ада). Все они не пускают бражника в рай, мотивируя, что бражникам сюда входа нет. Бражник всех обличает, припоминая проступки каждого из них и они, посрамленные, отдаляются от врат рая. Укоряет Иоанна Богослова, в том. Что они пришельца не любят, а Бог всех любит. Он пускает его в рай. Войдя туда, бражник садится в лучшем месте. Автор повести не только устраняет различия между святыми и бражником, но даже подчеркивает нравственное превосходство последнего. Гневная сатира на церковь и церковный догмат почитания святых.
Сюжет повести, использованный, Л. Толстым в рассказе «Кающийся грешник», известен и на Западе. В русском варианте принятия в рай добивается бражник, требующий себе при всем лучшего места в раю. Тем самым усиливается сатирический и пародический смысл рассказа, где торжествует носитесь порока, за приверженность которому вообще-то полагаются адские мучения. В повести дает себя чувствовать стремление противопоставить церковной пропаганде аскетизма утверждение права человека на земные радости, хотя бы и на греховные, с точки зрения обычных правил благочестия.
Калязинская челобитная. Ставновится ярким обличительным документом, изображающим быт и нравы монашества. В форме юмористической челобитной написан в последней четверти XVII в. «Список с челобитной Калязина монастыря», обличающий распутное, пьяное житье монахов одного из монастырей Тверской епархии. Низшая монастырская братия Калязинского монастыря бьет челом архиепископу тверскому Симеону за своего архимандрита Гавриила за то, что он, забыв страх Божий, досаждает монахам: научил плутов-пономарей не вовремя в колокола бить – и те ни днем ни ночью не дают монахам покоя. В полночь монахов будят на церковную службу, а они в это время сидят вокруг ведра без порток, в одних свитках, и не поспевают за ночь «келейного правила» в 10 ковшей справить, взвар с пивом в ведра перелить. Не бережет архимандрит монастырской казны, жжет много ладану и свечей, всю церковь закоптил, у монахов от копоти выело глаза и засаднило горло. У монастырских ворот с плетью поставлен кривой Фалалей.
Приехав в К. монастырь, начал архимандрит «монастырский чин разорять». Запустел бы совсем монастырь, если б московские люди не догадались прислать туда новых бражников, которые сыскали по другим монастырям и кружалам. Монахи хотели из пеньки вить длинные веревки и волочить ими из погреба бочки с пивом. Но Архимандрит наводит порядок: заставляет плести веревки так, чтобы сгодились для плети. Заставляет есть скудную пищу, а по их помыслу, лучше бы их в пост кормить белой рыбицей, стерляжьей ухой, пирогами и блинами. Пробуют монахи отговорить его, варит с ними пиво, пореже в церковь ходить и службой их не томить, но он непреклонен. Братия мечтает о том, чтобы избавиться от злого начальника, которых притеснял их в пьяном разгуле.
Идейный смысл. Челобитная остро и зло осмеивает порядки в монастыре. За стенами монастыря скрывается сытая и полная пьяного разгула жизнь. Объектом осмеяния выбирается одни из крупнейших монастырей Руси – Калязинския мужской м., что позволяет автору раскрыть типические черты жизни русского монашества 17 века. Нормой жизни монахов является пьянство и чревоугодие, разврат. Они возмущены тем, что Гавриил начал строго блюсти их нравственность. Обличаетися и формальное благочестие монахов, которые недовольны тем, что их заставляют ходить в церковь и творить молитвы.
Используя форму делового документа, повесть показывает несоответствие практики монашества с требованиями монастырского устава. Челобитная подчеркивает, что основной статьей монастырского дохода является пивоварение и винокурение, а запрет Гавриила только чинит поруху в казне.
В повести скрыта народная ненависть к монастырям, к церковным феодалам. Основное средство сатирического обличения – язвительная ирония, скрытая в слезной жалобе челобитчиков.
Стиль: Написана живым, образным языком, с большим количеством рифмованных строк, поговорок и пословиц («реда да хрен, да черный чашник Ефрем»). Характерна афористичность.
Упоминаемые в челобитной имена архиепископа Симеона и архимандрита Гавриила не вымышлены. Симеон был тверским архиепископом с 1676 по 1681 г., тогда же был архимандритом в Калязинском монастыре Гавриил. Этим же временем определяется появление Калязинской челобитной. Откровенный натурализм, с каким челобитная изображает монастырский быт, очень наглядно рисует разложение старых традиций и свидетельствует о возросшем критическом отношении к представителям церкви в посадской или крестьянской среде.