Обобщающие произведения 16 века и их значение.
Немного о произведениях той эпохи. Около половины XVI в. на московской почве начинает возникать ряд крупных по своим размерам литературных предприятий, ставящих себе задачей подвести итоги прошлого с точки зрения официальной московской идеологии. Во-первых, окружить ореолом это прошлое. Во-вторых, показать непрерывность и преемственность культурно-политического и церковно-религиозного процесса. Эти произведения закрепляли объединение русских земель вокруг политического, рилигиозного и культурного центра Москвы. Путем объединения памятников местных областных литератур создается единая общерусская литература, приобретающая общегосударственное и политическое значение.
В этом отношении д.б. отмечено прежде всего широкое и интенсивное развитие в Москве летописного дела. Общерусские летописные своды включали в свой состав местные летописи бывших княжеских уделов и, перерабатывая их, давали политическую оценку фактам с точки зрения идей московского абсолютизма. Как политически Москва объединила вокруг себя земли, так и литературно она объединила автономное летописание. Летописные своды закрепляли политическое объединение бывших удельных княжеств в единое централизованное государство.
Из московских сводов XVI в. наибольшее значение имеют Воскресенская летопись, доводящая изложение событий до 1541 г. и Патриаршая, или Никоновская летопись, заканчивающаяся 1558 г. – переработка и расширение летописи Воскресенской. Название обоих сборников связано с именем патриарха Никона, владельца их списков. Русское государство рассматривается как вотчина московских князей. Проводится идея преемственности самодержавной власти от первых князей киевских к Ивану 4, возводя их род к Августу – цесарю, прославляется богоизбранное Московское царство и его самодержавные правители. Исторические факты поданы весьма тенденциозно.
К Никоновской летописи близко стоит Львовская летопись, доводящая изложение событий до 1560 г.
В 70-е гг был создан грандиозный иллюстрированный Никоновский лицевой свод. В нем изложение начиналось с сотворения мира и до 60 гг 16 века.
Одновременно с объединением русской летописной литературы происходит объединение литературы церковно-учительной. Инициатор и руководитель – митрополит Макарий.
К 1552 г. относится окончание работы Макария над составлением и редатированием двенадцатитомного собрания произведений русской церковно-религиозной книжности. Это собрание под названием «Великие Четьи-Минеи» Существует в трех списках. По первоначальном узамыслу Макария собрание должно было сождержать в себе только житийную литературу, но затем, по мере работы, оно вобрало в себя всю наличную церковно-религиозную лит-ру, не вызывавшую сомнений в своей религиозной или политичсекой благонадежности, впрочем, иногда здесь встречаются и апокрифы.
Материал располагается по дням каждого месяца. Сюда включены произведения русской и переводной агиографии, поучительные слова из «Измаграда», «Хождения игумена Даниила», «Повесть о разорении Иерусалима Иосифа Флавия, «Космографию» Козьмы Индикоплова. То есть «В Ч-М» - это энциклопедия церковной лит-ры 16 века, символизирующая своей монументальность. Грандиозность идеи Московского православного гос-ва.
В 1563 г. по инициативе Макария царским духовником Андреем-Афанасием создана «Книга степенного царского родословия». Это попытка систематичесокго изложения истории Русского Московского царства в форме генеалогическойт преемственности от Рюрика, а затем Владимира Святославича до Ивана Грозного включительно.
История русского гос-ва излагается в форме агиобиографий правителей. Период правления каждого составляет определенную грань в истории. Степенная книга разбита на 17 степеней и граней. В центре стоят образы князей – идеальных правителей, отважных воинов и примерных христиан. Последовательно проводится мысль о единодержавной форме правления на Руси, установленной якобы еще первыми скипетродержателями.
Материал книги приобрел злободневное политическое звучание, подчиняясь задачам укрепления самодержавия. Степенная книга играла роль официального исторического источника, на который опиралась московская дипломатия при переговорах на медждународной арене.
Домострой. В тесной связи с рассмотренными памятниками русской официальной литературы XVI в. стоят такие внелитературные предприятия середины века, как «Домострой», «Стоглав», «Азбуковник», насквозь пропитанные той же официальной идеологией, что и памятники. «Домострой», составление которого приписывают Сильвестру, ставил себе целью до мелочей регламентировать поведение человека в сферах религиозной, семейной и государственно-общественной жизни. «Стоглав» заключал в себе свод постановлений и суждений церковного собора 1551 г. по разным вопросам религиозного и житейского быта. «Азбуковник» стремился в форме энциклопедического словаря санкционировать систему знаний и воззрений, обязательных для благомыслящего читателя.
В «Домострое» начертан положительный религиозный, нравственный и бытовой уклад, которым д. руководиться семья, возглавляемая домовладыкой, отцом и мужем, и руководствующая принципом монастырского общежительного устава. Раздел «о мирском строении, как жить с женами, детьми, домочадцами» имеет важнейшее значение. Муж несет ответственность перед богом и государем за свою семью, воспитание детей. Первейшая обязанность мужчины – воспитание сыновей. В качестве действенного метода предлагается палка. «Если прутом посечешь, не умрет, но здоровее будет». Воспитывай дитя в запрете и найдешь в нем благословение. Другая обязанность мужа – поучать жену. Воля и личность женщины всецело подчинены мужу. Регламентируется и наказание. Сначала словами учить, а уже потом бить наедине, если слова не подействовали. Д дает практические советы по ведению домашнего хоз-ва (сааме обычные вещи, вплоть до того, что надо вытирать грязные ноги, чтобы не пачкать пол), советы , как разводить огород и сад. Д регламентирует поведение в монастырях, больницах, темницах: нужно жалеть, давать милостыню, помогать, поминать в молитвах.
«Домострой» очень полно отразил в себе тот круг идей, норм и положений, который выработала Москва, мыслившая себя средоточием православной святыни. «Домострой» выразил идеальные требования, какие официальная идеология предъявляла семейному укладу. Большое значение имеет «Домострой» и как объективная картина быта состоятельной русской семьи, интересы которой преимущественно имел в виду автор. Указания на то, как надо чтить царя и князя, как организовать религиозный быт, как муж должен воспитывать жену, детей, слуг; как должна себя вести в быту домохозяйка. «Домострой» охватывает все стороны жизни в общих принципиальных основах и в повседневности. Запечатлел реальную обстановку того времени. Он регламентирует поведение человека как в государственной, так и в семейной жизни.
Написан «Домострой» в большей своей части живым русским языком, почти без примеси церковнославянизмов.
Из «Домостроя».
- Бойся царя и служи ему верно, всегда о нем Бога моли. И лживо никогда не говори с ним, но с почтением правду ему отвечай, как самому Богу, во всем ему повинуясь.
- Если Бог нашлет на кого-то болезнь или какое страдание, врачеваться следует божьею милостью да молитвою и слезами, постом, подаянием нищим да истовым покаянием, с благодарностью и прощением, с милосердием и нелицемерной любовью ко всем. Если кого ты чем-то обидел, нужно просить прощения сугубо и в будущем не обижать.
- В церкви божьи всегда приходить с верою, не во гневе и без зависти, без всякой вражды, но всегда со смиренною мудростью, кротко и в чистоте телесной, и с подношением: со свечой и с просвирой, с фимиамом.
- Каждому христианину нужно в доме своем, во всех комнатах, по старшинству развесить на стенах святые и честные образа,
- Да пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в доброй науке: учить страху божию и вежливости, и всякому порядку.
- Наказывай сына своего в юности его(71), и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей. И не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его(72), не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти.
- Чада, вслушайтесь в заповеди господни: любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всем, и старость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними пребудете на земле.
Повести смутного времени.
Глубокие социальные сдвиги, бывшие результатом «Смуты» не могли не разрушить теорию третьего Рима. Политический и идейный кризис вызвал интенсивный литературный отклик. В повестях, сказаниях, житиях, связанных с этой эпохой и написанных частью в разгар событий, частью , в ближайшие два десятилетия после них, нашли свое отражение, с одной стороны, реакция на социальные и политические потрясения, бывшие на рубеже двух веков, с другой – патриотический подъем, который вызвался напряженной борьбой с интервентами. Авторами были почти исключительно представители имущих слоев московсокого общества – боярство, дворянтсов, высшее и среднее духовенство, реже служилые люди..
«Новая повесть о преславном Российском царстве». Написана в конце 1610-нач. 1611 гг.
Автор, видимо, был приказной дьяк. Повесть по жанру – подметное письмо. Это публицистическое агитационное воззвание. Написано в период, когда Москва была захвачена поляками, Новгород – шведами. «Новая повесть», обращаясь ко «всяких чинов людям», звала их к активной борьбе с захватчиками, он в конце обвинит их, что только в речах хороши люди, в палче, но не встают и не борются.
Здесь ярко выражена противобоярская тенденция. Автор с негодованием отзывается о боярах потому, что они попустительствуют самоуправству поляков, водворивщихся на русской земле. Бояре – «доброхоты» польского короля «злого супостата» Сигизмунда, а «наши злодеи». Они все на пользу супостату чинят, хотят царство отдать целиком Они свое господское рождение променяли на низкое рабское услужение, и не землеправители они, а земли губители. Обличаются также предатели, в частностиФедор Андронов, который находиляся на службе Сигизмунда.
Прославляется мужественный подвиг смолян, уже долгое время оборонявших свой город, не давая врагу овладеть такой важной ключевой позицией. (С осадил в 1609)
Идеалом патриота повесть считает патриарха Геморгена. Это единственная фигура, около которой следует объединиться для восстания против поляков. Это «великий столп», он пастырь и учитель, стоит один против всех и только словом божиим заграждает усты врагам. На примере поведения смолян и Геморгена повесть выдвигает на первый план стойкость как необходимое качество патриота.
В повести энергичная речь сочетается с взволнованным патетическим призывом.
По-новому трактуется образ народа – этого великого безводного моря. К народу обращены призывы и послания Геморгена, народа страшатся враги и предатели, к народу апеллирует автор повести. Но народ еще не выступает в качестве действенной силы.
Общий патетический тон изложения сочетается с психологическими характеристиками, показываются противоречия между помыслами и поступками человека (хоть и плачем и рыдаем, и бьем себя в грудь, а подвига не совершаем).
Художественной манере присуще тесное переплетение риторически украшенного стиля со стилем деловой письменности. Автор прибегает к ритмизованной речи и речевому стиху.
«Сказание» Авраама Палицына (келарь Троице Сергиево монастыря). В полном составе дошло до нас во множестве списков 17-18 вв.
Написано в 1609-1620гг.
Умный, хитрый, беспринципный делец Авраамий Палицын находиося в близких отношениях с Василием Шуйским, находился в близкихз отношениях с Сигизмундом 3, добиваясь у него льгот для монастыря. Создавая сказание, автор, прежде всего, стремился реабилитировать себя и подчеркнуть свои заслуги в борьбе с иноземными захватчиками и избрании на престол Михаила Федоровича.
Сказание состоит из трех частей:
1. Исторический очерк, события от смерти Грозного до воцарения Шуйского, где Палмцын видит причины Смуты в незаконном похищении царского престола Годуновым и его политике. (1-6)
2. Подробное описание 16-месячной осады Троице-Сергиева монастыря войсками Сапеги и Лисовского. Это центральная часть создана Ав путем обработки записок участников обороны крепости. (7-52)
3. Повествование о последних месяцах правления Шуйского, разорения Морсквы поляками, ее освобождения, избрания на престол Михаила Романова и заключения мира с Польшей (53-76)
События осещаются с традиционных позиций: причины бед - наказание Бога за грехи, а победы – результат благодеяния и милосердия Богоматери и заступления святых Сергия и Никона. Религиозно-дидактические рассуждения подкреплеются ссылками на текст писания и обильными религиозно-фантастическими картинами всевозможных чудес, явлений, видений, которые, по мнению автора бесспорно доказывают особое покровительство небесных сил Троице – сергиевому монастырю и русской земле (дано 18 рассказов о видениях в Троицком монастыре, центральной фигурой которых является Сергий Радонежский, еще Варфоломей, Никон. Святые укрепляли волю защитников, ободряли их, подсказывали, как излечиться от болезней).
Основную часть составляет фактический материал, связанный с изображением героических ратных подвигов крестья, монатсрыских слуг, многих народных героев: крестьянин села МОЛОКОВО – Суета останавливает обратившихся в ьегство воинов и удерживает полк Лисовского. Слуга Михайло Павлов поймал и убил воеводу Юрья Горского. Пимин Тенеев ранил Лисовского, Никон Шилов и Слот подожгли и взорвали подкоп ценой своей жизни.
Авраамий неоднократно подчеркивает, что монастрыь спасен от Супостатов молодшими людьми, а умнодение во граде беззакония и неправды связано с людьми воинственного чина. Резко осуждает я злопредатательство казначея Иосифа Девочкина, а также измена сынов боярских. Тем не менее, Авраамий резко осуждает восставших крестьян, холопов Петрушку и Ивана Болотникова.
Характерной особенностью является изображение быта осажденного монастыря: страшной духоты, тесноты, жен рожают при людях, люди изнемогают, невозможно укрыться срамотою, вспыхнула эпидемия цинги. Самое главное, что стремится показать А – народный героизм, его не заслоняют ни картины быта, ни религиозно-фантастические видения.
Авраамий страется документировать свой материал: точно указываетдаты событий, имена их участников.
Это эпическое произведение, но в нем использованы и драматические, и лирические элементы. Иногда А прибегает к манере ритмического сказа, рифмованной речи.
Кроме этих произведений к повестям Смутного времени еще относятся. «Повесть 1606 года», включенная позже в «Иное сказание». Она написана монахом Троице-Сергиева монастыря, видимо, выходцем из феодальной знати, ревностным сторонником Василия Шуйского и ярым врагом Бориса Годунова. Здесь мы найдем пышную риторику, множество метафор, сравнений, патетики.
Затем «Плач о пленении и о конечном разорении превысокаго и пресветлейшего Московского государства». Автор обнаружил и знание литературного языка и литературный талант. Плач, веротяно был написан в каком-нибудь провинциальном городке в 1611-1612 гг для поучения местных жителей. Автор не является очевидцем событий, он использовал письменные источники, переделывая речь грамот по-своему, в риторические фразы, слухи, официальные документы.
До нас дошли две повести о князе Михаиле Васильевиче Скопине-Шуйском, племяннике Василия Шуйского, выдающемся полководце, особенно прославившемся совими победами над войсками Лжедмитрия 2. Готовясь к очередному походу на поляков, он в 1610 году в апреле внезапно заоблел на пиру у князя Воротынского и умер через две недели. Ходили слухи, что его отравили.
Первая повесть рассказывает о рождении князя и его подвигах, потом очень кратко о событиях после его смерти, вторая – о его преставлении и погребении. Возможно, обе повести написаны одним втором. Первая могла создаться не ранее 1620 г, в ней есть заимствование из «Сказания» Палицына, а оно было закончено только в 1620. Вторая повесть, скорее всего, предстваляет собой живой отклик на смерть Скопниа и содержит в себе немало достоверных подробностей, она написана не позже 1612г. В дальнейшем обе повести были объединены в одну, вошедшую в Хронограф. Первая написана по шаблонам житийных произведений и воинских повестей, а вторая наряду с обильной агиографической риторикой отразила в себе влияние устной песни, сложившейся после смерти Скопина.
Особого внимания заслуживает произведение «Летописная книга», написано в 1626 г. Автор – ранее считался составитель Хронографа Сергей Кубасов, а затем стали приписывать Катыреву-Ростовскому.
Она написана в царствование Михаила Федоровича, когда события эпохи были уже позади и взгляд на них установился относительно объективный. Автор своей задачей ставил простое изоблражение фактов: посдовательное изложение одного события за другим, и не всегда автор высказывает свой взгляд на события и лицаю
По своему языку повесть стоит выше прочих повестей о «Смуте». Она к тому же почти совершенно лишена нравоучений и цитат из священного писания. Немногие церковные фразы свидетельствуют тольтко о том, что автор был книжным человеком. С исторической точки зрения, книга интересна тем, что впервые дает цельное описание всей эпохи. Она обладает внутренней уельностью.
Книга начинается рассказом о царе Иване Грозном и заканчивается известием об избрании на царство Михаила Федоровича. Вслед за этим следуют рифомованные вирши в шесть строк.
В основно все повести времен «Смуты» продолжали традицию, установившуюся прочно в сер 16 века. Но есть и элементы новизны: стремление осмыслить современность исторически, на фоне предшествующих событий, в повышенном интересе и внимании к человеческой индивидуальности, к человеческому характеру , наконец, в самом стиле этих памятников (возможно большая образность, украшенность изожения). Это достигается или введением стихотворно организованной речи или введением былинного материала (повесть о погребении скопина).