Заволжские старцы и иосифляне. Ересь жидовствующих. Социальная сущность борьбы церковных и антицерковных группировок 2 половины 15 века.
Церковные и противоцерковные направления, оформившиеся во второй половине XV в. своим идейный и культурным характером воздействовали на характер развития литературы. Начиная с XIV в. на Руси получают усиленное развитие монастыри. Они были крупными землевладельческими центрами, представляли внушительную силу. Эта сила во многих случаях ставилась в противоречие с интересами феодального государства в целом, духовенство выступало конкурентом светского землевладения.
Государство двояко относилось к экономическим притязаниям церкви: с одной стороны, церковь стояла во многих случаях на пути государства, представляя самостоятельную организацию. С другой стороны, колонизаторская деятельность монастырей была на руку государству.
Иосифлянское монашество. Названо по имени главного вождя этого движения Иосифа Волоцкого, игумена Волоколамского монастыря. Отстаивало право монастырей владеть землей и экономически обогащаться. В своих произведениях Иосиф отстаивал законность крупного монастырского землевладения, ссылаясь на то, что монастыри являются значительной политической и религиозной силой. Его центральное произведение – «Просветитель».
Нил Сорский. Другое течение в области церковной мысли представлено было «заволжскими старцами» во главе с Нилом Сорским (принадлежал роду Майковых, центральное произведение – «Устав»), т.е. монахами, обитавшими в заволжских монастырях. Они отрицали право монастырей владеть землями и заботиться об обогащении. Обязанности монаха – подвижничество, аскетизм и полное отрешение от тех материальных забот, которые брало на себя иосифлянское духовенство. Монах должен обнаруживать критическое отношение к «писанию». В основу учения Нила Сорского легло мистико-созерцательное мировоззрение, получившее свое распространение на Афоне. Нил был выразителем интересов боярства, которое наиболее страдало от церковных притязаний. Недаром ряд заволжских старцев были выходцами из боярской среды. Он отрицал политическую роль монашества и на первый план выдвигал его нравственное, духовное значение.
Обе эти церковные группировки вступают в борьбу между собой. В 10503 году был церковный собор, на котором Иван 3 поставил вопрос о монастырском землевладении. Точка зрения Иосифа Волоцкого была поддержана митрополитом Симоном и большинством участников собора. Именно собор 1503 года способствовал окончательному идеологическому оформлению двух направлений в русской церкви – стяжателей и нестяжателей. В итоге победа – на стороне иосифлян, которые сумели договориться со светской властью (компромисс: монастыри не могли без санкций великого князя расширять свои земельные владения, а прежние владельцы всегда могли выкупить у монастырей принадлевшие им когда-то земли. На протяжение всего XVI в. культурное, идеологическое и литературное влияние их сказывается в полной мере.
Еретики. Первым таким крупным религиозным движением, зародившимся ещё в середине XIV в. в Новгороде и перекинувшемся затем на Псков, было так называемое «стригольничество», получившее своё название от обряда посвящения в ересь, сопровождавшегося стрижкой волос.
В основе ереси «стригольников» лежало прежде всего отрицание церковной иерархии на том основании, что эта иерархия существует «на мзде», т. е. церковники добывают себе места за плату.
Другой существенной особенностью стригольнической ереси было отрицание необходимости молитв за умерших. Такие молитвы обычно сопровождались «вкладами по душе», часто разорявшими вкладчиков и потому, естественно, вызывавшими их сопротивление.
Но стригольничество не было так влиятельно и так чревато всякими событиями в церковной истории, как другая ересь, которая зародилась столетие спустя, в 70-х годах XV в., также в Новгороде. Это ересь жидовствующих, прозванная так яростным ее проитвником Иосифом Волоцким, в ее опровержение написавшим обширное сочинение, озаглавленное «Просветитель».
Однако связь этой ереси с еврейством не подтверждается источниками. Последователями ереси оказались на первых порах представители белого духовенства, два новгородских священника; очень хорошо известно, что ересь расположила к себе и других представителей белого новгородского духовенства, проникла в Москву, пользовалась если не гласным, то, во всяком случае, тайным сочувствием со стороны великого князя Ивана III. Покровителями еретиков были невестка Ивана, глава посольского приказа Фёдор Курицын и даже сам митрополит Зосима.
Ересь получила название «жидовствующей», видимо, потому, что еретики отрицали прежде всего божественность Христа. Они утверждали, что Христос такой же человек, как и Моисей; затем они отрицали существование святых, почитание храмов и икон и, так же как и «стригольники», не признавали церковной иерархии.
Очевидно, ересь эта была своего рода преварением протестантизма. В этой ереси мы имеем отзвуки идей, зародившихся в эпоху ренессанса.
Поскольку последователями ереси были низшее и среднее духовенство, затем примкнувшие к нему горожане, совершенно ясно, что пропаганда «жидовствующих» и самое существо их учения отражали борьбу, которую вело низшее и среднее духовенство в союзе с посадскими людьми с экономическим засилием официальной церкви в лице её высшего духовенства.
С одной стороны, ересь, отвергая церковную иерархию и ее экономические притязания, была на руку Гос-ву, которое само стремилось умерить притязания иосифлянской церкви. Но гос-ву было невыгодно радикальное расхождение с официальной церковью, укрпелявшей авторитет московского князя. В конце концов иосифлянское духовенство, пойдя на ряд уступок государственной власти, окончательно склонило её на свою сторону, и к началу XVI в. ересь была ликвидирована. Многие еретики были сожжены, частью же сосланы или заточены.
Из всего сказанного становится ясным, что ереси и «стригольников» и «жидовствующих» в основе своей имели социальную и политическую подкладку.
Ересь «жидовствующих» сильно всколыхнула умы русского общества. Памятники свидетельствуют о том, что религиозная смута, возбуждённая ересью, была очень значительна: повсюду «и на торжищах, и в домех о вере любопрение творяху и сомнение имяху». В ереси «жидовствующих» обнаружился тот критический элемент, которого не хватало иосифлянам и который присутствовал в практике заволжских старцев. Возглавлявшие еретическое движение были люди по тому времени образованные, имевшие свою литературу. У заволжских старцев была терпимость к жидовствубщим. И те и другие были против монастырского землевладения и выступали за критическое отношение к божественному писанию.
Существенным результатом борьбы официальной церкви с ересью «жидовствующих» было появление полного свода библейских книг, отсутствовавшего до тех пор на Руси. Так как «жидовствующие» в своей пропаганде опирались в значительной мере на библейские тексты, то для противодействия еретикам их противникам необходимо было самим обладать достаточно исправным текстом Библии во всём её объёме. Это предприятие было осуществлено активным борцом с ересью новгородским архиепископом Геннадием в период с 1498 до 1499 г.
Две основные церковные группирповки определили собой в 15-16 вв характерные особенности идейного содержания житийной литературы. В зависимости от принадлежности той или иной группировке автора житийной повести, внутренне содержание ее было различно. В одних житиях святой выступал как приверженец чисто внешнего, обрядового благочестия (иосифлянские), в других на первый план выдвигалось стремление к самосовершенстовванию и критическое отношение к писанию.