Слово 31О Прохоре-черноризце,который молитвою из травы, называемой лебеда,делал хлебы, а из пепла соль
«Произошло это во дни княжения Святополка в Киеве. Много насилий делал людям Святополк, без вины искоренил до основания семьи многих знатных людей и имение у них отнял. И за то попустил Господь взять поганым силу над ним: и много тогда было войн с половцами. К тому же были в те времена усобицы и голод сильный, и во всем была скудость великая в Русской земле» - отношение к власти.
Игумен Иоанн сделал Прохора черноризцем. Он ничего не имел, ел только лебеду и воду. Во время страшного голода он собирал лебеду и пек из нее хлеба и раздавал всем. «Когда Святополк, в союзе с Володарем и самим Васильком, пошел ратью на Давыда Игоревича в отместку за Василька, которого ослепил он, подстрекаемый Давыдом Игоревичем, не стали пускать ни купцов из Галича, ни ладей из Перемышля, и не было соли во всей Русской земле». Прохор делал соль из пепла. Бояре считали, что прохор их грабит, Святополк захотел продавать соль сам. Но когда соль привезли к Святополку, то все увидели, что это пепел. До этого Святополк заточал Прохора в Турове, но теперь покаялся и любовью проникся.
Когда Прохор умирал, Святополк приехал с войны, прохор наставлял его, простились и Святополк сам отнес его тело в пещеру. Потом одержал победу.
Слово 32. О преподобном Марке Пещернике повелений которого мертвые слушались
- Вырыл тесную могилу и попросил мертвого самого полить себя елеем.
- Другой умер, а Марко не успел выкопать могилу, сказал подождать и умереть завтра. «Как по одному слову блаженного ожил мертвец и по повелению его снова преставился»
- Два брата, Феофил старший. Просили похоронить их вместе. Но младший умер раньше. Ыеофил укорил Марко за то, что он положил младшего на место старшего. Тогда Марко повелел младшему освободить место. Старший стал плакть и Марко сказал ему идти и молиться, потому что он скоро умрет. Но он прожил еще долго, но ослеп. Марко умер до него. Он ослеп глазами, но прозрел душой.
Слово 33. Слово о святых преподобных отцах Феодоре и Василии
В учебнике на стр. 113.
Слово 34. О преподобном Спиридоне просвирнике и об Алимпии иконописце
Спиридон пек просфоры и смог потушить пожар, принеся воду в своей рубашке.
Алимпий участвовал (помогал, учился) в росписи печерского монастыря (те самые иконописцы из Царьграда) и видел, как образ Богородицы изобразился сам, и из уст ее вылетел голубь.Принял постриг при Никоне. Никогда не был праздным, даром писал иконы, только третью часть заработанного тратил на нужды тела своего. Исцелил прокаженного, который покрылся гноем, напившись из колодца Феодосия, потому что не верил. Алимпий раскрасил лицо его, повелел умыться из колодца, в котором умываются старцы, и струпья отпали. Сравнение Алимпия с Христом.
Христолюбец поставли себе церковь и просил у двух иноком икон Алимпия, но они все время брали деньги, наговаривали на Алимпия, а ему ничего не говорили. Иконы те были Богом написаны, иноки изгнаны. Чудо достигло слуха Владимира Мономаха. При пожаре церковь сгорела, а иконы нет. Владимир одну из них послал в церковь в Ростове.
Другой христолюбец наказал ему написать икону. Но он разболелся, и внось перед праздником это сделал ангел святой.
Слово 37. Вопрос благоверного князя Изяслава о латинянах
Феодосий описывает все зло веры латинской. Но говорит, что Бог никого не оставляет, но они будут лишены воздаяния блаженных. Православные же и в будущем спасутся. Веру их хвалить нельзя.
- вопрос «Слово о полку Игореве». Историческая основа и история издания памятника
История книги. Драгоценный памятник старинной русской литературы. Написано по поводу неудачного похода на половцев северского князя Игоря Святославовича в союзе с его братом Всеволодом, сыном Владимиром и племянником Святославом Ольговичем. Поход состоялся в конце апреля и в начале мая 1185 г. Помимо «СОПИ», о нем рассказывается в летописях Лаврентьевской и в Ипатьевской (более подробно). «СОПИ» было написано вскоре же после похода.
Открыто оно в конце XVIII в. собирателем и любителем древностей Мусиным-Пушкиным в конце 80-ых – нач. 90-ых годов 18 векав составе сборника, принадлежавшего Ярославскому архиерейскому дому и заключавшего в себе, помимо «Слова», еще и «Хронограф», «Временник», «Сказание об Индийском царстве», «Девгениево деяние, повесть об Акире. Первое сообщение об открытии «Слова» сделал в 1792 году журналист и драматург Плавильщиков. Затем в начале 1797 года Херасков в примечании к 16 песне поэмы «Владимир» упомянул об открытии произведения древней письменности. Затем об открытии «Слова» сообщил Карамзин в октябрьской книжке гамбургского журнала «Спектайтор дю Норд» за 1797 год. Текст был опубликован в 1800 г. в Москве Мусиным-Пушкиным в сотрудничестве с учеными-специалистами Малиновским и Бантышом-Каменским с переводом на русский, вступительной статьей и замечаниями. Вскоре после этого была сделана копия для Екатерины 2.
В 1812 г., во время нашествия Наполеона, сгорела рукопись. Погиб единственный старый список «Слова», остался лишь первопечатный текст, большинство экземпляров которого в доме Мусина-Пушкина тоже погибли, и копия для Екатерины.
Погибшая рукопись относится к 16 веку, и неизвестно, сколько было промежуточных списков между этой рукописью и оригиналом.
Погибший список «Слова» отражает в себе фонетические особенности северорусских говоров. Очевидно, был напечатан в пределах Новгорода. Орфография списка – искусственная (сохраняются некоторые звуки, к тому времени уже утратившие свою звучность). С другой стороны, употребляется вошедшая в моду в 15 веке болгарская орфография.
Скептики: Каченовский и Сенковский ( в древнерусской литре не было памятников, похожих на Слово, кроме того, особенности языка тоже не находили себе параллелей в другой русской литературе). Это все несмотря на то, что еще в 1813 году Калайдович открыл приписку к псковскому Апостолу 1307 года, в которой есть подражание «Слову». В 1852 году была открыта «Задонщина», написанная под сильнейшим влиянием Слова и датируемая концом 14 века.
В 20-е года работы Пожарского, Буткова, Грамматина.
С 30 годов 19 века серьезно начали заниматься изучением слова в связи с устной традицией, устной поэзией.
1835 год. Максимович читал курс лекций по «Слову» в связи со стилем и символикой народной поэзии, в частности украинской.
В 1836 году Пушкин работал над «Словом».
1844 г. Дубенский издал «Слово», объясненное по древним письменным памятникам. Задача – доказать подлинность памятника (скептики сомневались). Детальный грамматический, исторический и историко-литературный комментарий. Считал, что в основе южнославянские источники.
1866 г. – первое издание.
1868 г. – второе издание «Слова». (Тихонравов). Он определил время дошедшего до нас списка (16 век). Внес исправления в мусин-пушкиновский текст. Сопоставлял с устным творчеством и письменными памятниками.
1878 г. – появилась книга Потебни «Слов о полку игореве. Текст и примечания» Нашел большое количество параллелей из славянской народной поэзии, особенно украинской и великорусской. Сделал вывод, что произведение это личное и письменное, усматривал в нем книжные элементы и отрицал , что оно сочинено по готовому византийско-болгарскому или иному шаблону (как считал Миллер, и Вяземский высказывался за греческие источники). Некоторые операции, которые произвел Потебня с текстом: перестановки и исключения тех мест, которые он считал вставками, глоссами переписчиков – были произвольными и субъективными.
Трехтомная работа Барова «Слово о полку Игореве как художественный памятник Киевской дружинной Руси» 1887-1889. Третий том посвящен лексикологии «слова». Барсов сопоставлял «Слово» с оригинальными и переведенными памятниками типа воинской повести.
Лихачев «Слово о полку Игореве».
Источником исторических сведений для автора была «Повесть временных лет» и народный исторический эпос. Но используя факты летописи, автор нигде не дает им религиозно-моралистической трактовки, а оценивает с точки зрения народных интересов.
Историческая основа. Подлинные исторические факты. С 1061 года юго-восточные границы Руси стали подвергаться постоянным набегам степных кочевников-половцев. Русские князья в междоусобных войнах сами обращаются к помощи врагов Русского гос-ва и наводят «поганых» на русскую землю. В начале 12 века Владимир Мономах совершил ряд крупных походов на половце, в результате они были отброшены далеко за Дон, а половцы устрашали детей именем Мономаха с колыбели.После смерти Мономаха процесс феодального дробления усилился, и половцы начали регулярно набегать на южные и юго-восточные земли.
Святославу Всеволодовичу Киевскому в 1183 году удалось создать небольшую коалицию южнорусских князей, которые приняли участие в военном походе против половцев летом 1184 года.Половцы были разбиты, Кобяк схвачен в плен и казнен вКиеве. Святослав начал готовиться к походу летом 1185 г. Северские князья не участвовали в походе 1184 года из-за гололедицы.
Исторические события, связанные с походом и поражением северских князей – Игоря Святославича, его брата Всеволода из Курска, сына Владимира из Путивля и племянника Святослава Ольговича из Рыльска – и легли в основу «Слова». Выступая весной 1185 года в поход, новгород-северский князь понадеялся на удачу, мечтая о собственной славе и желая поискать древней Тмутаракани, которой некогда владел дед Игоря Олег. Но поход закончился страшным разгромом. Впервые в истории военных столкновений с половцами русские князья были захвачены в плен, а из всего войска остались в живых лишь 16 человек.
Описанию Игорева похода посвящены две исторические повести – в составе севернорусской Лаврентьевской и южнорусской Ипатьевской. В Ипатьевской детальное последовательное описание событий, но вместе с тем не лишена и драматизма, образности, выразительности. Автор горячо сочувствует поражению. Рассказ Лаврентьевской летописи неконкретен и лаконичен. Автор явно осуждает Игоря и Всеволода. Повествование носит ярко выраженную религиозно-дидактическую окраску, много цитат из «священного писания».
«Слово» написано между 1185 и 1187 годами ( в слове говорится о князе Владимире Глебовиче как о живом, а в 1187 он умер. В 1187 году вернулся из плена Владимир Игоревич вместе с супругой Кончаковной и маленьким сыном, а в «слове» в заключительной части автор провозглашает здравицу и в его честь.
Сюжет и фабула. Летопись сообщает, что 23 апреля 1185 г. князь Новгород-Северский Игорь Святославович с небольшим войском вышел в поход на половцев, которые совсем недавно стали соседями Киевской Руси. По дороге к нему присоединился со своим отрядом брат Всеволод. Время выступления выбрано не случайно, ибо 23 апреля – день памяти покровителя воинства Георгия Победоносца. При крещении Игорь получил имя Георгий и надеялся на помощь покровителя.
1 мая случилось непредвиденное. Среди дня померкло солнце, на несколько минут настала ночь. Это – недобрый знак. Надо было отступить, но Игорь решил идти вперед. Через несколько дней, недалеко от Азовского моря, на реке Сююрлий, русские бились с половцами, разбили их и захватили богатую добычу. Наутро, 9 мая, русские обнаружили, что окружены подошедшими за ночь войсками ханов Гзака и Кончака. Началась очередная битва у реки Каялы (Кагальник). На третий день русские разгромлены. Игорь и Всеволод – ранены, попали в плен. Игорь сумел бежать – ему помог половец Овлур, мать которого была русской.