Проповедническая лит-ра 11-12 вв. Слово о законе и благодати.

В связи с принятием христианства на Руси распространяется жанр поучений. Он служит средством пропаганды нового религиозного вероучения. Наряду с церковными поучениями, не имеющими художественной ценности, создаются и эмоционально-образные проповеди с четко выраженной политической направленностью. Проповедь торжественная, риторически украшенная, дававшая образцы риторического искусства, в древности была фактом и фактором литературного развития. Слово Иллариона в этом отношении выдающееся произведение.

Митрополит. 1051 г. – великий киевский князь Ярослав Мудрый, сын Владимира Святославовича, поставили Иллариона в митрополиты. Это решение – шаг к освобождению Русской Церкви от административного влияния Церкви Византийской. Лучший церковный оратор Киевской Руси.

Слово датируется очень широким промежутком: от 1037 до 1050 года. Но вероятнее всего в 1038г. было написано

«Слово о законе и благодати». Содержание слова было подсказано Иллариону живой современностью, той политической ситуацией, которая сложилась вокруг Киевского гос-ва. Центральный момент Слова – Похвала Владимиру. Это апология русского князя как насадителя христианской веры в своей земле, населяющих эту землю людей и самой Русской земли, которая ведома и слышима во всем мире.

Слово проникнуто патриотическим пафосом прославления Руси русского народа как равноправного среди всех христианских народов и государств мира. Оно напрвлено против греческих притязаний. Византийской теории вселенской империи церкви Илларион противопоставляет идею равноправия всех христианских народов. Он создает собственную патриотическую концепции. Всемирной истории, прославляя Русь и ее просветителя кагана Владимира.

Композиция «Слова»: три части. В первой Илларион противопоставляет Ветхий и Новый Заветы – Закон и Благодать. Закон отождествляется с Ветхим Заветом, он консервативен и национально ограничен. Автор пользуется приемом сравнения, говоря о Законе. Он уподобляет Закон тени, свету Луны. Сопоставляя иудаизм (закон) с христианством (благодатью), Илларион в начале своего Слова доказывает преимущество Благодати перед Законом. (Прежде закон, потом благодать, прежде тень, потом истина, сравнение закона с Агарью, а Сары с благодатью. Моисей принес закон, а не благодать, тень, а не истину. И как свет луны отшел, когда солнце воссияло, так и закон отшел, когда явилась Благодать). Законом иудеи оправдывались, но не спасались, а истиною и благодатью христиане спасаются. Закон был распространен только среди иудейского народа, а благодать бог дал всем народам. Ветхий завет – закон, данный пророку Моисею на синайской горе, регламентировала жизнь только еврейского народа. Новый завет – христианское вероучение – имеет всемирное значение. Таким образом, Илларион отвергает монопольные права Византии на исключительное владение Благодатью.

Закону противопоставлена Благодать, с которой Илларион связывает образ Иисуса. Ветхий Завет – рабство, Новый – свобода. Проповедник сравнивает Благодать с солнцем, светом и теплом. 1 часть является пространным введением к главной, центральной 2 части- похвале Владимиру.

Во второй части «Слова» похвала кагану Владимиру. Илларион всячески возвеличивает подвиг Владимира (используя при этом формулу, которая потом станет традиционной: хвалит римская страна петра и павла, индия - фому… а мы похвалим…) в принятии и распространении на Руси христианства. Благодаря этому подвигу русь вошла в семью христианских стран в качестве суверенного гос-ва. Автор перечисляет заслуги князя перед родиной. Говорит о том, что его деятельность содействовала славе и могуществу Руси. Он подчеркивает, что основная заслуга в крещения руси принадлежит Владимиру, а не грекам, потому что был свободный выбор веры. Слово выдвигало требование канонизации Владимира и сравнивало его с Константином Великим. Затем оно прославило и деятельность Ярослава Мудрого, успешно распространявшего христианство на Руси: строительство храмов и его заботы о распространении христианской образованности. После этого следует патетическое обращение к умершему Владимиру с призывом к нему встать и посмотреть на процветание Русской земли и русской церкви.

Наши рекомендации