Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж

Краткая биография святого Гаудия-вайшнава

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж считается одним из самых выдающихся Учителей современности. Глубоко постигнув суть духовного пути вайшнавизма, он всю свою жизнь твердо следовал духу учения, строго соблюдая свои монашеские обеты и милостиво распространяя духовное знание на благо всех людей.

Он явился в этот мир 16 февраля 1921 года в религиозной семье потомственных брахманов в Индии в селении Тиварипур штата Бихар. Во время традиционной церемонии наречения именем его назвали Шриман Нараяна. Вот как это описано в его биографии: «Камалаканта Тивари (дядя по отцу) позвал опытного астролога, который сказал, что имя святого мальчика должно начинаться с буквы «ша», потому что знак зодиака, в котором расположена луна во время его рождения (раши), - это Водолей (Кумбха). После этого Камалаканта Тивари объявил: «Тогда мы должны назвать его Шриман Нараяна. «Шри» - это благоприятно, потому что мы принадлежим к Шри-сампрадае Рамануджачарьи. «Шри» означает Лакшми, которая всегда вместе с Нараяной. Наши почитаемые Божества - это Лакшми-Нараяна, поэтому, если мы назовем его Шриман Нараяна, мы всегда будем вспоминать Их Святейшеств Лакшми-Нараяну».

Его родители были вайшнавами и поклонялись Господу Раме. Все односельчане очень уважали их. С самого детства Шрила Нараяна Махарадж рос в атмосфере преданности Господу. В их доме всегда читали древние писания, такие как "Шримад-Бхагаватам", "Бхагавад-гиту", "Рамаяну", "Махабхарату" и другие. Еще мальчиком он запомнил все истории из "Рамаяны" и "Махабхараты". Вместе с отцом он посещал местные религиозные собрания, в которых обсуждались такие священные писания как «Рамаяна».

Шриман Нараяна прекрасно учился в школе и считался одним из лучших учеников. Среди множества его увлечений была легкая атлетика. Он завоевывал призы и стал даже чемпионом штата Бихар. У его родственников по материнской линии имелось множество лошадей, и Шриман Нараяна, будучи в хорошей физической форме, время от времени посещал своих дядюшек, прежде всего, чтобы покататься на лошадях. Вскоре он стал очень искусным наездником и состязался на лошадях, выполняя разнообразные прыжки и трюки. Поэтому по окончанию учебы, когда пришло время устраиваться на работу, ему предложили почетное место офицера полиции, где он проработал четыре года, пока не встретил проповедника Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа — Нароттамананду брахмачари, который еще с несколькими проповедниками приехал в их город. Эта встреча изменила всю его жизнь. Он стал каждый день ходить к ним на проповедь, много слушал и общался с ними. Хотя он с самого рождения имел веру в Господа, это чистое общение значительно углубило эту веру и исполнило его решимости посвятить себя служению Шри Кришне. Он начал переписываться со своим будущим духовным учителем, Шрилой Бхактипрагьяной Кешавой Махараджем.

Примерно через год, в 1946 году, он уволился со службы и, оставив дом и семью, поселился в монастыре своего учителя в городе Навадвипа, в Шри Девананада Гаудия Матхе. Вскоре он прошел через обряд посвящения, дикша, и получил новое имя – Гаура Нараяна брахмачари. Наш Учитель, вспоминая те дни, говорил: «Я был сильным, молодым и независимым человеком, но мой учитель своей любовью и заботой покорил меня».

Почти с самого начала Гаура Нараяна Брахмачари сопровождал своего духовного наставника в его проповеднических путешествиях. В это время ему посчастливилось лично познакомиться с выдающимися духовными братьями своего учителя. Они выделялись силой своей преданности Богу, святым характером и учёностью. Общение и дружба с ними была великой удачей для Гаура Нараяна Брахмачари. Среди этих великих душ наш Учитель особенно выделял: Шрилу А.Ч. Бхактиведанту Свами Прабхупаду, с которым сошелся особенно близко и называл его своим другом и шикша-гуру; Шрилу Бхакти Прамода Пури Госвами Махараджа, который рекомендовал ему (Шриле Нараяну Махараджу) писать книги и впоследствии высоко оценивал их, дав наставление своим ученикам всегда иметь в наличии его книги в магазинчике при храме; Шрилу Бхакти Дживана Джанардана Махараджа, просившего его несмотря ни на что продолжать проповедовать линию Рупы Госвами (славя божественную любовь Шри Шри Радха Кришны в настроении паракия); Шримад Бхакти Камала Мадхусудана Махараджа, который своей проповедью привлек Шрилу Нараяну Госвами Махараджа к служению Шри Шри Радха Кришне; Шримад Шрирупу Сиддханти Махараджа и его друга Шримад Бхактививека Бхарати Махараджа, этих двух великих ученых, которые помогли своими ответами на бесконечные вопросы Нараяны Махараджа, когда он переводил на хинди «Джайва-дхарму», очень важное писание школы Гаудия-вайшнавов; Шрилу Бхакти Ракшак Шридахара Госвами, пролившего свою любовь на нашего Гуруджи, после того как он попросил прощения у этого великого ачарьи за то, что по незнанию противостоял ему в философском диспуте, освещенном местными газетами в отношении уместности празднования ратха-ятры в Навадвипе; Пуджьяпада Бхактикумуда Санта Махараджа, благословившего его на международную проповедь и признавшего в нем ачарью.

Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж является одним из трех старших учеников и преемников Шрилы Бхакти Прагьяна Кешава Госвами (1898 – 1968гг.), одного из самых близких и главных учеников Шрилы Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупады (1874-1937гг), который в свою очередь является одним из самых выдающихся учителей в линии Шрилы Рупы Госвами (1489-1564). Вместе с двумя своими близкими друзьями он был посвящен в 1952 году в монашеский орден – санньяси, в связи с чем он стал известен под именем Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж.

Вскоре Нараяна Махарадж принимает на себя руководство храмом в Матхуре, Шри Кешаваджи Гаудия Матха. Исполняя волю своего духовного учителя, он начинает издавать ежемесячный журнал на хинди "Бхагавата-патрика", который продолжает выходить и по сей день. Он также перевел на хинди множество важнейших священных текстов гаудия-вайшнавов, таких как «Бхагавад-гита», «Джайва-дхарма», «Упадешамрита», «Манах-шикша», «Бхакти-расамрита-синдху-бинду», «Уджвала-ниламани-киран», «Шри Бхагаватамрита-кана», «Бхаджана-рахасья», «Шри Брахма-самхита», «Шри Рага-вартма-чандрика», «Гита-говинда» и многие другие, а также дал к этим работам свои комментарии. Он продолжал активно проповедовать в различных штатах Индии, воодушевляя множество разумных искренних и ищущих людей на служение Господу Шри Кришне. Под его руководством стали проходить одни из самых многолюдных (порой до 15000 человек) паломничеств по святым местам Гаудия-вайшнавов.

Огромное значение в жизни Шрилы Бхактиведанты Нараяны Махараджа имело его общение с Шрилой Бхактиведантой Свами Прабхупадой, который стал позднее известным во всем мире проповедником учения Шри Чайтаньи. Впервые они встретились в 1947 году в Калькутте. Их общение продолжалось в течение нескольких лет и стало более тесным в начале 50-х годов, когда Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада по приглашению своего духовного брата Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа приехал в его храм в Матхуре. В результате их общения и глубоких бесед на духовные темы между ними установились близкие взаимоотношения, и с тех пор Шрила Бхактиведанта Нараяна Махараджа стал принимать его своим духовным наставником, шикша-гуру.

В 1959 году Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада принял от Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Госвами Махараджа отречение от мира — санньясу. Церемонию проводил Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж. Когда в 1965 году Шрила Прабхупада отправился с проповедью на Запад и открыл там первый в Америке храм Радха-Кришны, Шрила Нараяна Махарадж посылал ему все необходимое для проповеди: Божества, индийские цимбалы и барабаны, а также необходимые для перевода книги на санскрите. До самого конца своей жизни Шрила Прабхупада регулярно переписывался с ним. В преддверии своего возвращения в духовный мир, он несколько раз просил Шрилу Бхактиведанту Нараяну Махараджа милостиво давать общение его западным ученикам и помочь им понять глубокие истины философии вайшнавов - последователей Господа Шри Чайтаньи.

Исполняя желание Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады и других великих предшествующих духовных учителей, Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж в 1996 году впервые покинул пределы Индии и отправился с проповедью учения бхакти в страны Европы и Запада. Несмотря на свой преклонный возраст, он продолжал путешествовать с проповедью по разным странам почти до самого своего ухода из этого мира. В общей сложности он более четырнадцати раз объехал весь земной шар и оказал духовную поддержку, а также помог духовно возродиться десяткам тысяч людей.

Неоднократно он посещал Россию: в 2000 г., 2001 г., 2004 г. и перед самым своим уходом в 2010-м году, когда ему было уже 89 лет. Отправляясь в это последнее путешествие в Россию, он был серьезно болен опасным заболеванием и все же поехал, несмотря ни на что. В этом время вокруг Москвы горели обширные лесные пожары, и город задыхался от дыма. Это создавало дополнительную опасность и трудность для поездки. Его предупредили об этом и упрашивали никуда не ехать. Но он ответил, что не может оставить своих учеников и обязательно поедет на встречу с ними.

29 декабря 2010 года, в священном месте Джаганнатха Пури, в 3:00 часа благоприятного утреннего времени, в окружении своих последователей, с именем Кришны на устах наш духовный учитель вошел в вечные игры Шри Шри Радха Кришны. Всей своей жизнью он показал идеальный пример для тех, кто хочет идти духовным путем. Святые вайшнавы современности[i] признали его как ачарью и более того ачарьей этой Эпохи.

Он оставил после себя несколько духовных организаций, больших и малых храмов, множество (около 100) переведенных или написанных им книг. Сам он говорил, что по-настоящему его книги смогут оценить потомки.

Благоприятно завершить скромную попытку рассказать о необычайной жизни нашего Учителя его пожеланием всем своим последователям: «Будьте сильными! Поставьте свои стопы на голову всех проблем постоянным памятованием о сладчайших играх Божественной Четы Шри Шри Радхи и Кришны».

Уважаемыегаудия-вайшнавыприходят на даршан к Шрилу Гурудеву

Пока Шрила Гурудев пребывал в Дели, многие преданные, принявшие прибежище его лотосных стоп, ежедневно приходили к нему на даршан. Также к нему приходили Гаудия Вайшнавы из различных Матхов, в том числе: нынешний ачарья Шри Гопинатха Гаудия Матха Шрипад Бхакти Вибхуда Бодхаяна Махарадж; нынешний президент-ачарья Шри Гаудия Веданта Самити Шрипад Бхактиведанта Парьятака Махарадж, а также Шрипад Бхактиведанта Вайшнава Махарадж; члены Джи-Би-Си ИСККОН, такие как Шрипад Гопала-кришна Махарадж, Шрипад Бхактичару Махарадж, Шрипад Индрадьюмна Махарадж, Шрипад Бхакти Бхринга Махарадж и Шрипад Ведавьяса Махарадж; а также Шрипад Бхакти Прапанна Тапасви Махарадж и Шрипад Бхакти Вичара Вишну Махарадж из Шри Чайтанья Гаудия Матха. В надежде получить даршан Шрилы Гурудева к нему приходило множество брахмачари и грихастх из ИСККОН и Гаудия Матхов. Пуджьяпад Шри Шримад Бхакти Валлабха Тиртха Махарадж, нынешний ачарья Шри Чайтанья Гаудия Матха, и его духовный брат Пуджьяпад Шри Шримад Бхакти Вигьяна Бхарати Махарадж позвонили Шрипаду Бхактиведанте Мадхаве Махараджу и передали, что переживают и молятся о здоровье Шрилы Гурудева.

Наши рекомендации