Созидая молитвенное служение.

Составляющие динамичного молитвенного служения в разных церквях будут разными, но количество их быстро растет. Несколько позже в этой же книге мы будем говорить отдельно о совместной молитве и о молитве вне церкви. Но пока я ограничусь описанием шести наиболее распространенных форм молитвенного служения, которые в настоящее время становятся все более популярными в поместных церквях и позволяют молитве стать самым важным служением.

1. Суточные молитвенные служения. Пастор Эд Янг из второй баптистской церкви в Хьюстоне, штат Техас, всегда знал, что поместная церковь должна быть домом молитвы. Он вспоминает 1982 год, когда вторая баптистская организовала официальное молитвенное служение, и тогда начался самый большой рост церквей по всей стране. А теперь вторую баптистскую можно назвать самой большой южно-баптистской церковью в стране. Эд Янг твёрдо верит в то, что Бог ответил на полную преданность церкви делу молитвы.

Среди многих других видов молитвенного служения во второй баптистской церкви следует отметить выдающееся суточное молитвенное служение. Джилл Гриффит выполняет функции освобожденного директора молитвенного служения. Она же выполняет и служение ходатая и молитвенного лидера, а также руководит лидерами из мирян, ходатаями и добровольцами из числа членов церкви, которые участвуют во многих видах молитвенной деятельности. Освобожденный секретарь, и многие добровольцы отслеживают мириады деталей, связанные с молитвами за нужды огромного прихода и окружающего их мира.

Для успешного молитвенного служения в этой церкви имеется молитвенная комната с двумя рабочими местами, изолированными друг от друга. Одно из них предназначено для ходатая, который принимает молитвенные просьбы по телефону, а другое — для молитвенного ходатая, который молится как за полученные просьбы, так и за человека, ходатайствующего по телефону. Эта молитвенная комната работает круглосуточно. Каждый ходатай должен поработать в этой комнате всего один час в неделю, а все вместе они заполняют все сто шестьдесят восемь часов в неделю. Для того, чтобы иметь возможность обеспечить в молитвенной комнате присутствие двух ходатаев в течение каждого часа в дополнение к запасным ходатаям, которых в случае необходимости можно вызвать по телефону, в это служение вовлечены триста девяносто членов церкви, и служение это называется «Первой стражей».

Относительно недавно была организована «Вторая стража». Здесь ходатаи решили посвятить себя еженедельной молитве в течение конкретного часа и дня, где бы они ни находились, чтобы обеспечить круглосуточное «молитвенное покрытие» для всей духовной семьи второй баптистской церкви. Отдельные круглосуточные стражи организованы для северного, южного, восточного и западного районов огромного Хьюстона. Это значит, что в этом увлекательном молитвенном служении задействованы минимум шестьсот семьдесят два (сто шестьдесят восемь часов в неделю умноженное на четыре) добровольца каждую неделю.

2. Молитвенные комнаты. Очень важным для круглосуточной молитвенной стражи является наличие молитвенной комнаты. Многие церкви переоборудовали ненужные часовни, например, или же достроили новые помещения, чтобы обеспечить необходимую площадь для молитвенного центра в церкви.

Терри Тейкл стал свидетелем быстрого роста своей Объединенной методистской церкви в Колледж-Стейшн, штат Техас. Он является одним из наиболее выдающихся исследователей и учителей по молитве в наше время. Недавно он написал великолепную книгу о молитвенных комнатах («Making Room to Pray»). В этой книге он объясняет, как организовать молитвенный центр в вашей церкви, чтобы помочь овладеть вашим городом для Бога. Он предлагает сделать эту комнату отдельной от той молитвенной комнаты, в которой проводится круглосуточное телефонное служение.

Молитвенный центр по замыслу Тейкла призван выполнять следующие задачи:

• Сделайте всю важную информацию доступной, с тем, чтобы люди могли знать, о чем молиться;

• Организуйте определенные места, куда люди могли бы приходить как поодиночке, так и в составе молитвенных групп, чтобы помолиться,

• Видимым образом напоминайте людям о важности ходатайства в поместной церкви, чтобы молиться за конкретные места и нужды в вашем городе или поселке,

• Помогите наладить молитвенную дисциплину в поместной церкви, которая будет способствовать всем видам молитвенного служения в вашей церкви.

В момент написания данной книги пятьдесят церквей уже организовали молитвенные комнаты по замыслу Тейкла.

3. Молитвенные цепочки. Как говорит Элвин Вандер Гриид, «молитвенная цепочка — это система сигнализации для выявления нужд членов церкви. Она позволяет сосредоточить молитвенные усилия на любой конкретной нужде или вопросе, включая срочные ситуации».

Вандер Гринд особо подчеркивает, что «срочные ситуации» тоже включаются в список молитвенных нужд, поточу, что существует совершенно неверное представление о том, что церковные молитвенные цепочки существуют только для срочных ситуаций. Опыт показывает, что когда такое происходит, то постепенно молитвенная цепочка становится все более слабой, пока, наконец, не умирает медленной смертью.

Организация молитвенной цепочки начинается с составления списка членов цепочки с указанием их номеров телефонов. В начале списка стоит имя лидера или капитана молитвенной группы, который звонит следующему человеку по списку. Если никто не отвечает, тогда лидер звонит следующему по списку и так до тех пор, пока вся цепочка не будет информирована о какой-то конкретной нужде. Позже те, кто не дозвонились, опять звонят тем членам, которые не получили информацию, и таким образом цепочка никогда не прерывается.

В молитвенную цепочку не следует вступать тем, кто 1) не имеет склонности молиться сразу же, как только получена информация о молитвенной просьбе; 2) не имеет желания звонить до тех пор, пока другой член цепочки не ответит, 3) не станет повторять молитвенную просьбу в точности, слово в слово. Иначе связь между звеньями цепочки станет очень слабой.

В маленьких церквях мажет быть всего одна молитвенная цепочка. В больших церквях их может быть несколько. Но независимо от того, большая церковь или маленькая, церковный молитвенный лидер должен взять на себя ответственность за организацию, поддержку и качественный контроль за работой молитвенной цепочки. Эти функции, конечно же, можно передать другому человеку, и всё же за деятельностью цепочки следует наблюдать, иначе она угаснет. Главный принцип, который поможет цепочке активно действовать, — постоянно использовать её. Молитвенную цепочку можно сравнить с человеческими мускулами: чем активнее вы будете ее использовать, тем сильнее она будет становиться. Церковным молитвенным цепочкам, которые не действуют хотя бы раз в неделю, угрожает серьезная опасность.

Еще одн принцип, который способствует сохранению жизнеспособности молитвенной цепочки, заключается в том, чтобы разработать и внедрить эффективный способ делиться полученными ответами на молитвы с другими членами молитвенной цепочки. Без ответов на молитвы это служение может стать просто утомительной обязанностью.

4. Молитвенное уединение. Когда молитва становится важной частью жизни прихода, молитвенники и ходатаи захотят насладиться более продолжительным временем совместной молитвы в молитвенном уединении. Во-первых, молитвенное уединение должно быть посвящено исключительно молитве, а не только лишь служить привлекательным названием для еще одной конференции. Соответствующее обучение должно осветить различные аспекты молитвы Большую часть времени следует посвятить действительно молитве, а также хвале и поклонению в песнях. Некоторые молитвы должны быть совместными, другие - индивидуальными, а третьи — по группам. Очень важно делиться полученными ответами, но время, отведенное на такие свидетельства, не должно преобладать над временем, посвященным принесению прошений пред Богом.

Церковный молитвенный лидер должен уметь вести всех в молитве уединения. Если его способности нужно развивать, следует выделить, для этого средства, чтобы обеспечить ему необходимую подготовку на соответствующих семинарах или через посещения опытных лидеров молитвенного уединения с целью обмена опытом. Как только церковный лидер разовьет свои способности, он должен начать учить этому и других членов церкви.

Бьерн Педерсон из церкви «Радость» организовал молитвенное уединение для молитвенных лидеров, для руководства церкви, для отдельных семей и тех членов прихода, кто заинтересован в такого рода молитве. Различные группы и служения в церкви также могут включить в собственное расписание молитвенное уединение для своего служения.

5. Молитвенные недели. Многие церкви включают в программу своей работы раз или два в году мероприятия, в которых важнейшее место отводиться каким-то конкретным служениям. Наша церковь, например, проводит неделю миссионерской работы, неделю служения мирян и еще одну неделю, посвященную евангелизации прицерковного района. Почему бы не посвятить одну неделю теме молитвы?

Учитывая гот факт, что в настоящее время молитвенные лидеры накопили огромное количество идей, можно представить, какой увлекательной может стать такая неделя. В первое же воскресенье пригласите какого-нибудь выдающегося молитвенного лидера, который сумеет вдохновить ваших прихожан, ведь, наверное, в вашем регионе имеется такой лидер. Распределите всю неделю таким образом, чтобы включить в вашу программу мощные молитвенные события. В последнее воскресенье пастор завершит молитвенную неделю тем, что приготовит слово о молитве и предложит своей пастве специальную молитву во время богослужения. Это, в свою очередь, еще раз докажет всему приходу, что в вашей церкви молитва занимает самое важное место. Молитва должна быть гвоздем программы во всех мероприятиях вашей церкви.

6. Специальные молитвенные команды. Во многих церквях имеются специальные служения. Молитвенные команды следует организовать с теми молитвенниками, которые испытывают на себе конкретное бремя о конкретных служениях, и их следует поддерживать и побуждать к действиям. Многие церкви так и делают, и самые распространенные специальные молитвенные команды включают в себя следующие аспекты деятельности:

• Евангелизация. Команды молятся за все, что связано с евангелизационной деятельностью церкви, за тех людей, которые вовлечены в активное благовестие, и за активизацию усилий по евангелизации в церкви. Когда евангелизационная программа стала включать в себя усиленные молитвы евангелизационной молитвенной команды, которая молилась непосредственно за благовествующих, количество исповеданий веры возросло вдвое!

• Миссионерская деятельность в мире. Миссионерская работа касается не всех, но христиан она касается. Каждой церкви необходимо иметь сильную миссионерскую молитвенную команду. Во многих церквях организовано Фронтовое братство (Frontier Fellowship), которому Международный миссионерский центр (Center for World Mission) в Пасадене, штат Калифорния, передаст молитвенные просьбы и полученные ответы на молитвы.

• Исцеления. Все возрастающее количество церквей, как харизматических, так и традиционных, организуют команды верующих, которые научены молиться за физическое и эмоциональное здоровье. Моя книга о том, как организовать служение исцеления в церкви («How to Have, а Healing Ministry in Any Church»), помогла многим церквям перейти в область сострадания и плодотворного служения исцеления.

• Изгнание нечистой силы. Во всем Теле Христовом постоянно растет осознание пагубной деятельности сатаны и той демонической силы, которую он контролирует. Многие понимают, что этот фактор стал серьезной проблемой в Соединенных Штатах так же, как и в странах третьего мира. К сожалению, в немногих церквях есть верующие, которые умеют изгонять демонов и освобождать людей в соответствии с библейскими примерами. Книгу Чарльза Крафта о победе над ангелами тьмы («Defeating Dark Angels») можно использовать в качестве руководства по этому вопросу. Пусть команды, специализирующиеся на молитве освобождения, умножаются в числе и силе!

• Служение поклонения. Многие церкви производят отбор верующих в молитвенные команды, которые сосредоточивают свои усилия на молитве за различные служения поклонения в своей церкви. Иногда богослужение транслируется через телеустановку или динамик в отдельную комнату. А иногда молитвенники встают на колени где-нибудь позади платформы или поблизости от нее. У Сиерджена были большие группы ходатаев, которые каждое служение молились за него в подвале прямо под его кафедрой, и он говорил, что это была его Богом данная «топка», которая помогала ему двигаться.

Резюме.

Совершенно очевидно, что в данной главе я смог только кратко и схематично рассказать о тех возможностях молитвенных служений, которые имеются в каждой церкви. Некоторые из читателей отметят, что в этой главе я ничего не говорил о совместной молитвенной жизни церкви, но это лишь потому, что я посчитал эту тему достаточно важной, чтобы вынести ее отдельным предметом разговора в главе пятой.

Вопросы к теме

1. В этой главе упомянуты несколько церквей, в которых были организованы выдающиеся молитвенные служения. Вы знаете другие церкви, которые можно внести в этот список? В каких аспектах молитвы эти церкви отличаются от других?

2. Не слишком ли категорично звучит заявление о том, что главный фактор, определяющий молитвенную жизнь прихода, заключается в примере ее пастора? Могут ли другие члены церкви развить динамичное молитвенное служение, если пастор относится к этому с неохотой или даже с полным равнодушием?

3. Питер Вагнер говорит об «одаренных ходатаях». Какие характеристики таких людей вы можете привести? Можете ли вы назвать человека, которого знаете, и который подпадает под это определение?

4. Следует ли платить человеку за то, что он молится или ведет церковное молитвенное служение? Разве не должны молиться все христиане, не ожидая за это никакого вознаграждения?

5. Повторите шесть форм молитвенного служения, которые становятся все более популярными во многих церквях. Какие еще способы вы знаете, при помощи которых молитвы становятся действенной частью жизни в церквях сегодня? Действуют ли они в вашей церкви? Должны ли действовать?

Глава 5

Некоторые советы

И запреты

В совместной молитве.

Совместная молитва в том смысле, в каком я ее употребляю, означает просто, что члены поместной церкви собираются вместе специально для совершения молитвы. Такие встречи сравнимы с совместным поклонением, которое обычно проводится по утрам каждое воскресенье. Я не хочу сказать, что молитва и поклонение не являются частью многих других видов церковной деятельности. Их следует воспринимать именно таким образом, и их так и воспринимают. Но одним из самых значительных аспектов общего молитвенного служения в церкви в целом может быть призыв какой-то части прихожан или всего прихода выделить особое время для совместной молитвы.

Наши рекомендации