Современное пророческое движение.
Когда в 1979 году я написал свою книгу о том, как ваши духовные дары могут помочь вашей церкви вырасти («Your Spiritual Gilts Can Help Your Church Grow»), я столкнулся с необходимостью принять трудное решение. Как определить дар пророчества, упомянутый в Послании к Римлянам (12:6), Первом послании к Коринфянам (12:10) и в Послании к Ефесянам (4:11)— один из трех важнейших даров, перечисленных в Новом Завете?
Совсем недавно я вернулся из Боливии, где намного легче говорить о побуждениях, чем о словах. В большинстве комментариев к Библии говорится, что пророческий дар связан с сильной проповедью и способностью к толкованию Божьего Слова. Но уже в то время я всерьез занялся изучением факторов роста Церкви в рамках пятидесятнического и харизматического движений и слышал людей, которые обладали достаточной отвагой, чтобы, используя формулировку Сесила М. Робска младшего, «утверждать, что они говорят от имени Бога».
После долгих молитв, исследований и консультаций я набрался смелости и решил назвать этот дар не способностью к проповеди, но самим откровением. Я сказал: «Дар пророка — это особая способность, которую Бог дарует конкретным членам Тела Христова, чтобы они могли принимать определенные послания непосредственно от Бога и передавать их, Его народу через Богом помазанные высказывания». И я не жалею о том, что решился сделать такое заявление. Во-первых, я не встретил той критики, которую, честно говоря, ожидал. Во-вторых, я заложил основание для библейского понимания молитвы как двухстороннего общения еще прежде, чем сам начал молиться действенной молитвой.
Я думаю, что главной причиной отсутствия критики стало то, что именно в этот период Святой Дух начал обращаться ко всем церквям с побуждением обновления пророческого служения. Сначала это поняли в пятидесятнических и харизматических кругах, но в течение 1980-х годов оно стало распространяться на евангелические и традиционные церкви. В то время главный евангельский учитель Библии, Уэйн Грудсм из Евангелической богословской школы «Троица» (Trinity Evangelical Divinity School) готовился к защите своей докторской диссертации в Кембриджском университете в Англии. Исследования Грудема были впоследствии опубликованы в его очень нужной книге о даре пророчества в Новом Завете и в современном мире («The Gift of Prophecy in the New Testament and Today»). В то же время другие серьезные ученые, такие как Дэвид Хилл и Дэвид Оун, также исследовали и писали на темы новозаветного пророчества.
Мудрость для обоих лагерей
У Уэйна Грудема нашлись слова мудрости для представителей обоих лагерей. Сам он, как и я. происходит из традиционной церкви евангельских христиан, а потому основным желанием, выраженным в его книге, было просить евангельских верующих «поразмышлять над новозаветным учением о даре пророчества — и о том, что при определенных условиях и с выполнением всех предосторожностей в соответствии с Писанием этот дар может дать доброе назидание лично верующему и новую духовную жизнь поклонению». В результате того влияния, которое оказал Грудем на своих братьев по вере, вместе с другими подобными проблесками света в этом вопросе, которые использовал Бог, многие евангельские верующие делают то, что Грудем и предлагал им сделать.
В то же время Грудем обратился к пятидесятникам и харизматам с просьбой быть менее агрессивными в провозглашении того, что «так говорит Господь», поскольку подобные заявления невольно звучат так, словно пророческое слово в их устах находится на том же уровне авторитетности, что и Библия. Он поясняет следующее — несмотря на то, что они учат тому, что это совсем не так на практике все иногда именно так и выглядит. Я думаю, что самые благоразумные христиане из обоих лагерей согласятся с Грудемом, когда он говорит «То, что говорится в любом пророчестве сегодня — это не Божье слово, но только лишь человек, который своими собственными словами передаст то, что положил ему на сердце Бог».
Поскольку сегодня Бог говорит ко все большему числу людей в Теле Христовом, наше «Объединенное молитвенное движение 2000», приводящее к единству все большее число как евангельских верующих, так и харизматов, выпустило совместное заявление об использовании пророчества в межденоминационных мероприятиях Мы понимаем, что различные церкви, деноминации и служения будут практиковать на своих собраниях пророческую практику самыми различными способами, и у нас нет желания критиковать то, как это делают другие, но тем не менее, когда мы молимся вместе мы требуем соблюдения принятых и согласованных норм ради сохранения мира и гармонии. Вот принятый курс «Движения 2000»:
Мы поддерживаем слышание Бога и использование пророческих даров. Во время межденоминационных собраний ради благоразумия во время передачи слова от Бога следует избегать выражения «так говорит Господь» или же использования прямой речи от лица Бога. Пророчества следует высказывать, обращаясь к Богу же «Господь, мы слышали, как Ты сказал...», или же передавать группе при помощи таких слов: «Я думаю, Бог говорит к нам следующее...», ожидая, что другие согласятся, если это слово истинно.
Сработали ли эти рекомендации? Следует признать, что от старых привычек трудно избавляться и временами в момент наибольшего напряжения в молитве люди поддаются своим эмоциям и теряют контроль над собой, в результате чего нарушают наши правила. Многие люди, присутствующие на таких собраниях, относятся к этому легко. «Ну и что из этого?» — спрашивают они. Мы понимаем, по какой причине происходят такие срывы. Но я встречал молитвенных лидеров, которые, не соглашаясь с нашими позициями, совершенно осознанно нарушали эти правила.