Мощные молитвенные реки в Корее.
Каким бы новым и волнующим ни казалось для нас молитвенное движение, оно никак не новость для Кореи. Молитвенное движение началось там в первом десятилетии этого века и с тех пор постоянно набирало силу. Я называю 1970 год временем, когда молитвенное движение начало переливаться за пределы Кореи, охватывая остальные регионы мира. Американцы давно уже говорят: «Наступит день, когда мы уже не будем посылать миссионеров в страны третьего мира, но сами будем принимать миссионеров из их церквей и будем благословлены тем, чему сможем научиться у них». Этот день наступил. Наряду со множеством других примеров мы, как и весь остальной мир, можем многое узнать о молитве у своих корейских друзей.
За прошедшие сто лет, протестантское христианство в Южной Корее выросло с нуля до тридцати процентов всего населения. По ночам город Сеул расцвечен десятками красных неоновых крестов, обозначающих церкви. Из двадцати церквей мира, насчитывающих двадцать тысяч и более верующих, посещающих воскресные богослужения, девять находятся в Корее. Самая большая баптистская церковь, самая большая методистская церковь, самая большая пресвитерианская церковь, самая большая церковь святости и самая большая пятидесятническая церковь в мире все они находятся в Корее. Полноевангельская церковь Дэвида Йонги Чо в Йоидо — самая большая церковь в мире, насчитывающая семьсот тысяч членов.
Но как произошел этот захватывающий дух рост? Многие задавали этот вопрос корейским христианским лидерам, и практически все они получили один и тот же ответ — молитва?
В 1988 году в Сеуле были организованы всемирные Олимпийские игры. Если бы существовала Золотая медаль за молитву, Корея получила бы эту медаль, вне всякого сомнения. 15 августа 1988 года было организовано особое молитвенное собрание за Олимпиаду. На него пришли один миллион христиан. Но они молились и раньше. Еще одно молитвенное собрание, в котором участвовал миллион верующих, было созвано в национальный молитвенный день в октябре 1992 года.
Молитвенный пример Кореи.
Каждый год в Корее планируются специальные молитвенные программы и события. Но среди них особо выделяются три основных направления, которые теперь практикуются и в остальных странах мира как сильный прорыв в молитвенном движении
1. Утренняя молитва.Молитвы ранним утром — такая же обыденная часть церковной жизни в Корее, как и привычные для нас проповеди в церкви, пение гимнов или сбор пожертвований, с которыми мы все хорошо знакомы. В Корее нет церквей, которые бы не собирались рано утром для принесения молитв. Большие церкви и маленькие, городские и сельские, богатые и бедные — все они включают в программу своей деятельности молитвенные собрания до восхода солнца все триста шестьдесят пять дней в году.
Во время своего недавнего визита в Корею я навестил моего хорошего друга пастора Сундо Кима из методистской церкви в Кванглнм. Мое посещение пришлось на конец особого сорокадневного «молитвенного собрания на горе Хори в», в течение которого пастор призывал своих прихожан к предрассветной утренней молитве. Побуждение посетить эти молитвенные собрания получили даже те кто обычно утренние молитвы не посещали. На этих собраниях они молились от 5 до 6 часов утра. Пастор сказал мне, что каждое утро на молитвы приходит от трех до четырех тысяч человек.
Это я должен был увидеть собственными глазами. Пастор Ким обещал предоставить нам транспорт. На следующее утро его шофер должен был забрать нас с Дорис из гостиницы, однако все оказалось не так-то просто. В ту ночь в Корее разразился невиданный дотоле ураган и более шестидесяти человек погибли в его яростной и жестокой атаке. В 5 часов утра следующего дня дождь и ветер были настолько сильными, что я засомневался, захочет ли вообще кто-нибудь покинуть свой теплый дом, чтобы идти на молитвенное собрание. Но вот подъехал шофер, и мы отправились в церковь Мы приехали уже после начала собрания, и если бы для нас не были зарезервированы места, нам негде было бы сесть — зал на четыре тысячи мест был переполнен! Вот это молитвенное собрание!
В другой свой приезд в Корею я удостоился чести посетить самое большое утреннее молитвенное собрание в пресвитерианской церкви Мионгсонга, пастором в которой служил Ким Сам Хван. Я со своей группой должен был заранее зарезервировать места на шестичасовое утреннее собрание, на котором присутствовало четыре тысячи человек. Однако то было уже третье собрание за утро, первые два прошли в 4 и 5 часов утра. Обычно в пресвитерианской церкви Мионгсонга, ранние утренние молитвенные собрания посещают до двенадцати тысяч человек.
Впервые я приехал в Корею в начале 1970-х годов и в нескольких церквях посетил молитвенные собрания, которые проходили еще до рассвета. Скоро я увидел, что на эти собрания приходит сравнительно небольшое число постоянных членов этих церквей. Помню, я был уверен, что в больших церквях старший пастор назначает на это служение кого-нибудь из своих младших сотрудников из штата служителей. И жестоко ошибался! Я был просто поражен, обнаружив, что практически все эти ранние служения проводились самим старшим пастором.
Поэтому я спросил друзей старших пасторов, почему они сами проводили все эти утренние богослужения. Сначала они посмотрели на меня с нескрываемым удивлением, словно говоря: «Что за глупый вопрос!» Затем, просто вспомнив, что я всего лишь один из американских христиан, почти все они давали одинаковый ответ «Потому что именно в них сконцентрирована вся сила!» Им всем, предстоял целый день служения, и они не хотели пытаться справиться со своим бременем без Божьей силы. Они могли бы полностью согласиться с названием великолепной книги Билла Хибела — «Слишком занят, чтобы не молиться» («Too Busy Not lo Pray»).
2. Ночные молитвенные собрания в пятницу. Почти во всех корейских церквях практикуются всенощные молитвенные собрания, проводимые по пятницам. Обычно большая группа людей собирается в 10 часов вечера, и, люди, молятся вместе до рассвета следующего дня.
В большинстве западных церквей ночные молитвенные собрания проводятся только в связи с особыми случаями. На такие богослужения смотрят как на величайший духовный подвиг. Но корейцы считают подобные собрания совершенно естественным делом. Впрочем, это совсем не значит, что каждый корейский христианин участвует в этих мероприятиях, однако таких верующих все же много. В церкви Полного Евангелия в Йоидо, например, считается обычным делом, если всю ночь молятся более десяти тысяч человек. Эта церковь относится ко все более растущему числу церквей, которые начали практиковать всенощные молитвенные собрания и по средам, причем количество участников такое же. Учитывая, что в Сеуле около семи тысяч церквей, не сомневаюсь, что в среднем во время ночных молитвенных служений в пятницу в одном только Сеуле молится более четверти миллиона христиан.
3. Молитвенные горы. По последним подсчетам, более двухсот церквей в Корее приобрели горы, на которых построили уединенные молитвенные центры. Некоторые из них большие, как, например, молитвенная гора пастора Дэвида Йонги Чо, на которой постоянно молятся три тысячи человек, а по выходным дням — более десяти тысяч. Другие горы просто роскошные, как, например, молитвенная гора пастора Сундо Кима, на которой был разбит молитвенный сад протяженностью более полутора километров. В саду находятся девять специально оборудованных молитвенных площадок, на которых могут молиться от тридцати до двухсот верующих, они украшены статуями в полный рост и изображают различные эпизоды служения Иисуса и Его учеников
На некоторых таких горах имеются молитвенные фото, высеченные в самой горе, куда верующий может удалиться, чтобы молиться в течение нескольких часов или дней. На некоторых молитвенных горах нет службы питания, поскольку предполагается, что молитва сопровождается постом. На одной из таких гор, которые я посетил, единственной пищей была назначенная медиками диета для выхода из долгого поста. Довольно обыденным делом считается пост в двадцать один день. Иногда постятся, по сорок дней.
Молитвенные кабинеты.
Корейские пасторы, у которых достаточно большие церкви, могут позволить себе необычные пасторские кабинеты при церквях, каких я больше нигде не встречал.
Кабинет состоит из двух отделений, и в одном из них нет ничего, кроме подушки на полу, низкой скамеечки для Библии и, может быть, одной-двух картин на стене. Пасторы проводят как минимум час в день в этой комнате, а иногда и больше, молясь в уединении за закрытой дверью.
Второе помещение — спальня с раскладной кроватью и душевая кабина, находящиеся при кабинете. Многие из пасторов проводят в своих кабинетах всю субботнюю ночь в молитве и посте для Божьих благословений на воскресные богослужения.
Неудивительно, что многие американские пасторы и другие христианские лидеры, посетившие Корею, убедились в том, что их молитвенная жизнь существенно отличается от молитвенной жизни корейских верующих. Лэрри Ли ввел многое из практики корейских верующих в своей церкви в Америке, когда он служил пастором в городе Рок, штат Техас. Много раз я слышал, как мой пастор Джерри Джонсон из конгрегацноналистской церкви в Пасадене, штат Калифорния, публично свидетельствовал о том, что его духовная жизнь была коренным образом преобразована после того, как он несколько дней провел на одной из молитвенных гор в Корее.
Забавный случай произошел в 1989 году на Второй Лозаннской конференции в Маниле На одном из этапов конференции участники собрались в национальные группы в разных частях комплекса. Мне случилось встретиться с одним из членов организационного комитета конференции, который отвечал за порядок и координацию работы. Я спросил его, как обстоят дела, и он ответил:
• На собрании американцев черные жаловались на белых.
• На собрании японцев евангельские верующие жаловались на харизматов
• На собрании немцев богословы жаловались друг на друга.
• На собрании корейцев делегаты стояли на коленях и молились.
Мы можем почерпнуть много нового о молитве у корейских верующих!