Специалисты уверенно говорят об особой договоренности о взаимопомощи между сайентологией и разведслужбами США
Иначе обстоят дела в зарубежных странах. Активную кампанию против сайентологии ведет Германия, которая в этом смысле лидирует.
Там в главных политических партиях запретили членство в сайентологии. При правительствах немецких земель созданы специальные рабочие группы по сайентологии, которые стремятся к ограничению деятельности секты. Комиссия по расследованию деятельности сект создана и при федеральном парламенте Германии. В Баварии действует закон, запрещающий государственным служащим быть членами сайентологии (почтальоны, учителя и др. при поступлении на службу дают соответствующую подписку). Другие федеральные земли начинают принимать аналогичные законы. Немецкий суд признал сайентологию не религиозной, а коммерческой организацией. В заключении МВД ФРГ от 6 мая 1994 г. говорится:
В настоящее время организация сайентологов представляется органам внутренней безопасности, уполномоченным вести уголовные расследования и защищать общество, как организация, которая под прикрытием религиозного объединения соединяет в себе элементы экономической преступности и психотеррора в отношении собственных членов с хозяйственной деятельностью и сектантскими наклонностями. Основа ее деятельности лежит в области экономической преступности. Вследствие этого государственные меры должны быть применены именно в этой области[262].
В мае 1997 г. секта официально была поставлена под гласный надзор тайной полиции. Правительство считает своим долгом предупреждать народ об опасности сект, в особенности сайентологии, а народ бойкотирует асе сайентологические предприятия. Немцы, имеющие опыт тоталитаризма и не желающие его повторения, понимают, что сайентология — это не религиозная, а политическая организация фашистского типа с коммерческим уклоном. Сайентологи же, в свою очередь, развязали чрезвычайно агрессивную международную кампанию давления на Германию, обвиняя ее в наступлении второго нацизма: раньше, дескать, гнали евреев, а теперь нас.
Вот что, в числе прочего, заявил министр внутренних дел федеральной земли Бавария д-р Понтер Бекштайн на конференции земельных уполномоченных Лютеранской церкви Германии по вопросам сектантства (12 марта 1997 г.):
...В течение последних месяцев Германия оказалась объектом беспримерной кампании травли со стороны сайентологической организации. <...> Граждане опасаются перспективы подчинения общества, экономики и государства последователям Рона Хаббарда. <...>За этой сектой скрывается преступная организация по отмыванию денег... Сайентология — это человеконенавистнический картель угнетения... ее создатели — преступники, <...> Правительство Баварии... не может допустить, чтобы молодежь была индоктринирована учителем, который находится в подчинении у организации; чтобы люди, поступающие в психиатрические клиники, попадали в руки врачей, которые обязаны рекрутировать новых членов в сайентологию.
<…> Изолированная деятельность отдельных государств будет малоуспешной против международной организации[263].
В США было самое большое количество судебных процессов против сайентологов, тем не менее несколько лет назад Налоговое управление США, не выдержав 25-летней войны, объявленной против него сайентологией, сдалось и пошло на все условия секты. До сих пор мировой общественностью обсуждаются условия этой сделки (которые скрываются обеими подписавшими ее сторонами). Более того, сразу же после сделки с Налоговым управлением правительство США взялось лоббировать интересы секты на международной арене, в высшей степени раздражая этим своих европейских союзников — таких, как Франция и Германия. Дело это продолжает оставаться в высшей степени загадочным. Специалисты уверенно говорят об особой договоренности о взаимопомощи между сайентологией и разведслужбами США.
При помощи экстраординарных усилий американским сайентологам удалось фактически свести на нет начавшийся в 1997 г. во Флориде процесс против «Церкви сайентологии» по делу Лизы Макфирсон[264], члена секты, которая при загадочных обстоятельствах погибла после 17-дневного насильственного заточения в одиночной комнате сайентологического отеля «Форт Харрисон» во Флориде. Она скончалась по пути в клинику скорой помощи. Вскрытие показало, что она не получала никакой жидкости в течение последних 5-10 дней. Тело ее было покрыто кровоподтеками. По всей видимости, последние несколько дней она находилась в бессознательном состоянии, так как ее конечности были объедены тараканами. Но помощи ей никто не оказал. Более того, трагическая история Лизы Макфирсон привлекла внимание прессы к целому ряду загадочных смертей, связанных с сайентологической штаб-квартирой во Флориде. Во всяком случае, это был первый судебный процесс в США, в котором обвинение предъявлено не какому-то конкретному физическому лицу, а всей «Сайентологической церкви». Однако сайентологам каким-то образом удалось добиться того, что проводившая вскрытие патологоанатом отказалась от своих первоначальных показаний, ушла в отставку и уехала из штата. Уголовное дело пришлось закрыть. Однако пока еще продолжается гражданский процесс по этому же делу, и пока сайентологии не удается его остановить.
В Англии после долгих лет запрета сайентологам разрешили покупать рекламное время на телевидении. Однако религией сайентология там по прежнему не признается.
Суперлиберальная Финляндия после долгого рассмотрения отказала сайентологии в регистрации.
В Греции после двухгодичной проверки церкви сайентологии прокуратурой материалы были переданы в суд с рекомендацией закрыть эту организацию. В декабре 1996 г. суд принял решение о роспуске сайентологической организации в Греции. Через год это решение было подтверждено и даже еще усилено греческим апелляционным судом.
Изучение изъятых при обыске документов показало, что имело место проникновение сайентологов в Разведывательное агентство Греции. А недавно греческие газеты опубликовали сенсационные материалы о том, что среди изъятых в офисе сайентологии бумаг были обнаружены сверхсекретные планы военного аэродрома, так что вовлеченность сайентологической организации в разведывательную деятельность можно считать доказанной.
После долгих лет перерыва возобновился широкомасштабный процесс против сайентологии в Испании; во Франции все руководство лионской сайентологической организации осуждено за мошенничество и за доведение человека до самоубийства, начался масштабный процесс над сайентологией в Марселе. Уже много лет тянется длительный судебный процесс в Италии. Правительства Бельгии и Австрии рассматривают вопрос о применении против сайентологии особых мер. Согласно новому антисектантскому французскому закону (несмотря на мощнейшее давление со стороны США, он был принят Национальной Ассамблеей в конце весны 2001 г.), любая секта может быть закрыта после двух проигранных ею или ее руководством судебных процессов. Один из первых кандидатов на закрытие — сайентология.
Словом, Европа рассматривает секту сайентологии как серьезную угрозу личности, обществу и государству. Да и нам не мешало бы последовать примеру наших европейских соседей. Но мы почему-то стараемся во всем ориентироваться на США.
Очень медленно ситуация в нашей стране начала меняться по отношению к сайентологии: 25 февраля 1999 г. в Москве были проведены обыски в четырех офисах, принадлежащих сайентологическим организациям. Обыски проводились в рамках уголовного дела, возбужденного ранее против этой организации одной из окружных прокуратур столицы. Сайентологам вменяется в вину нарушение статей 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство» и 239 УК РФ «Организация объединения, посягающего на личность и права граждан». Проверки по четырем адресам проводили во главе с работниками прокуратуры представители ФСБ, милиции и налоговой полиции при поддержке подразделений спецназа. Сайентология отреагировала на эти события в обычной для нее манере: президент «Международной церкви сайентологии» Хибер Дженч заявил, что обыски проводились мракобесами, реакционерами и недобитыми коммунистами по наводке и при поддержке суперреакционной Русской Православной Церкви. Все это, по его словам, является открытым гонением на веру. Прокуратура со своей стороны говорит, что никаких гонений нет, а есть обыкновенная проверка и обыкновенное уголовное расследование по конкретным обвинениям. И, наконец, в октябре 1999 г. Останкинский суд г. Москвы признал незаконность регистрации «Гуманитарного центра Хаббарда» и принял постановление о его ликвидации. Одновременно было открыто уголовное дело на руководителей организации. Московский городской суд, куда сайентологи подали кассационную жалобу, 13 февраля 2000 г. поддержал решение Останкинского суда. Однако, каким-то таинственным образом, ГЦХ продолжает действовать.
Несколько других дел против сайентологии, инициированных московской прокуратурой, закончились безрезультатно. Все судебные дела против руководителей провинциальных сайентологических организаций, обвинявшихся, как правило, в незаконном предпринимательстве, закончились в пользу правоохранительных органов. Единственным исключением стал Хабаровск, где весной 2001 г. руководительница местного «Центра дианетики» получила 6 лет условно как раз за незаконное предпринимательство. Но главное в том, что наши власти предержащие, наконец, начинают понимать опасность сайентологии и пытаются что-то сделать. Однако это лишь самое начало длительного процесса. К тому же нет никакой гарантии, что его, используя все меры давления (в чем сайентология, как мы видели, весьма опытна и изобретательна), не удастся повернуть в другую сторону.