Круговорот воды в природе и мировой океан
Если мы последовательно прочитаем Аяты Корана, касающиеся роли воды для жизнедеятельности людей, то вряд ли сможем найти идеи, не сообразующиеся с очевидной реальностью. Мы, живущие в современную эпоху, более или менее осведомлены о таком явлении, как круговорот воды в природе. Если, однако, мы взглянем на различные теории об этом, распространенные в древности, то увидим: данные Корана не имеют ничего общего с теми вымышленными представлениями, которые бытовали в эпоху Мухаммада и были плодами философствования, а не наблюдения за явлениями природы. Хотя, безусловно, в те времена можно было эмпирическим путем накопить скромные, но все же полезные практические знания, необходимые для совершенствования методов ирригации. Тем не менее, существовавшие тогда представления о круговороте воды как о явлении природы, едва ли могут восприниматься серьезно в наши дни.
Например, в те времена несложно было представить, что подземные воды — это результат проникновения в почву выпадающих осадков. Однако, в древнюю эпоху подобная мысль, отстаивавшаяся в Риме Витрувием Полием Маркусом в первом веке до н.э., приводилась как исключительная и не принималась всерьез. Так что в течение многих веков до и какое-то время после ниспослания Корана представления людей о характере круговорота воды полностью противоречили реальности.
Два специалиста в этой области — Г.Гастани и Б.Блаву в разделе Всеобщей энциклопедии, озаглавленном "Гидрогеология", приводят поучительную историю данной проблемы.
В седьмом веке до н.э. Фалес Милетский отстаивал теорию, согласно которой океанические воды в виде пара под воздействием ветров перемещались в воздушные пространства над внутренними областями континентов, опадали на Землю и проникали в почву. Эти представления разделял и Платон, считавший, что воды возвращались обратно в океан, протекая по огромной пропасти под названием "Тартар". Эта теория вплоть до восемнадцатого века находила много сторонников, в числе которых был Декарт.
А с точки зрения Аристотеля, водяной пар из почвы конденсировался в прохладных горных пещерах, образовывая подземные озера, питающие родники. Его точка зрения была поддержана Сенекой (1 век н.э.) и многими другими, просуществовав до 1877 года. Среди ее сторонников был и О.Вольжер.
Первая четко сформулированная концепция круговорота воды в природе была выдвинута Бернаром Палисси в 1580 году. Он утверждал, что подземные воды образуются в результате просачивания в почву дождевых вод. Эта теория была подтверждена в семнадцатом веке Мариоттом и Перро.
В нижеприведенных отрывках из Корана отсутствует даже намек на ошибочные представления, господствовавшие до Мухаммада:
"И низвели Мы с Неба воду благословенную и произрастили ею сады и зерна посевов, и пальмы высокие — у них плоды рядами, — в удел рабам, и оживили ею мертвую страну. Таков исход!"[79]
(Коран: Сура 50, Аяты 9-11)
"Мы низвели с Неба воду по мере и поместили ее в Земле, и Мы в состоянии ее удалить. И Мы вырастили ею для вас сады из пальм и винограда; для вас там многие плоды, и их вы едите"
(Коран: Сура 23, Аяты 18-19)
"И послали Мы ветры оплодотворяющими, и низвели с Неба воду, и напоили вас ею, но не вы ее храните"
(Коран: Сура 15, Аят 22)
Этот Аят можно истолковать двояким образом. Ветры могут считаться оплодотворяющими, поскольку они переносят пыльцу. Это, однако, может восприниматься и как образное выражение, по аналогии с тем, как ветер, несущий обычное, недождевое облако, становится ветром, несущим тучу, из которой проливается дождь. Примерами подобного образного представления ветра в роли носителя туч служат следующие Аяты:
"Аллах — Тот, Кто посылает ветры, и поднимают они облако; и погнали Мы его в мертвую область и оживили этим почву после смерти. Так и Воскресение!"
(Коран: Сура 35, Аят 9)
Следует отметить, что описательный в начале Аята стиль затем без всякого перехода изменяется на декларативный — о том, чтo Бог провозглашает. Для Корана очень характерны такие внезапные изменения в стиле повествования.
"Аллах — Тот, Который посылает ветры, и они подымают облако. Он распростирает его по Небу, как Ему угодно, и обращает его в куски. И ты видишь, как дождь выходит из промежутков. А когда Он пошлет его на тех из рабов Своих, которых желает, — вот, они радуются"
(Коран: Сура 30, Аят 48)
"Он — Тот, Который посылает ветры благовестником пред Своим Милосердием. А когда они двинут тяжелое облако, Мы гоним его на мертвую страну, низводим из него воду и выводим ею всякие плоды. Так изведем Мы и мертвых, — может быть, вы опомнитесь!"
(Коран: Сура 7, Аят 57)
"Он — Тот, Который посылает ветры с вестью радости пред Своим Милосердием, и низвели Мы с Неба воду чистую, чтобы Нам оживить ею мертвую страну и чтобы поить ею обильно то, что Мы создали, — скот и людей"
(Коран: Сура 25, Аяты 48-49)
"и в чередовании ночи и дня, и в том, что ниспослал Аллах с Неба из пропитания и оживил им землю (почву) после ее смерти, и в направлении ветров — знамения для людей, обладающих умом"
(Коран: Сура 45, Аят 5)
Под "пропитанием" в данном Аяте подразумевается ниспосылаемая с Неба вода, как это и явствует из контекста. Особо сказано о направлении ветров, от которого зависит цикл дождей.
"Он низвел с Неба воду — и потекли русла по их количеству, и унес поток пену вздымавшуюся ..."
(Коран: Сура 13, Аят 17)
Бог повелевает Пророку:
"Скажи: “Видите ли вы, если вода ваша окажется в глубине, кто придет к вам с водой ключевой?”"
(Коран: Сура 67, Аят 30)
"Разве ты не видишь, что Аллах низвел с Небес воду и повел ее источниками в Земле, потом изводит благодаря ей злаки разнообразных цветов ..."
(Коран: Сура 39, Аят 21)
"Мы устроили на ней сады из пальм и виноградника и извели в ней источники"
(Коран: Сура 36, Аят 34)
В последних трех Аятах подчеркнуто важное значение источников и способов их пополнения за счет поступающей в них дождевой воды. Стоит остановиться, чтобы подумать над этим, а также вспомнить, что в средние века господствовали представления об этом явлении, аналогичные тем, которых придерживался еще Аристотель, считавший, что источники пополняются водой из подземных озер. В разделе о гидрологии Всеобщей энциклопедии М.Р.Ременьерас, преподаватель Французской национальной школы сельского хозяйства, вод и лесов (Ecole nationale du Genie rural, des Eaux et Forкts), описывает основные этапы гидрологии, упоминая при этом о замечательных ирригационных сооружениях, возводившихся в древние эпохи, в частности, на Ближнем Востоке. Он, однако, отмечает, что проведением данных работ руководил чисто эмпирический опыт, поскольку все теории соответствующей области в ту пору базировались на ошибочных положениях. Далее он продолжает: "Лишь с наступлением эпохи Возрождения (где-то между 1400-1600гг.) чисто философские понятия уступили место исследованиям, основанным на объективном наблюдении гидрологических явлений. Против концепции Аристотеля первым восстал Леонардо да Винчи (1452-1519)".
В своем труде "Необыкновенное рассуждение о происхождении вод и фонтанов, как естественных, так и искусственных" ("Discours admirable de la nature des eaux et fontaines tant naturelles qu'artificielles"), изданной в Париже в 1570г., Бернар Палисси правильно объясняет круговорот воды в природе и, что особо примечательно, — "способ питания источников дождевой водой".
Это последнее положение точь-в-точь совпадает с тем, о чем сказано в Аяте 21 Суры 39, где описывается путь, по которому дождевая вода попадает в подземные источники.
В Аяте 43 Суры 24 речь идет о дожде и граде:
"Разве ты не видишь, что Аллах гонит облака, потом соединяет их, потом превращает в тучу, и ты видишь, как из расщелин ее выходит ливень. И низводит Он с Неба горы, в которых град, и поражает им, кого пожелает, и отклоняет, от кого пожелает. Блеск молнии Его готов унести зрение"
Следующий же отрывок требует комментария. Это Сура 56, Аяты 68-70:
"Видели ли вы воду, которую пьете? Разве вы ее низвели из облака, или Мы низводим? Если бы Мы пожелали, Мы бы сделали ее горькой, отчего же вы не поблагодарите?"
Упоминание о том, что Бог мог сделать пресную воду соленой есть ни что иное, как способ выражения Всемогущества Бога.
Еще один способ напоминания нам о Его Всемогуществе — это вызов, брошенный Богом человеку, чтобы человек попытался заставить тучи пролиться на Землю дождем. Современная технология, несомненно, позволяет вызвать дождь искусственным путем. Но следует ли из этого, что положения Корана, касающиеся способности человека вызывать осадки, можно оспорить? Ответ здесь будет "нет", поскольку очевидно, что необходимо помнить об ограниченности человеческих возможностей в этой области. Вот что пишет в разделе "Выпадение осадков" Всеобщей Энциклопедии М.Фаси, один из специалистов бюро метеорологии Франции: "В принципе, невозможно вызвать выпадение дождя из облака, не обладающего свойствами, характерными для дождевой тучи или же еще не достигшего необходимой стадии зрелости". Отсюда следует, что человеку, в общем, не дано ускорить процесс выпадения осадков посредством каких-либо технических устройств, если отсутствуют необходимые для этого естественные условия. Иначе люди навсегда избавились бы от такого стихийного бедствия, как засухи. Так что контроль над дождем и хорошей погодой и поныне остается лишь мечтой.
Человек не может по собственной воле нарушить естественный цикл, предопределяющий круговорот воды. Основываясь на современных гидрологических теориях, данный цикл можно обобщенно представить следующим образом.
Тепло солнечных лучей приводит к испарению воды с поверхности морей, внутренних водных бассейнов и воды, просочившейся в верхние слои почв. Образующиеся пары воды поднимаются в атмосферу, конденсируются там, образуя облака и тучи. Затем в процесс вступают ветры, которые переносят образованные облака на самые разные расстояния. Облака могут или делиться, рассеиваться, так и не вызвав осадков, или сливаться с другими облаками, становясь таким образом еще более насыщенными. Некоторые из них затем могут достигать степени насыщения, достаточной для того, чтобы пошел дождь. Если он проливается над поверхностью морей, которыми покрыто 70% Земной поверхности, то весь цикл очень скоро повторяется. Если же дождь выпадает на сушу, воду впитывают растения, что ускоряет их рост. Растения, в свою очередь, также выделяют воду, возвращая некоторое ее количество в атмосферу. Оставшаяся вода в той или иной степени просачивается в почву, откуда она или поступает через различные каналы в море или же стекает в источники, оросительные системы, а оттуда вновь возвращается в водные артерии, протекающие по поверхности Земли.
Сравнивая данные современной гидрологии со сведениями, содержащимися в многочисленных Аятах Корана, приведенных в этом параграфе, надо признать, что между ними нет каких-либо ощутимых расхождений.
Моря
Вышеприведенные Аяты из Корана дают материал для сравнения содержащихся в них сведений с данными современной науки о круговороте воды в природе. Но подобного нельзя сказать в том случае, когда речь заходит о морях. В Коране нет ни одного положения, касающегося проблемы морей, которое можно было бы сравнить с научными данными из этой области. Однако это не умаляет необходимости указать на то, что ни одно из положений Корана, в которых говорится о морях, не основано на верованиях, мифах или суевериях, господствовавших во времена ниспослания Откровения.
В ряде Аятов Корана говорится о морях и судоходстве. Их цель — побудить к размышлению. Они содержат в себе свидетельства Всемогущества Бога, проистекающие из фактов обыденной жизни, которые каждый может свободно пронаблюдать. Примерами тому являются следующие Аяты:
"(Аллах) ... подчинил вам суда, чтобы они ходили в море по Его повелению ..."
(Коран: Сура 14, Аят 32)
"Он подчинил море, чтобы вы питались из него свежим мясом и извлекали оттуда украшения, которые надеваете. Ты видишь корабли, рассекающие его, чтобы вы искали Его Милость, — может быть, вы будете благодарны!"
(Коран: Сура 16, Аят 14)
"Разве ты не видел, что судно плывет по морю по Милости Аллаха, чтобы показать вам Его знамения? Поистине, в этом — знамения для всякого терпеливого, благодарного!"
(Коран: Сура 31, Аят 31)
"У Него бегущие, высоко поднятые на море, как горы"
(Коран: Сура 55, Аят 24)
"И знамение для них — что Мы носили их потомство в нагруженном корабле. И Мы создали для них из подобного ему то, на чем они ездят. А если Мы пожелаем, то потопим их, и нет помощника для них, и не будут они спасены, если не по Милости от Нас и пользованию до времени"
(Коран: Сура 36, Аяты 41-44)
Здесь, несомненно, речь идет о судне, несущем человека по морю, точно так же, как давным-давно плавали в ковчеге Ной и остальные его "пассажиры", которые, в конце концов, достигли суши.
С морем связано и другое явление природы, необычное по своему характеру. Читая Коран, мы сразу же обращаем на него внимание, поскольку есть Аяты, специально этому посвященные. В трех Аятах рассказано о том, что происходит с водами крупных рек при впадении их в мировой океан.
Это явление прекрасно известно и его часто можно наблюдать. Суть его заключена в том, что при впадении больших рек в море не происходит мгновенного перемешивания соленых вод океана с пресной речной водой. В Коране это показано на примере так называемого эстуария рек Тигр и Евфрат: их воды сливаются и образуют своеобразное "море", Шат-Аль-Араб, длиной более 150 км, которое впадает в Персидский залив. Во внутренних частях этого моря приливы создают благоприятное для региона явление — приток воды на сухую землю, обеспечивающий ее орошение. Чтобы правильно понять текст соответствующего Аята, следует знать, что арабское слово "бахр" — не совсем точный аналог русского слова "море" — означает огромные массы вод. Причем слово "бахр" употребляется и там, где речь идет о море как таковом, и там, где речь идет о больших реках, таких как Нил, Тигр, Евфрат.
Вот те три Аята, в которых описывается вышеупомянутое явление:
"И Он — Тот, Который предоставил путь двум морям. Это — приятное, пресное, а то — соль, горькое. И устроил между ними перепону и преграду нерушимую"
(Коран: Сура 25, Аят 53)
"Не могут сравняться два моря: это — сладкое, пресное, приятное для питья, а это — соленое, горькое; из каждого вы питаетесь свежим мясом и извлекаете украшения, в которые облекаетесь ..."
(Коран: Сура 35, Аят 12)
"Он разъединил моря, которые готовы встретиться. Между ними преграда, через которую они не устремятся. ... Выходит из них обоих жемчуг и коралл"
(Коран: Сура 55, Аяты 19-20,22)
Помимо описания этого явления, выступающего в данном случае как основная тема, в этих Аятах говорится о том, чтo можно получить из речных и морских вод: рыбу, украшения (кораллы и жемчуг). Относительно явления, когда не наблюдается немедленного перемешивания речных и морских вод в эстуарии, необходимо отметить, что оно характерно не только для Тигра и Евфрата (хотя сами эти реки в тексте Корана прямо не называются, очевидно, что речь идет именно о них). То же самое явление характерно и для других полноводных рек, таких, как Миссисипи, Янцзы и т.д. Очень часто при впадении таких рек в море перемешивание пресной и морской воды происходит уже довольно далеко от берега.
Рельеф Земной поверхности
Земля исключительно сложна по своему строению. Сегодня уже можно с определенным приближением представить ее устройство: это Земное ядро, где вещество пребывает в расплавленном состоянии и температура, особенно в центре, исключительно высока, а также поверхностный слой — Земная кора, относительно тонкая, твердая и холодная. Ее толщина — от нескольких километров до нескольких десятков километров. В то же время радиус Земли составляет 6 000 км, так что на ее кору в среднем не приходится и одной сотой радиуса Земного шара. Но как раз в этой своеобразной "коже" и происходят все основные геологические явления.
Изначально Земная поверхность была складчатой. Ее складки дали начало образованию горных хребтов. Процесс формирования гор в геологии называется термином "орогенез". Он играет очень важную роль, поскольку до образования гор Земная кора была опущена, причем глубина провалов в ней была прямо пропорциональна высоте хребтов, которым предстояло вырасти на их месте. Таким образом, этот процесс способствовал формированию слоя, находящегося под горными хребтами.
Стадии распределения по поверхности Земного шара морей и суши были установлены лишь недавно, и то не окончательно. Мы все еще не обладаем абсолютно полными сведениями об этом даже относительно самых последних и лучше всего изученных геологических периодов.
Мировой океан, по-видимому, возник и сформировался как единая гидросфера Земли около полутора миллиардов лет тому назад. К концу первичной эры континенты, очевидно, представляли собой единое целое, впоследствии разъединившееся на части. Некоторые континенты или их части возникли как следствие процесса формирования горных массивов в морских зонах. Это, к примеру, Гренландия и часть Европы.
В наше время считается, что доминирующую роль в процессе возникновения суши сыграло формирование и развитие горных хребтов.
Эволюция Земли от первичной до четвертичной эры делится на "орогенические фазы", которые, в свою очередь, подразделяются на циклы, имеющие аналогичные названия, поскольку процесс формирования всех без исключения горных массивов повлиял на соотношение площадей, занимаемых мировым океаном и континентами. В ходе этого процесса одни части суши исчезали, другие возникали, и в течение сотен миллионов лет соотношение "суша-море" изменялось. В настоящее время суша занимает лишь три десятых поверхности планеты Земля.
Приведенная общая информация позволяет очень приблизительно очертить процесс формирования гор. Если подойти к нему с современными критериями, то окажется, что в горообразовании воистину практически нет ничего примечательного, ибо в Коране говорится о Милости Бога, сотворившего Землю, как, например, в следующих Аятах:
"Аллах сделал для вас Землю подстилкой, чтобы вы ходили по ней дорогами широкими"
(Коран: Сура 71, Аяты 19-20)
"И Землю Мы разостлали. И прекрасные устроители Мы!"
(Коран: Сура 51, Аят 48)
"Разостланный ковер" — это Земная кора, затвердевшая оболочка, на которой мы живем. Ведь внутренние слои Земли непригодны для каких бы то ни было форм жизни, поскольку там высокие температуры и жидкое состояние веществ.
Важную роль играют те положения Корана, где сказано о горах и их устойчивости, то есть состоянии, последовавшем за периодом складчатости. Здесь звучит призыв к неверным пристально взглянуть на некоторые явления природы, среди них:
"и на горы, как они водружены, и на Землю, как она распростерта"
(Коран: Сура 88, Аяты 19-20)
В следующих Аятах указывается, каким именно образом горы прикреплены к Земле:
"Разве Мы не сделали Землю подстилкой и горы — опорами"
(Коран: Сура 78, Аяты 6-7)
Под опорами тут подразумевается аналогичные тем, которые используются для прикрепления и установки шатра.
Современные геологи считают, что от складок на поверхности Земли произошли горы, и что протяженность складок колеблется приблизительно от 1 до 10 км. Стабильность Земной коры — следствие этих складок.
Так что не удивляют следующие размышления по поводу гор в некоторых местах Корана, к примеру:
"и горы — Он утвердил их"
(Коран: Сура 79, Аят 32)
"... и бросил на Землю прочно стоящие, чтобы она не колебалась с вами ..."
(Коран: Сура 31, Аят 10)
Та же фраза повторяется в Аяте 15 Суры 16, и практически та же мысль выражена в Аяте 31 Суры 21:
"И Мы устроили на Земле прочно стоящие, чтобы она не колебалась с ними ..."
В этих Аятах говорится о том, что горы "заложены" на поверхности Земли таким образом, что обеспечивается их стабильность. Это, в свою очередь, полностью согласуется с данными геологической науки.
Атмосфера Земли
Помимо ряда положений, касающихся исключительно Неба, которые уже рассмотрены в предыдущей главе, в Коране есть несколько мест, где речь идет о явлениях, происходящих в атмосфере. Сравнивая их с данными современной науки, как и во всех других случаях мы можем отметить, что между описываемыми в Коране явлениями и данными современной науки нет совершенно никаких противоречий.
Высота
На большой высоте наблюдается всем знакомое чувство дискомфорта, усиливающееся по мере увеличения высоты, о чем и отмечено в Аяте 125 Суры 6:
"Кого пожелает Аллах вести прямо, уширяет тому грудь для Ислама, а кого пожелает сбить с пути, делает грудь его узкой, тесной, как будто бы он поднимается на Небо ..."
Некоторые комментаторы утверждают, что арабам, жившим во времена Мухаммада, было незнакомо чувство дискомфорта на больших высотах. По-видимому, это не совсем так. Ведь существование на Аравийском полуострове горных вершин высотой более 3,5 км свидетельствует о том, что арабы, по всей вероятности, издавна знали, как трудно дышится на большой высоте[80]. Другие комментаторы усмотрели в этом Аяте предсказание покорения космического пространства. Однако подобная точка зрения требует категорического опровержения. По крайней мере, она не имеет никакого отношения к данному месту в тексте Корана.
Атмосферное электричество
Об атмосферном электричестве и его последствиях упоминается в следующих Аятах:
"Он — Тот, Который показывает вам молнию для страха и надежды. Он выращивает облака тяжелые. И гром прославляет Его хвалой, и Ангелы — от страха пред Ним. Он посылает молнии и поражает ими тех, кого пожелает, когда они препираются об Аллахе, — ведь Он силен в бое!"
(Коран: Сура 13, Аяты 12-13)
"Разве ты не видишь, что Аллах гонит облака, потом соединяет их, потом превращает в тучу, и ты видишь, как из расщелин ее выходит ливень. И низводит Он с Неба горы, в которых град, и поражает им, кого пожелает, и отклоняет, от кого пожелает. Блеск молнии Его готов унести зрение"
(Коран: Сура 24, Аят 43)
В этих Аятах четко увязываются два явления — образование густых дождевых или градовых туч и молния. Первое явление относится к числу долгожданных, ибо приносит благо и пользу, а второе порождает страх, ибо если ударяет молния, это происходит по воле Всемогущего. Связь между этими двумя явлениями проверена современной наукой, располагающей данными об электричестве в атмосфере.
Тени
Тени и их перемещение сегодня объяснить очень просто. В Коране о них говорится следующее:
"И Аллах дал вам из того, что создал, тень ..."
(Коран: Сура 16, Аят 81)
"И разве они не видели то, что создал Аллах из разных вещей, тень у них склоняется направо и налево, поклоняясь Аллаху, а сами они смиренны?"
(Коран: Сура 16, Аят 48)
"Разве ты не видишь твоего Господа, как Он протянул тень? А если бы Он пожелал, то сделал бы ее покойной. Затем Мы сделали Солнце ее указателем. Потом Мы сжимаем ее к Себе медленным сжиманием"
(Коран: Сура 25, Аяты 45-46)
Помимо фраз, в которых звучит призыв к смирению перед Богом — Творцом всего, в том числе и тени от любого из сотворенных Им объектов, а также напоминания о том, что если Он пожелает, то может лишить этот мир всего, в чем внешне проявляется Его Власть, в этом тексте Корана говорится и о связи между Солнцем и тенью. Здесь необходимо помнить о том, что в дни Мухаммада считалось, что движение тени есть прямое следствие движения Солнца с Востока на Запад. Этот принцип был положен в основу солнечных часов. В Коране говорится об этом явлении, однако оно не истолковывается на основе представлений, бытовавших во времена ниспослания Откровения. Если бы подобное толкование там присутствовало, его охотно принимали бы в течение многих веков те, кто пришел после Мухаммада . Однако, в конце концов была бы доказана несостоятельность таких взглядов. В Коране же говорится лишь о том, что тень зависит от Солнца. Здесь очевидно отсутствие противоречия между тем, как в Коране описывается тень, и тем, что нам известно об этом явлении в наше время.
Растительный и животный мир
В этой главе собраны многочисленные Аяты, в которых описано происхождение жизни, а в месте с этим и ряд аспектов, касающихся растительного мира в целом, или конкретных тем, связанных с животным миром. Собрав вместе разбросанные по всему тексту Корана Аяты, мы можем получить общее представление о тех сведениях, которые содержатся в этом Писании по данной проблеме.
Рассмотрение вопросов, которым посвящены настоящая и следующая главы, иногда представляется делом особо тонким из-за сложностей, которые вызваны спецификой употребления слов. Эти проблемы удалось преодолеть только благодаря обращению к специальным научным данным, что особенно способствовало преодолению сложностей там, где речь идет о живой природе — животных, растениях и людях. А также там, где сопоставление сведений из Корана с научными теориями показало себя как незаменимое средство при осмысливании некоторых положений Корана, в которых затронуты подобные проблемы.
В настоящей главе будет показана несостоятельность (с точки зрения ученого) переводов некоторых мест Корана, сделанных литераторами. То же самое касается и комментариев, сделанных теми, кто не обладает научными знаниями, необходимыми для понимания текста.
Происхождение жизни
Этот вопрос издавна волновал пытливые умы. Человека всегда интересовало происхождение как его самого, так и всего окружающего живого мира. В настоящей главе этот вопрос будет рассмотрен применительно ко всем видам живых существ. А следующая глава будет посвящена появлению и процессу воспроизводства человека, т.к. разговор об этих научных проблемах требует более обширных комментариев.
Коран исключительно краток в описании происхождения жизни в широком смысле. Такое описание присутствует в том из Аятов, где параллельно говорится о процессе формирования Вселенной. Мы его уже цитировали и комментировали выше.
"Разве не видели те, которые не веровали, что Небеса и Земля были соединены, а Мы их разделили и сделали из воды всякую вещь живую. Неужели они не уверуют?"
(Коран: Сура 21, Аят 30)
Понятие "сделать что-то из чего-то" не вызывает каких-либо сомнений. Эта фраза может означать и то, что всякая живая "вещь" сделана из воды, которая представляет собой важнейший компонент всего живого, и то что всякая живая вещь произошла из воды. Эти два возможных значения полностью соответствуют научным данным. Жизнь на самом деле зародилась в водной среде, и вода — это основной компонент всех живых клеток. Без воды невозможна жизнь. При любом разговоре о наличии жизни на другой планете тут же ставится вопрос: имеется ли там вода в количестве, достаточном для поддержания жизни?
Современные данные наводят нас на мысль о том, что древнейшие живые организмы, должно быть, принадлежали к растительному миру. Найдены морские водоросли, которые восходят к докембрийскому периоду — самому древнему времени, о котором наука располагает сведениями. Организмы, принадлежащие к животному миру, вероятно, появились немного позже. И они тоже зародились в морских глубинах.
Слово "вода" — это в данном случае перевод арабского слова "ма", означающего как воду в атмосфере, так и морскую воду, а помимо этого — жидкость любого другого рода. В первом значении под водой подразумевается элемент, необходимой для жизни любого растения:
"Он, Который сделал для вас Землю равниной, и провел для вас в ней дороги, и низвел с Неба воду, и вывели Мы благодаря ей пары разных растений"
(Коран: Сура 20, Аят 53)
Здесь впервые говорится о парах разных растений. Мы вернемся к этому позже.
Во втором значении под словом "ма" подразумевается жидкость без дальнейшей конкретизации — нечто не совсем определенное, означающее, однако, то, что лежит в основе жизни всех, кто принадлежит к животному миру:
"Аллах сотворил всякое животное из воды ..."
(Коран: Сура 24, Аят 45)
Далее мы увидим, как это же слово употребляется и для обозначения семенной жидкости, которая вырабатывается половыми железами и содержит сперматозоиды. И какие бы проблемы ни затрагивались в Коране, — будь то проблемы происхождения жизни в целом, или воды как элемента, питающего растения в почве, или воды как семенной жидкости у животных, — все положения Корана о происхождении жизни в точности соответствуют данным современной науки. В тексте Корана нет ни одного из мифов о происхождении жизни, распространенных во времена ниспослания Корана.
Растительный мир
Здесь нет возможности процитировать все те многочисленные места в Коране, где говорится о Милости Божьей, благодаря которой дожди несут благотворную влагу, обеспечивающую рост растений.
Вот всего лишь три Аята об этом:
"Он — Тот, Который низводит с Небес воду: для вас от нее питье, и от нее деревья, где вы пасете. Он выращивает ею для вас посевы, маслины, пальмы, лозу и все плоды; поистине, в этом — знамение для людей размышляющих!"
(Коран: Сура 16, Аяты 10-11)
"Он — Тот, Который низвел с Неба воду, и Мы произвели благодаря ей рост всякой вещи; Мы вывели из нее зелень, из которой выведем зерна, сидящие в ряд; и из пальмы, из ее завязей, бывают гроздья, близко спускающиеся; выводим и сады из винограда, и маслину, и гранаты, похожие и не похожие. Посмотрите на плоды этого, когда они приносят плоды, и на созревание их! Поистине, в этом — знамения для людей, которые веруют!"
(Коран: Сура 6, Аят 99)
"И низвели Мы с Неба воду благословенную, и произрастили ею сады и зерна посевов, и пальмы высокие — у них плоды рядами, — в удел рабам, и оживили ею мертвую страну. Таков исход!"
(Коран: Сура 50, Аяты 9-11)
Помимо таких сведений общего характера в Коране имеются и другие, касающиеся более конкретных вещей.